На Минском автомобильном заводе 13 мая состоялся круглый стол, посвященный повышению престижа профессионально-технического образования. В работе форума приняли участие специалисты завода-гиганта, других крупных белорусских предприятий, а также представители Белорусского союза женщин, Министерства образования и студенты отечественных вузов и колледжей. Что впечатлило участников круглого стола - читайте в нашем репортаже.
Культура производства
Совсем неудивительно, что именно МАЗ стал площадкой для подобного обсуждения. Сегодня в структуре холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" работают около 22 тысяч человек. Немалая часть - молодые кадры, от простых рабочих до управленцев, которые даже после распределения остаются трудиться на благо предприятия.
Интересный факт: на сборку одного автомобиля уходит всего около 15 минут. За это время голое шасси будущего грузовика обрастает всеми необходимыми комплектующими. Мощность линии зависит от загруженности заказами. В эти майские дни ежедневно с завода выходит 30-35 грузовиков.
Не только блогеры
Размах производства оценила генеральный директор ОАО "Управляющая компания холдинга "Бобруйскагромаш" Надежда Лазаревич. Хотя удивить руководителя непросто - и на вверенном ей предприятии есть на что посмотреть.
– Безусловно, очень интересно увидеть поближе один из флагманов белорусской промышленности, хоть на заводе я не в первый раз. Масштабы, конечно, впечатляют, - поделилась эмоциями гендиректор.
Обсуждая тему круглого стола, Надежда Лазаревич отметила: популяризация рабочих профессий крайне важна.
– К сожалению, мы потеряли нить между рабочими и управленческим персоналом. И сейчас нужно ее восстановить для того, чтобы наши дети мечтали стать не только блогерами, но и хорошими сварщиками, начальниками цехов, рабочими иных специальностей.
По мнению руководителя "Бобруйскагромаша", интерес к такого рода профессиям нужно прививать с детства.
– Сейчас на базе Белорусского союза женщин планируем начать новую акцию. Ее суть заключается в том, чтобы школьники с самых малых лет бывали на подобных заводах, видели сборку тех же грузовиков или другой техники, понимали важность производства в масштабах страны. В общем, необходимо прививать интерес практическими методами. Но только подобной работой не ограничимся. Мы намерены создать нормативный документ, по которому юноши смогут отрабатывать практику до поступления на армейскую службу, - пояснила Надежда Лазаревич.
На "Бобруйскагромаше" работает немало молодых кадров. Среди них - ведущий инженер-конструктор Иван Канашков. Такой серьезной должности он достиг всего за шесть лет после окончания вуза.
– Для комфорта молодого специалиста на производстве должно сойтись сразу несколько факторов. Во-первых, это отношения руководства и коллектива. Во-вторых, оплата труда. Но многое зависит и от самого человека. Если относиться к своим обязанностям несерьезно, то даже в самых тепличных условиях вряд ли добьешься результата. И неважно, в какой сфере работаешь, - резюмировал ведущий инженер-конструктор.
Новое поколение
Оценили участники форума и новую технику. Особое внимание привлек автобус нового поколения - МАЗ-303. Это уже не опытный образец - несколько машин курсируют по маршрутам столицы и других белорусских городов. Среди главных преимуществ модели - полностью низкий пол на всем протяжении салона, что позволяет людям с ограниченной мобильностью избежать проблем при входе и выходе. Небольшие изменения претерпела и конфигурация салона. Количество сидячих мест - до 30, в зависимости от пожеланий заказчика. Значительно доработано рабочее место водителя. Оно стало более эргономичным и при этом компактным.
Кроме прочего, гостям представили грузовики сельскохозяйственного назначения, а также гоночную технику команды "МАЗ-СПОРТавто", представляющей Беларусь в ралли-рейдах "Дакар" и других подобных соревнованиях. В 2018-м наша команда смогла занять в общем зачете "Дакара" второе место, уступив лишь россиянам из КАМАЗа.
"Молодому специалисту важно понимать, насколько он востребован"
Действительно, в последнее время престиж рабочих профессий среди молодежи совсем невысок. Причин, которые привели к такому положению дел, много, и обсуждать их можно долго. Задача управленцев теперь в том, чтобы эту тенденцию переломить.
– Успех молодого специалиста на предприятии - совокупность множества факторов, - уверен генеральный директор Минского автомобильного завода Валерий Иванкович. - Мотивация - это хорошо. Но она, как могу судить по своим кадрам, занимает далеко не главное место. Первоочередный фактор заключается в условиях труда: с кем человек работает, насколько он востребован. Это в некотором смысле даже более актуально, чем уровень заработной платы. И решение этих задач зависит от нас, руководителей.
Кроме прочего, крайне важным остается институт наставничества над молодыми специалистами, который в последнее время находится в определенном застое. По мнению управленца, для закрепления молодых кадров необходимо разработать что-то вроде специальной программы.
– Понятно, что за один раз эту проблему решить не сможем. Однако создавать более комфортные условия для молодежи нужно уже сейчас, - уверен Валерий Иванкович.
Справка
Историю Минского автомобильного завода принято отсчитывать с августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны СССР принял постановление, согласно которому в Минске должно было появиться свое автосборочное предприятие. Первые экспериментальные образцы продукции вышли из цехов в ноябре 1947-го. А уже спустя несколько лет производство стало одним из крупнейших во всем Советском Союзе.
Предприятию удалось сохранить статус гиганта даже в сложные времена после развала СССР. Более того, заводчане освоили множество ранее непрофильных видов продукции. Например, пассажирские автобусы различного класса, которые быстро завоевали не только белорусский, но и постсоветский рынок.
Ежегодно на МАЗе выпускают около 12 тысяч единиц техники. В основном речь идет о грузовых машинах и автобусах. Также в каталоге предприятия – прицепы и полуприцепы. Одной из последних новинок стал электробус для пассажирских перевозок, способный проехать на одном заряде около 300 километров.