Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Последние новости
Все новости

Система импорта алкогольной продукции в Беларуси будет либерализирована

Президент 23.12.2010 | 17:50
23 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Система импорта алкогольной продукции в Беларуси будет либерализирована. Как сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе главы государства, 23 декабря Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание о совершенствовании организации импорта алкогольных напитков. Открывая совещание, глава государства отметил, что "эта тема очень важна и от нее никуда не уйдешь". Более двух лет назад правительству была поставлена задача подготовить предложения по совершенствованию импорта алкогольной продукции. "По той информации, которую я получаю, мои требования в этой сфере экономики в полной мере не реализованы. Поэтому первый вопрос: что не реализовано и почему?" - спросил Президент. Александр Лукашенко потребовал, чтобы система госрегулирования импорта алкоголя была прозрачной, ставящей надежный заслон любым проявлениям злоупотреблений и коррупции. "То есть мы производим какую-то алкогольную продукцию, допустим, водку, и эта водка не хуже, чем лучшие образцы в мире, насколько я знаю, по отзывам специалистов. Поэтому, конечно, рынок свой надо защищать и продавать свою алкогольную продукцию типа водки и других напитков. Но есть много видов алкогольной продукции, которую мы не производим и не разливаем, допустим, коньяки дорогих марок. Мы ее импортируем. Вот об этом я и говорю. Импорт подобных коньяков должен быть абсолютно прозрачным. Принимать решения надо публично, чтобы здесь не было "своих-чужих" компаний-поставщиков, злоупотреблений и коррупции. Вот что я имею в виду", - пояснил он. Кроме того, население должно быть уверено в абсолютном качестве этой продукции. При этом следует обеспечить стабильность на потребительском рынке, потребовал глава государства. "Очередной год заканчивается, и необходимо принять решение об организации ввоза алкогольной продукции в Беларусь в следующем году", - сказал он и потребовал от правительства предложений по данному вопросу. С основным докладом на совещании выступил заместитель премьер-министра Андрей Кобяков. По его словам, в Беларуси только 3% потребляемой алкогольной продукции в бутилированном виде - это алкоголь, импортированный из других стран. При этом 80% импорта приходится на вино, 8% - коньяки, по 2% - на вино игристое, водку, виски, по 1% - на бренди, ликеры, ромы, джин. Система госрегулирования импорта алкогольной продукции основана на закреплении за государством права на осуществление импорта алкогольной продукции. В Беларуси создана постоянно действующая Межведомственная комиссия по организации и проведению конкурсов на определение юрлиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции. До этого в республике действовал механизм квотирования импорта алкогольной продукции. В настоящее время в соответствии с международными соглашениями импорт в Беларусь алкогольной продукции осуществляется без применения института квотирования и других количественных ограничений. Основным принципом работы комиссии является обеспечение внутреннего потребительского рынка широким ассортиментом алкогольной продукции в первую очередь за счет развития собственного, в том числе импортозамещающего производства с одновременной оптимизацией импорта. В то же время основополагающим является принцип, в соответствии с которым дешевый алкоголь должен производиться отечественными производителями, а дорогой - импортироваться. Комиссией определены критерии оценки конкурсных предложений юрлиц, претендующих на реализацию исключительного права государства на импорт алкогольной продукции. Так, по алкогольной продукции, ввозимой в качестве сырья для производства импортозамещающей продукции, победителями конкурса, как правило, признаются все субъекты хозяйствования вне зависимости от форм собственности, которые имеют разрешения на производство алкогольной продукции по объемам квот на выпуск этой продукции. При определении импортеров по алкогольным напиткам приоритет отдается организациям государственной формы собственности, имеющим опыт работы на рынке, обеспечивающим безубыточную работу, создавшим наибольшее число рабочих мест и имеющим высокий уровень заработной планы, участвующим в реализации социальных проектов, оказывающим спонсорскую помощь, не имеющим нарушений законодательства по обороту алкогольной продукции. В целях обеспечения поддержки отечественных производителей в настоящее время с комиссией импортерами согласовывается ввоз в республику вин виноградных выдержанных, марочных, коллекционных, выдержанного менее 6 лет коньяка, прочих алкогольных напитков (водка, виски, ром, ликер) преимущественно известных мировых марок высокого ценового сегмента. В республику не ввозятся плодово-ягодные и виноградные ординарные вина. В результате проведения такой политики объем импорта вина сократился на 60% в 2009 году по сравнению с 2006 годом и продолжает сокращаться в 2010 году. При этом объем производства вина в республике вырос в 2 раза. Удельный вес продажи отечественных виноградных вин увеличился с 46,2% в 2006 году до 73,4% в 2010 году, коньяка - с 37,1% до 73,9% соответственно. В настоящее время импорт в республику алкогольной продукции осуществляют 23 юридических лица. Потребительский рынок алкогольных напитков характеризуется стабильностью. При этом в торговой сети представлен широкий ассортимент алкогольных напитков, который позволяет удовлетворить спрос населения с различным уровнем доходов, в том числе на элитные дорогостоящие напитки. Отдельные представители этого рынка считают, что необходимо либерализировать рынок алкогольной продукции, убрав институт специмпортеров и ограничения на ввоз в страну импортной алкогольной продукции. "Мы полагаем, что проводить широкомасштабную либерализацию пока рано. Либерализацию надо проводить разумно", - сказал Андрей Кобяков. В частности, Межведомственная комиссия предлагает разрешить импортерам свободно ввозить в республику алкогольные напитки высокого ценового сегмента (вин виноградных коллекционных, выдержанных в бутылках не менее 3 лет, вин игристых (шампанское, асти спуманте), коньяков, изготовленных из коньячных спиртов, выдержанных 10 лет и более, а также марок французских коньяков Х.О., рома, джина и виски). Эти алкогольные напитки не составляют конкуренции отечественному производителю, имеют ограниченный спрос на потребительском рынке в силу сложившихся традиций потребления и достаточно высокой цены. В связи с этим возможное увеличение объемов их импорта не приведет к дестабилизации потребительского рынка алкогольных напитков. Это также касается алкогольной продукции (сырья, предназначенного для производства алкогольных напитков). Кроме того, предлагается с 2011 года юрлицам, реализующим исключительное право государства на импорт алкогольной продукции, осуществлять свободный ввоз армянского коньяка, производимого ОАО "Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат "Арарат", французского коньяка марок V.S.O.P., V.V.S.O.P, виски в сосудах емкостью более 2 литров - производителями этого напитка. В настоящее время Межведомственной комиссией проводится конкурс на определение юрлиц, которые будут обеспечивать реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции в 2011 году. Конкурсные предложения поступили от 64 юридических лиц, из них от 44 - на осуществление импорта алкогольных напитков, от 34 - на импорт алкогольной продукции. Президент одобрил эти предложения правительства. Но при этом он поставил вопрос о целесообразности существования таких комиссий по импорту алкогольной продукции, а также рыбы, табачных изделий. "От комиссий этих надо уходить. Это должен делать честный руководитель концерна. Это его хлеб. А мы еще над ним держим комиссию. Почему? Наверное, полагая, что еще не дозрели до того, чтобы министр сам принимал решение. А у Кобякова или у правительства в целом тогда останется только контроль", - сказал Александр Лукашенко. Одновременно глава государства потребовал выстроить четкую системы взаимодействия госорганов, импортеров и производителей импортируемой алкогольной продукции. "Должна быть четко выстроенная система: вот критерии, вот параметры, вот условия. Хватит создавать запутанные бюрократические системы. Это все очень усложняет работу. Все это надо опускать вниз, министры должны сами принимать решения, так как каждый день сталкиваются с субъектами хозяйствования, и головой за это отвечать. А Кобяков должен контролировать. Тогда будет проще, тогда никто не будет обижаться. И не дай бог там где-то что-то лопнет. Все должно быть честно и прозрачно", - предупредил Александр Лукашенко участников совещания и добавил: "Я не хочу, чтобы ко мне приходили для решения вопросов по алкоголю". Также глава государства потребовал определить четкие принципы, по которым будет работать новая система. "Это должна быть ликвидная продукция, государство оттуда должно получить максимум, и это должно быть дебюрократизировано. При этом преимущества должны отдаваться тем, кто производит", - кратко сформулировал он их. Касаясь вопросов излишней забюрократизированности процесса импорта алкогольной и иной продукции, Александр Лукашенко отметил: "Предвыборный период высветил то, что мы слишком много всего "нахомутали". Вроде, все правильно, но тут такие клубки завязались, что дальше некуда. Есть вопрос производства и работы на рынке алкогольной продукции. Здесь должно быстро все делаться. Все должно быть дебюрократизировано. Зачем втягивать в этот процесс еще лишних чиновников? - отметил Александр Лукашенко. - И по рыбе надо это сделать. В течение первого квартала это надо сделать по всем вопросам". При этом особо Президент отметил недопустимость коррупционных явлений в этой системе. "Любое правонарушение, а не дай бог коррупционное, - это сигнал для проверки имущества, состояния руководителя. Я сразу даю отмашку соответствующим органам. Я хочу избежать коррупции. Не дай бог что-то окажется необъяснимо!", - подчеркнул он. В целом же глава государства сообщил, что в следующем пятилетии "по коррупционным вопросам будем действовать во сто крат жестче". "Создайте эту систему по таким критериям. И самое главное - это должна быть честная, справедливая, некоррупционная система. И сделать это необходимо в самые короткие сроки", - потребовал Президент, подводя итоги совещания.
Новости рубрики Президент
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.0967 BYN 2.09 BYN 2.095 BYN
USD
1.9739 BYN 1.966 BYN 1.972 BYN
RUB
3.1207 BYN 3.114 BYN 3.119 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Митинг "Поклонимся Максиму" состоялся у памятника Богдановичу в Минске

Инфографика

СНГ - 25 лет В составе СНГ активно взаимодействуют 11 государств.
Круглый стол Игорь Чернявский,
Ольга Верамей,
Елена Климович,
Алла Сташкевич,
Ольга Попко,
Юлия Авчинникова,
Владимир Счастный
13 декабря, 11:00 Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении национального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Иван Троцкий,
Андриан Давидеску
12 декабря, 15:00 Партнерство и инновации: отечественный производитель занимает трендовую нишу на рынке, замещая импорт белорусским товаром
Круглый стол Игорь Чернявский,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Армен Сардаров,
Вадим Глинник,
Иван Сацукевич
8 ноября Будущее старых кварталов Минска на примере Осмоловки: сохранить или...?
Круглый стол Дмитрий Калечиц,
Александр Заборовский,
Максим Ермолович,
Александр Швец,
Михаил Ковалев,
Александр Чубрик
19 октября Переговоры Беларуси с МВФ: ключевые точки и баланс интересов
Круглый стол Елена Машнина,
Геннадий Мицкевич,
Алексей Тюпанов,
Виктор Доронкевич,
Андрей Довнарович
11 октября Роль экспортно-кредитного страхования в экономике Беларуси
Пресс-конференция Борис Липьяйнен,
Владимир Сиротко,
Инесса Концевая,
Тео Симонс,
Артем Стрельченок
24 ноября Беларусь становится региональным центром компетенций по банковским решениям крупнейшего мирового вендора
Пресс-конференция Александр Строцкий,
Александр Пацеев,
Сергей Осипчик,
Ольга Бартман
16 ноября Здоровье белорусских мужчин: факторы риска и меры профилактики
Пресс-конференция Станислав Соловей,
Сергей Леончик,
Анатолий Жамоздик,
Михаил Свистун,
Михаил Михаловский
9 ноября Меры по обеспечению безопасности дорожного движения в зимний период
Пресс-конференция Татьяна Закжевская,
Сергей Смольский,
Наталья Шаблинская,
Андрей Зубков
20 октября Торговый дисбаланс: тенденции развития розничной торговли в стране и возможные перспективы
Пресс-конференция Леонид Шенец,
Игорь Качановский,
Владимир Комашко,
Анатолий Сильченко,
Владимир Августинский,
Григорий Бондарев
5 октября XXI Белорусский энергетический и экологический форум и V Белорусско-германский энергетический форум в Минске
Круглый стол Игорь Чернявский,
Ольга Верамей,
Елена Климович,
Алла Сташкевич,
Ольга Попко,
Юлия Авчинникова,
Владимир Счастный
13 декабря, 11:00 Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении национального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Иван Троцкий,
Андриан Давидеску
12 декабря, 15:00 Партнерство и инновации: отечественный производитель занимает трендовую нишу на рынке, замещая импорт белорусским товаром
Онлайн-конференция Марина Поболь 7 декабря Практика применения норм декрета №3 "О предупреждении социального иждивенчества" Пресс-конференция Борис Липьяйнен,
Владимир Сиротко,
Инесса Концевая,
Тео Симонс,
Артем Стрельченок
24 ноября Беларусь становится региональным центром компетенций по банковским решениям крупнейшего мирового вендора
Пресс-конференция Александр Строцкий,
Александр Пацеев,
Сергей Осипчик,
Ольга Бартман
16 ноября Здоровье белорусских мужчин: факторы риска и меры профилактики