ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 8 мая 2024
Минск Ясно +10°C
Все новости
Все новости
Экономика
25 июня 2010, 18:34

Для рассмотрения в Экономическом суде СНГ иска Беларуси к России объективнее было бы привлечь юриста из стран ЕС или СНГ - эксперт

25 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Для рассмотрения в Экономическом суде СНГ иска Беларуси к России по уплате таможенных пошлин на нефтепродукты было бы объективнее привлечь эксперта из стран Евросоюза или СНГ. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА партнер юридической фирмы Archer legal, преподаватель кафедры таможенного дела факультета международных отношений Белгосуниверситета Виталий Коледа. "Очень удивила позиция суда, что эксперт, являющийся российским гражданином и работающий в государственном учреждении Российской Федерации, является лицом независимым и незаинтересованным, - сказал собеседник. - Принцип любого процесса в любой развитой стране с продолжительными традициями высокой юридической культуры в том, что любой эксперт, специалист или судья, в отношении которого имеются хотя бы формальные основания допускать его возможную предвзятость или зависимость от одной из сторон, подлежит незамедлительному отводу". Ведь даже в футболе матчи национальных сборных никогда не судит арбитр, который является гражданином одной из играющих стран, заметил Виталий Коледа. Поэтому, по его мнению, было бы гораздо объективнее привлечь эксперта из стран Евросоюза или СНГ. Он также высказал несколько мыслей по поводу ситуации с рассмотрением иска Беларуси к России в международном суде. Читая не только российские, но и белорусские издания, отметил Виталий Коледа, невольно складывается мнение, мол, Беларусь - нахлебница, хочет за счет России получить "халяву" от переработки беспошлинной нефти. Однако ведь спор идет вовсе не о нефти! Проблема в другом. Беларусь и Россия путем подписания юридически обязательных международно-правовых соглашений договорились, что облагаться сверх установленного объема импорта будет именно нефть, но никоим образом не нефтепродукты, что с точки зрения даже Товарной номенклатуры Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России - разные продукты. Однако Россия вопреки многочисленным международным соглашениям, которые установили по общему правилу беспошлинную торговлю между Беларусью и Россией, а также двустороннему соглашению между Беларусью и Россией, устанавливающему изъятие из этого правила в отношении нефти, в одностороннем порядке ввела экспортные пошлины в отношении нефтепродуктов. "На мой взгляд, это то же, что, например, подписать договор на поставку молока, а потом поставить сливочное масло, мотивируя это тем, что его получают также из молока", - резюмировал эксперт. Вторая мысль логично вытекает из первой. Таможенный союз с действующими внутри таможенными пошлинами - это просто нонсенс. В мировой практике подобные случаи неизвестны и являются, по сути, ноу-хау российской стороны. Да, Беларусь активно перерабатывает российские нефтепродукты. Страна вложила деньги в свою нефтеперерабатывающую отрасль и получила от этого соответствующую выгоду. Что мешает России в условиях равной конкуренции модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы и сделать предложение для заказчиков более выгодным, чем белорусское? "Пожалуйста, конкурируйте экономическими методами, а не силовым регулированием внешней торговли", - сказал Виталий Коледа. По его мнению, от этих пошлин страдает не только бюджет Беларуси, но и российские заводы и компании, вынужденные ввиду заградительных таможенных пошлин на нефтепродукты из Беларуси закупать по более высоким ценам менее качественную продукцию. Экономический суд в этой ситуации - лакмусовая бумажка эффективности интеграционных процессов на территории СНГ вообще и Евразийского экономического сообщества в частности. От того, насколько суд сможет быть принципиальным и независимым в этом вопросе, а стороны будут готовы следовать его решениям, во многом зависит дальнейшая интеграция стран - участниц Таможенного союза. Ведь подобные споры неизбежны и главное, чтобы они были разрешены в точном соответствии с теми юридическими соглашениями, которые стороны обязались выполнять. Иначе степень доверия к силе подобных соглашений резко понизится, а это чревато тем, что международное право утратит направляющую роль в формировании отношений между странами. "Тогда на первый план выйдет Realpolitik, что может привести к далеко идущим последствиям дезинтеграции и разобщенности на территории СНГ, а это в экономическом плане не нужно, я думаю, ни одной стране", - считает эксперт.
Новости рубрики Экономика
Топ-новости
Свежие новости Беларуси