ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 26 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +12°C
Все новости
Все новости
Культура
25 мая 2016, 21:23

РЕПОРТАЖ: Как почувствовать себя танцовщицей без пуантов у балетного станка

Про новую традицию приглашать в закулисье в свой день рождения Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси заявил задолго до 25 мая. И за две недели до события в театре были вынуждены остановить запись на экскурсии: столь большой интерес вызвало это предложение. Корреспонденты БЕЛТА отправились в Большой в составе команды прессы, а всего на экскурсии записались более 3,5 тыс. гостей. Сколько пришло на деле - вопрос, ведь в День открытых дверей не отказали никому.

Представители СМИ начали "обход" с кабинета генерального директора театра Владимира Гридюшко. Он рассказал о творческих планах коллектива и новой традиции - каждый год в день рождения, 25 мая, давать оперу "Кармен". Это была первая постановка, с которой связывается начало истории театра.

Сегодня, кстати, оперой "Кармен" дирижировал испанский маэстро Даниэль Монтане. Главную партию исполнила заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова, которая пела "Кармен" в Большом театре России и театре "Колон" в Буэнос-Айресе, на сцене Пекинской оперы и во время тура по городам Японии, в Латвийской Национальной опере и в Национальной опере Эстонии, Опере Джокоза в Италии и Зальцбургской опере.

Сцена имеет наклон в 4 градуса и осваиваешься на ней не сразу. Артисты говорят, что о непривычных ощущениях быстро забываешь.

За несколько часов до спектакля журналисты попали на сцену, где уже были установлены декорации. Конечно, представительницы прекрасного пола не могли отказаться от соблазна попозировать для фото на память.

Все закулисное хозяйство включает огромное количество механизмов, в управлении движением которых участвуют 7 компьютеров, а руководят всеми процессами 11 человек.

Почему-то журналисты рассчитывали увидеть нечто особенное на потолке в том месте, где крепится люстра зрительного зала. Вернее, с обратной стороны потолка. Были несколько разочарованы, увидев мощный узел механизмов, удерживающий на тросе люстру весом 1,5 т. Хотя, собственно, а чего ожидали?

А вот и эта самая люстра. Ее очень хорошо видно из оркестровой ямы, куда журналисты спустились после.

Дирижер Иван Костяхин шутит, что во время спектакля видит не только музыкантов, артистов на сцене, но и зрителей - боковым зрением. Точнее, чувствует публику, дирижеру, да и музыкантам, передается настроение зала.

Это правда, что желающие норовят свеситься с бортика, заглянуть внутрь. Случай падения в яму известен один: во время репетиции одной из приезжих трупп балерина приземлилась, к счастью, благополучно. А еще был случай падения башмака во время спектакля "Севильский цирюльник". По словам дирижера, это был счастливый башмак: альтистка, в которую он попал, "обиделась", уехала работать в Санкт-Петербург в Мариинский театр.

Увы, во время выступления музыку порой прерывают телефонные звонки. Но это уже не бедствие, как было несколько лет назад, люди стремятся не доставлять неудобства другим. Хотя, порой человек начинает суетливо хлопать себя в поисках звенящего аппарата, возмущаясь при этом, что кто-то звонит в то время, как он слушает оперу. Забавное такое оправдание.

А мы отправляемся на урок вокала. Педагог Татьяна Третьяк дает упражнения своей ученице. Студентка занимается пением давно, очевидно, что без опыта такие задачи решить непросто. Однако добровольцы повторить среди журналистов находятся. Татьяна Третьяк напутствует, что важно петь с хорошим настроением, тогда это принесет радость.

У вызвавшейся журналистки получается, конечно, значительно скромнее, но нимало не портит впечатление. Более того, боевой дух, наоборот, крепнет, и уже в танцевальном зале пишущие представительницы прекрасной половины человечества массово реагируют на приглашение встать к балетному станку. Без пуантов и балетных пачек, правда. Их отсутствие не помешало получить массу впечатлений. Легко ли держать ровно спину, при этом грациозно приседать, устремив просветленный взор?

В репетиционном зале, сцена которого полностью повторяет основную, только размеры ее меньше, репетировали "Витовта". Балет репетируют по частям, а в день спектакля его прогоняют на этой сцене целиком.

Гости театра смогли пообщаться с людьми, чьи имена известны за пределами Беларуси: Юрий Троян, Михаил Панджавидзе, Виктор Плоскина, Нина Ломанович. На творческие встречи собралось немало гостей.

По дороге в хоровой класс встречаем известных танцовщиков Александра Фурмана и Татьяну Шеметовец.

А в хоровом классе - лекция. Мы стараемся пройти на цыпочках и не стучать каблучками.

Обойти пошивочные мастерские, конечно, журналистская команда не могла. Здесь работают мастерицы с золотыми руками, способные и "собольи" шубы сшить, и костюмы затейливой вышивкой украсить.

Совсем немного времени осталось до премьеры балета "Любовь и смерть" на музыку Полада Бюльбюль оглы. Постановку представят во время "Балетного лета в Большом" 11-12 июня, а затем зрители увидят ее 28 июня: балет завершит 83-й театральный сезон.

В основе балета - национальный азербайджанский эпос "Китаби Деде Горгуд". Он по праву причисляется к вершинным образцам древнейших памятников мировой письменной литературы, включен в Список нематериального духовного наследия ЮНЕСКО. Балет очень красочный, что очевидно по декорациям, над которыми работают в живописном цеху.

После путешествия по коридорам закулисья порадовала праздничная картинка в фойе театра. Здесь художники писали портрет прекрасной дамы. Была возможность принарядиться в сюртуки и сценические платья для снимка.

Для маленьких гостей артисты оперы исполняли партии из детских спектаклей, прежде перевоплощаясь в гримерке.

Программу в день рождения в театре подготовили масштабную и вряд ли остались те, кто ушел, не получив практически полного представления о жизни Большого. Идея понравилась посетителям, о чем они не преминули оставить многочисленные отзывы в сундуке пожеланий любимому театру.

Анна ЗОЛОТКО,

Фото Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Культура
Топ-новости
Свежие новости Беларуси