Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Ждет ли Беларусь повсеместная e-коммерциализация?

Экономика 04.08.2015 | 07:01

В ближайшие несколько лет рынок e-commerce может совершить революцию в розничных продажах в Беларуси. Технически это возможно уже сегодня - остается ждать, когда для этого созреют продавцы и покупатели, считает совладелец компании "ИКомЧардж" ООО Александр Шостак. Его компания под брендом bePaid предоставляет услуги по приему и обработке карточных онлайн-платежей, а также систем защиты от мошенничества и управлению рисками для игроков рынка e-commerce.

"Уже сегодня в Беларуси есть все необходимые технологии для того, чтобы полностью обеспечить запросы как продавцов, так и покупателей в сфере электронной коммерции. Другое дело, что в силу психологии покупателей, а также отсутствия необходимых знаний в этой сфере у продавцов процесс тормозится. Остается ждать, когда они созреют, и подталкивать их к этому, проводя образовательные семинары и мастер-классы", - отмечает Александр Шостак.

Эксперт подчеркивает, что рынок e-commerce - один из самых быстрорастущих в стране. Ежегодно он прирастает на 15-20%. В 2015 году ощутимый толчок ему дал "Евроопт", организовав возможность приобретения продуктов через интернет. "Новая услуга крупнейшего розничного продавца в Беларуси очень быстро стала популярной, и он уже готов расширить ее на областные центры. Это серьезный прорыв, благодаря которому значительно вырастет как оборот в e-commerce (в 2014 году он составлял порядка $450 млн), так и количество покупателей", - считает Александр Шостак.

В то же время он отмечает, что большинство услуг, которые в Беларуси относят к e-commerce, на самом деле являются "неполноценными". "Согласно исследованиям, проведенным осенью прошлого года торговой площадкой kupi.tut.by, около миллиона белорусов совершают покупки в интернете. Но, если честно, большая часть из них совершают выбор товара в интернете, а саму покупку - оффлайн и чаще всего платят наличными курьеру. Согласно этим исследованиям, лишь 17% покупателей расплачиваются карточкой непосредственно на сайте продавца", - признается он.

"Вариант, при котором покупка оплачивается наличными, едва ли тянет на полноценную e-commerce. Почему так происходит? Проблемы есть как у продавцов, так и у покупателей", - уверен Александр Шостак.

"Продавцы до сих пор не могут наладить нормальный прием платежей с карточек на своих сайтах. Когда объясняешь, насколько это просто, - они удивляются. В Беларуси уже много лет говорят о финансовой грамотности населения, однако она, похоже, ориентирована лишь на потребителей, а не на продавцов", - продолжает эксперт.

Правда, признается он, есть и определенный психологический барьер у покупателей. "Слишком громко звучат новости о мошенничествах с банковскими картами. И если, допустим, орудующим в торговом центре вором-карманником никого сегодня не испугаешь, то любое сообщение о мошенничестве с банковской карточкой пугает потребителей не на шутку. В результате число людей, совершающих платежи карточками на сайтах, растет медленнее, чем нам хотелось бы", - отмечает Александр Шостак.

Тем не менее, считает он, белорусский рынок близок к прорыву: преодолению и недостатка информации об организации платежей на сайте для продавцов, и "взятию" психологического барьера у покупателей.

"Думаю, динамика роста рынка e-commerce в Беларуси не только сохранится. Он будет расти еще быстрее. Сумма в $450 млн звучит, казалось бы, внушительно. Но вот цифра в 1,5% - именно столько занимает рынок e-commerce в общем белорусском рынке - выглядит смешно. Думаю, в ближайшее время она вырастет как минимум в два раза, а к 2020 году достигнет отметки в 10%. А процент людей, расплачивающихся карточкой на сайте, приблизится к отметке в 50%", - уверен Александр Шостак.

"Безусловно, догнать Западную Европу в сегменте e-commerce практически невозможно. Но вот немного сократить разрыв - вполне реально", - добавил он. "Ждать полной e-коммерциализации Беларуси в ближайшее время не стоит - всегда будет много людей, желающих потрогать товар своими руками перед покупкой, увидеть его собственными глазами, просто любящих шоппинг. В ближайшие лет пятьдесят оффлайн-торговле ничего не угрожает и торговые центры не опустеют. Однако для тех, кто предпочитает совершать покупки, сидя в уютном кресле дома, скоро наступит настоящий рай - они смогут приобрести практически любой товар или услугу, за исключением запрещенных законом", - утверждает представитель компании BePaid.


Новости рубрики Экономика
...
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3075 BYN 2.304 BYN 2.312 BYN
USD
1.955 BYN 1.95 BYN 1.956 BYN
RUB
3.3984 BYN 3.39 BYN 3.4 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко о развитии ЖКХ: не могу допустить бесконтрольного положения дел в жизненно важной отрасли

Инфографика

Время стать заметней За январь-сентябрь 2017 года с участием пешеходов совершено 705 ДТП, в которых погибли 137 человек и травмированы 608.
Круглый стол Наталья Хвир,
Светлана Краюшкина,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Валентин Вашкевич,
Денис Кобрусев,
Татьяна Петрова
13 октября Градостроительная политика в Минске: развитие городских территорий и будущее старых кварталов
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками
Круглый стол Наталья Хвир,
Вадим Писаревич,
Алла Сташкевич,
Елена Боганева,
Янина Борисевич
27 июля Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Вячеслав Дурнов,
Сергей Репкин,
Вадим Девятовский,
Наталья Шоломицкая
20 июня Белорусский спорт: как добиться высоких результатов на международных стартах и воспитать новых звезд