ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 15 мая 2024
Минск Малооблачно +12°C
Все новости
Все новости
Интервью
22 февраля 2016, 12:39
Дмитрий Крупский

Кластерная модель развития: конкурировать объединяясь

Дмитрий Крупский
Дмитрий Крупский
Начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь

Не столько выжить, сколько преуспеть в современном предпринимательском мире можно только при условии конкурентоспособности. Но если раньше понятие "конкурент" стояло где-то в одном ряду со словосочетанием "сам по себе", то в последние два десятилетия бизнес-сообщество стало приходить к выводу, что объединившись конкурировать не просто можно, но и значительно легче. Так начала формироваться кластерная модель развития экономики. И Беларусь в этом процессе хоть и не сразу, но все-таки не стала исключением. О кластеризации отечественной экономики в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Дмитрий Крупский.

- Дмитрий Марьянович, складывается такое ощущение, что слово "кластер" стало чуть ли не приметой последних нескольких лет - настолько часто его используют. Правда, не во всех случаях правильно. Поэтому в самом начале разговора предлагаю дать определение тому, что же такое кластер в его истинном значении?

- Действительно, популярность теории кластеров в экономике породила огромное количество определений, так и не предложив единого. В итоге чаще всего пользуются первичным, данным родоначальником кластерной теории Майклом Портером: кластеры - это концентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений), в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу. Например, в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Беларуси дается такое определение: кластер - это совокупность территориально локализованных предприятий и индивидуальных предпринимателей, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости.

- Кластерная модель относительно молодая - развитие она получила в 1990-х годах, но это развитие оказалось настолько активным, что всего за два десятка лет процессом кластеризации охвачено около 50% ведущих стран мира. В чем преимущества кластерной модели?

- Процесс кластеризации идет очень активно. Представьте: в США в рамках кластеров работает более половина предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%. В ЕС насчитывается более 2 тыс. кластеров, в которых занято около 40% рабочей силы. Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленности. Благодаря кластеризации экономики Финляндия занимает ведущие места в мировых рейтингах конкурентоспособности. За счет кластеров, отличающихся высокой производительностью, эта страна, располагая всего 0,5% мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% бумаги.

Что до преимуществ, то изначальный посыл, почему кластерная модель появилась, прижилась и развилась, заключается в том, что кластеры являются инструментом повышения конкурентоспособности экономики. Это было доказано и обосновано Майклом Портером. А поскольку он имел достаточно серьезный вес в научном сообществе, его идеи были довольно быстро восприняты и госаппаратом. В результате период 1990-2000-х годов ознаменовался активным принятием различного рода программных документов, в которых декларировалась идея поддержки и развития кластеров на государственном уровне.

- В Беларуси о кластерной модели заговорили несколько позже…

- Да, позже, но, что ценно, все же заговорили. Точкой отсчета можно считать Государственную программу инновационного развития на 2011-2016 годы, где впервые прозвучала идея формирования в стране инновационно-промышленных кластеров. В документе был прописан тезис о необходимости разработки концепции - силами специалистов Министерства экономики она появилась в 2013 году, в начале 2014-го ее утвердило правительство.

- По каким направлениям было решено вести работу по созданию инновационно-промышленных кластеров?

- Направлений два: нормотворческая и организационно-практическая деятельность. В настоящее время можно говорить о том, что необходимый набор правовых актов подготовлен. Документы, принятие которых было необходимо на уровне Министерства экономики, утверждены министром. Проекты НПА, требующие принятия на уровне правительства и Президента, находятся на различных стадиях рассмотрения. Признаюсь, процесс исключительно не прост, поскольку действует принцип консенсуса, то есть требуется обеспечить согласие всех заинтересованных. Проблема либо в отсутствии, либо во фрагментарном видении того, зачем нужны кластеры и какая от них польза непосредственно для Беларуси.

- Действительно, а какая?

- Если мы говорим о субъектах хозяйствования в целом, то польза от внедрения кластерной модели триединая. Во-первых, это возможность интеграции различных субъектов хозяйствования, работающих в различных секторах экономики: от науки, образования, производства и т.д., что серьезно расширяет возможности за счет сетевого взаимодействия участников. Во-вторых, экономия средств при проведении совместных мероприятий. Особенно это актуально для субъектов хозяйствования малого и среднего бизнеса. В-третьих, продвижение коллективных интересов участников кластера. Появляется возможность артикулировать эти интересы на уровне госорганов и добиваться того, чтобы их принимали во внимание при разработке и реализации соответствующей политики, что в условиях нашей страны, в условиях того этапа нашего общественного развития, когда институты гражданского общества только формируются, является отнюдь не лишним.

- Но это скорее в целом, а конкретно для белорусской экономики?

- В концентрированном виде актуальность кластеризации национальной экономики обуславливается тремя моментами. Прежде всего, это использование кластеров в качестве инструмента обеспечения/повышения конкурентоспособности национальной экономики. То есть речь о макроэкономическом аспекте полезности кластеров.

Далее следует помнить, что кластерное развитие экономики априори предполагает создание и функционирование в автономном режиме механизма координации и согласования интересов бизнеса и государства, что является основой для успешного развития государственно-частного партнерства.

Кроме того, кластеризация экономики становится одним из способов консолидации отечественного бизнеса, идентификации и продвижения им своих экономических интересов, что является значимым с точки зрения формирования в нашей стране высокой правовой культуры и гражданского общества в целом.

Таким образом, в случае запуска процесса внедрения кластерной модели развития может быть достигнут значительный мультипликационный и синергетический эффект, а сама кластеризация ускорит структурную перестройку национальной экономики и повысит активность бизнес-сообщества в решении значимых социально-экономических задач страны. В идеале, и в пользу данного тезиса свидетельствует зарубежный опыт, кластеры могут стать своеобразными "ячейками экономики", что позволит обеспечить повышение устойчивости в целом национальной экономики к внешним вызовам и угрозам.

Что же касается практической пользы кластеризации для белорусских субъектов хозяйствования, особенно для малого и среднего бизнеса, здесь краеугольной является возможность концентрации ресурсов для реализации крупных совместных проектов. Исторически сложилось, что у нас доминировала государственная собственность, а процесс накопления капитала частным бизнесом растянулся во времени на целых 20 лет с момента провозглашения независимости. В результате сейчас на повестке дня стоит вопрос укрупнения капиталов, чтобы малое и среднее предпринимательство было способно выйти на качественно новый уровень развития. Здесь требуются инструменты институционального характера, которые бы позволили этот барьер преодолеть.

- Но в Беларуси уже предпринимались определенные попытки "укрупнить" частный бизнес.

- Да, в свое время наше министерство довольно активно проводило политику перерегистрации ИП в ЧУПы, тем самым ратуя за повышение прозрачности, вывод субъектов хозяйствования из тени и обеспечение концентрации капитала. Эта политика имела ограниченный успех и, в конце концов, достигла цели частично. Ну что ж: если так не получилось, значит, нужно действовать с использованием сугубо экономических инструментов.

- Таких, например, как кластер?

- Именно. Кластер - это тот инструмент и даже социальный институт, который позволяет реализовывать масштабные проекты в интересах всех его участников. Происходит это через организацию совместного взаимодействия на основе доверия, что для частных предпринимателей архиважно: нет доверия - нет бизнеса.

Еще один плюс кластерной модели для Беларуси - это возможность самоидентификации участников кластера как представителей отдельного социального слоя деловых людей, предпринимателей со своими целями и интересами. Беларусь - молодое государство и в связи с известными событиями, которые происходят по периметру наших границ, проблема самоидентификации различных слоев общества, соотнесение их с национальной идентичностью (что они не просто жители этого места, но, прежде всего - граждане суверенной страны, способные и готовые отстаивать ее национальные интересы) стоит весьма остро. В рамках кластеров, являющихся одним из институтов гражданского общества, можно будет обеспечить изменение сознания класса белорусских предпринимателей, усилить их сопричастность к решению значимых социально-экономических задач, что в конечном итоге будет способствовать укреплению белорусской государственности.

- Преимущества кластерной модели в целом и для экономики Беларуси в частности очевидны. И, судя по частоте упоминания слова "кластер" в различного рода докладах и выступлениях и исходя из принятых на высоком уровне принципиальных решений, ее изучают не только в теории, но и стараются реализовать на практике. Как идет процесс?

- За два года, которые прошли с момента принятия концепции, Министерство экономики провело несколько организационно-практических мероприятий. В январе 2015 года состоялось совещание с облисполкомами и иными заинтересованными, на котором мы обстоятельно описали алгоритм мониторинга кластерного развития. Зачем он нужен? Чтобы зафиксировать, где у нас в стране есть предпосылки для формирования этих самых кластеров. Если мы говорим о кластере как о территориально-хозяйственной системе, то она имеет свои признаки, в числе которых наличие некоторых компаний на определенной территории по периметру где-то в 100 км. Кроме того, эти компании должны взаимодействовать между собой. Если выяснится, что на определенной территории концентрация компаний присутствует, у них есть определенные договорные или недоговорные отношения, значит, есть повод для разработки и реализации мер стимулирования дальнейшего взаимодействия по горизонтали. То есть пока мы в большей степени ориентированы на выявление тех протокластеров, которые потом могли бы превратиться в полноценные территориально-хозяйственные системы.

- А сколько взаимодействующих между собой компаний должно быть сконцентрировано в радиусе 100 км для того, чтобы преимущества кластера как самодостаточной хозяйственной системы проявились в полной мере?

- Как показывает мировой опыт, в составе одного кластера должно быть от 30 до 50 участников. Такое количество позволяет в полной мере раскрыться преимуществам кластерного взаимодействия, поскольку возникает сильный синергетический эффект между участниками, что в результате резко усиливает совокупный потенциал кластера.

- Что уже сделано в стране для популяризации идеи кластерного развития?

- Памятуя известные слова о том, что лишь только тогда идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами, силами нашего подразделения при участии Совета по развитию предпринимательства было подготовлено и издано руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Беларуси. Тираж хоть и небольшой, но, по нашему мнению, достаточный - 500 экземпляров, которые мы отправили в облисполкомы, бизнес-ассоциации и некоторые госорганы, которые также могли бы на базе своих организаций проанализировать предпосылки для возникновения кластеров. Каждый облисполком получил по 25 экземпляров руководства. Кроме того, 120 экземпляров передано в библиотечную сеть.

- Изучая возможности распространения кластерной модели в Беларуси, можно ли говорить о том, что процесс будет идти активнее в каких-то определенных сферах, отраслях?

- Насчет сфер и отраслей пока сказать сложно, зато совершенно очевидно, что для крупного бизнеса Беларуси кластерная модель не интересна. Они ведь сами по себе уже большие, к тому же диверсификация бизнеса состоялась - один собственник, несколько компаний.

- Это если речь идет о холдинге. А в чем принципиальное отличие холдинга от кластера?

- Холдинг - это юридическое лицо, где есть управляющая компания, которая имеет определенные рычаги воздействия на аффилированные (зависимые) предприятия. Кластер - это группа компаний, которые сотрудничают в рамках горизонтальных целей. Причем сотрудничают добровольно. Конечно, говорить об абсолютном равенстве не приходится - как у классика, все равны, но некоторые равнее. Однако преимущества в рамках кластера определенные компании получают, как правило, только за счет экономического веса. Еще одно отличие заключается в конкуренции. Компании, входящие в холдинг, не конкурируют между собой. А в кластере можно и конкурировать, и сотрудничать. И все на пользу дела.

- Но крупные компании по идее также должны быть заинтересованы в этой самой пользе.

- Именно поэтому я вполне допускаю такой вариант развития событий, при котором некоторые владельцы крупных частных компаний также будут заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера прежде всего за счет расширения собственных возможностей с точки зрения кооперации, субконтрактации, продвижения продукции.

- От чего, по-вашему, зависит эта заинтересованность?

- Как и практически в любом начинании, а процесс внедрения кластерной модели в Беларуси только начался, очень многое будет зависеть от личности - это может быть дальновидный руководитель, который понимает, что по чем, или не менее дальновидный специалист, который сможет убедить руководителя в преимуществах кластера. Поймите: если есть заинтересованность и понимание перспектив - а это и умножение капиталов, и оптимизация затрат, и обеспечение роста компании, все будет использоваться. Другое дело, что поскольку в наших условиях кластер является организационно-управленческой новацией и степень осведомленности о таком инструменте относительно небольшая, активность процесса внедрения модели напрямую связана с уровнем компетентности тех или иных руководителей.

- Надо полагать, в формировании кластеров наибольшую заинтересованность должны проявлять облисполкомы, по крайней мере, если исходить из того, что это создает возможности и условия для роста и развития региональной экономики. Пока это только теория или местные власти проявляют заинтересованность и как она проявляется?

- Сложно пока оценить заинтересованность. Нам бы хотелось, чтобы для начала они качественно провели мониторинг кластерного развития. Причем мы прекрасно понимаем ограниченность возможностей того или иного органа власти. Представим себе, что управление экономики района - это 7-10 человек, у которых достаточно много текущих функций, которые нужно выполнять. В этой связи в своих методических рекомендациях мы написали, что для проведения мониторинга можно и нужно привлекать сторонние организации, в том числе исследовательские и консалтинговые, университеты. На совещании, которое проводили в январе, мы достаточно подробно рассказали, на основании каких критериев можно было бы использовать такие сторонние организации. Если мониторинг будет проведен качественно, можно будет более четко и предметно обсуждать и закладывать в план по стимулированию кластерного развития областей некий набор мероприятий.

- Обязательно ли ждать принятия новых документов или уже сейчас можно делать определенные шаги для стимулирования формирования кластеров?

- Оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предусмотрено указом №255. Но кто мешает ею воспользоваться участникам кластера? Логика простая: есть кластер, его участники - малый и средний бизнес. Инициируй мероприятие, так сказать, для общей пользы дела и претендуй на господдержку.

Например, инструментом поддержки участников кластера является инновационный фонд, который есть у каждого облисполкома. Его средства могут пойти на совместные НИОКР, инновационные проекты. В IV квартале каждого года, предшествующего календарному, проводится конкурс по отбору инновационных проектов для финансирования за счет средств инновационных фондов областей. Можно подать туда заявку. Предположим, задумали участники кластера организовать проект с инновационной составляющей - базовая компания (участник, который будет нести основные затраты) может обратиться в комиссию при облисполкоме, которая занимается конкурсным отбором, подать заявку и, если проект будет соответствовать искомым критериям, получить частичное или полное его финансирование.

- Активно ли малый и средний бизнес пользуется уже имеющимися у него возможностями в плане господдержки?

- С одной стороны, далеко не все предприниматели знают о том, что у них есть такие возможности. С другой - в определенных вопросах процедура получения господдержки существенно усложнена. Поэтому в рамках комплексной корректировки указа №255 мы немало сделали для того, чтобы этот порядок упростить. Надеемся, что в середине 2016 года он заработает. Но, повторюсь, даже в рамках действующего законодательства есть возможность использовать средства инновационного фонда.

- А со стороны местных властей - нет ли проволочек?

- Опять возвращаемся к вопросу личностного фактора. Понимаете, госаппарат - это такие же люди, которые имеют свой уровень восприятия бытия, свой уровень компетентности. Есть несколько областей, где руководители подразделений, курирующих вопросы предпринимательства и инновационного развития, сами стремятся вникнуть в суть кластерной модели развития и способствовать ее внедрению на практике в регионе. Там вопросы решаются быстрее. Пример - Витебский облисполком. Как результат, в Витебской области уже действует биофармацевтический кластер "Союз медицинских, фармацевтических и научно-образовательных организаций "Медицина и фармацевтика - инновационные проекты", который объединяет в своем составе 9 различных организаций, от медицинского университета до частных компаний. Также предполагается создание так называемой Витебской силиконовой долины, которая будет выступать в роли Парка информационных и инновационных технологий, что потенциально позволит сформироваться региональному IT-кластеру.

- Какой следующий шаг Министерства экономики, направленный на активное внедрение кластерной модели?

- Сейчас мы разослали всем бизнес-ассоциациям письма с просьбами проработать с потенциальными инициаторами и организаторами возможности создания пилотных кластерных проектов. Сверхожиданий нет, но, надеюсь, 5-7 проектов до конца 2016 года появятся.

Намечается провести в первом полугодии 2016 года совместно с Советом по развитию предпринимательства и ведущими бизнес-ассоциациями республиканский семинар-совещание по актуальным вопросам кластерного развития, а затем серию информационно-просветительских и консультационно-обучающих мероприятий, где будем рассказывать, как организовать кластер, оформлять кластерную инициативу, готовить кластерный проект. Это та рутинная работа, которая позволит четко проработать направления совместной деятельности в рамках кластера. Важно понимать, что с точки зрения формализации кластер - это не холдинг. Здесь уровень доверия, личной заинтересованности является ключевой предпосылкой для того, чтобы кластер и кластерный проект был успешным или не успешным. Тут же не покомандуешь - они сами с усами.

Кроме того, мы ведем сейчас работу по инициации проекта международной технической помощи с тем, чтобы привлечь внешние финансовые ресурсы и экспертно-методическую поддержку в сферу кластерного развития.

- И последний вопрос. Сейчас, поскольку кластерная тема становится модной, у многих представителей госорганов и СМИ рефреном звучит мысль об использовании государством административного ресурса для того, чтобы "подтолкнуть" бизнес к интеграции в рамках кластеров. Как вы к этому относитесь?

- Да, действительно, мне не раз в последнее время приходится слышать эту идею. Многие, убедившись в реальной эффективности кластерной модели за рубежом, прежде всего, в Европе и США, полагают возможным форсировать кластеризацию и у нас. Обосновывают они это тем, что раз белорусский бизнес консервативен, надо, чтобы государство его "простимулировало" к кластеризации.

Считаю, что реализация такого подхода приведет лишь к дискредитации и профанации самой идеи кластера и кластеризации экономики в целом, поскольку из-под палки сотрудничать никто из субъектов хозяйствования по горизонтали не станет, и, соответственно, никакого синергетического эффекта от такого "сотрудничества" не возникнет. То есть у нас формально будет числиться на бумаге 30, 50, 100… "кластеров", но их реальный КПД для экономики будет равен нулю.

Поэтому, поскольку формирование каждого кластера - уникальная и кропотливая работа прежде всего самих его участников, роль государства, как представляется, сейчас должна сводится к организации интенсивного взаимодействия с бизнес-сообществом на всех уровнях государственного управления, от Минэкономики до райисполкомов, с целью выявления заинтересованности в создании конкретных кластеров, поиску и обучению потенциальных организаторов кластеров из числа авторитетных и дееспособных владельцев бизнеса и содействию в подготовке и реализации пилотных кластерных проектов. Это требует наличия соответствующей инфраструктуры поддержки кластерного развития, включающей Белорусскую кластерную обсерваторию и сеть ресурсных центров на базе ведущих бизнес-ассоциаций страны. Над ее созданием мы и работаем в настоящее время.

При этом я считаю принципиально неправильным увязывать процесс формирования кластеров с выделением господдержки участникам кластера, мол, будете сотрудничать - государство деньги даст… А если не даст? Ведь мировой опыт прямо свидетельствует, что преимущества кластерного взаимодействия проявились безо всякого вмешательства государства. В основе такого взаимодействия, повторюсь, высокий уровень взаимного доверия и самоорганизации участников. Да, процесс "вызревания" кластеров достаточно длительный, но не менее пагубным и контрпродуктивным представляется имитация кластерного взаимодействия в надежде получения госсубсидий.

Так что альтернативы "органическому росту" кластеров на основе собственной инициативы, взаимного доверия и самоорганизации бизнес-сообщества не существует. За этим процессом будущее.

Юлия ОГНЕВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси