ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 11 мая 2024
Минск +6°C
Все новости
Все новости
Регионы
12 ноября 2015, 19:26

РЕПОРТАЖ: В Жлобине перезахоронили погибшего в войну летчика

Сбитый советский самолет Ил-2 и останки летчика обнаружил российский поисковый отряд "Зеленая верста" в Калужской области (Россия). Командир звена, лейтенант Владимир Дикун, уроженец Жлобинского района, погиб 2 июня 1942 года, возвращаясь с боевого задания. Спустя 73 года один из многих пропавших без вести бойцов обрел не только имя, но и покой на родной земле.

Центральное кладбище Жлобина. Несмотря на сырую и промозглую погоду, сюда стекаются люди: молодые и пожилые, военные и гражданские. В толпе и те, без кого это событие не состоялось бы, - участники поискового отряда "Зеленая верста". Пока процессия не началась, руководитель Дмитрий Мысник успевает рассказать, как они нашли летчика.

"В марте 2015 года наш отряд выехал в район деревни Зайцева Гора Калужской области, чтобы проверить поступившую информацию о пропавших здесь двух других летчиках - Филиппове и Ропопорте (для нас они пока "растворились" в небе, их поисками займемся позже). Проведя тщательную разведку, на месте падения самолета нашли некоторые запчасти: шильд с номером на крыле, номер на шасси, ухо от шлемофона, элементы парашютной подвески, приборы, множественные осколки картера двигателя и другие. Самого двигателя не обнаружили. Вернувшись в Москву, сообщили о находке коллегам: на специализированных интернет-ресурсах опубликовали найденные номера и фотографии частей самолета. Особую надежду возлагали на магнето двигателя с четким номером. Буквально на следующий день удалось установить имя пилота. Это был Владимир Пантелеевич Дикун, который воевал и погиб на самолете с таким номером двигателя", - говорит Дмитрий Мысник.

Удивительно, что пилота этого самолета искали сразу по трем направлениям: поисковый отряд, внучка бойца, отдельно поиском занимался Андрей Шутер, дед которого ранее обнаружил самолет.

Догоняем Андрея. После участия в поисковой операции он стал полноправным участником отряда. Сегодня вместе с товарищами приехал, чтобы поучаствовать в захоронении останков Владимира Дикуна. Андрей рассказал, что о штурмовике в их семье была легенда, которая, как и любая другая, с годами шлифовалась, поэтому в ней могут быть неточности.

"Вот что рассказывал мне мой отец, а ему когда-то мой дед. Когда война откатилась от деревни, там мало что осталось: леса, болота и железо, немного жителей, голод и усталость. Уцелевшим мужчинам председатель колхоза назначал жен лично. Надо было создавать семьи, строить дома и рожать детей. Так появилась наша семья. Срубили пятистенок, правление выдало корову, вернулась из концлагеря сестра бабушки. Дед часто уходил на охоту в лес. В один из таких походов он и обнаружил самолет. Дед списал номер с крыла и отправил его в районный военкомат, но там промолчали. Оно понятно: окрестные поля белели костями, в болота и вовсе забредать не стоило. Шел 1968 год. Дед умер за девять лет до моего рождения, ему было 48. Пережить войну и умереть на сенокосе от остановки сердца - справедливостью это никак не назовешь. Но жизнь продолжалась. Отца он привел к самолету, когда тому было 14. Вместе они хоронили останки пилота: кости и половину челюсти - все, что нашлось на поверхности. Без крестов, без звезд, просто под березой. Тогда мой отец дал деду обещание выяснить, кто был пилотом обнаруженного им самолета", - семейную легенду Андрей помнит до мельчайших подробностей.

Отец Андрея Шутера, чтобы установить личность пилота, обращался в КГБ, но и это результатов не дало. Потом самолет взорвали местные мальчишки: в уцелевшую бронекабину заложили реактивный снаряд, разожгли костер. Мужчина всыпал тем, кого смог найти, но самолет это, конечно, не спасло. Ил-2, который немцы называли не иначе, как "Черная смерть", лежал в весеннем ручье, когда восьмилетний Андрей впервые дошел до него. "Отец пальнул в воздух и сказал: смотри, вот он. Легкое разочарование: а где же гордая машина, повисшая в ветвях, здесь же только груда обломков… Отец тогда не очень верил, что удастся докопаться до истины. В 90-е годы весь доступный дюралюминий перекочевал из леса в пункт приема металла. Я в те годы еще несколько раз был у него, собирал детали, пару раз беседовал с поисковыми отрядами. Всячески хотел выполнить наставление отца и деда, выяснить имя пилота. Так судьба свела меня с поисковым отрядом "Зеленая верста", - вспоминает собеседник.

Поисковая операция длилась около года. По словам Дмитрия Мысника, из-за того, что местность болотистая, работать там можно было по замерзшей земле или ждать, когда торфяники подсохнут. К поискам подключились внучка и правнучка летчика - Анна и Екатерина Бурухины. Они провели в компании отряда в лесах не одну неделю.

"Я не верю в случайности и совпадения, наверно, просто время пришло, и дед захотел, чтобы его нашли. Не поверите, но я никогда до марта 2015 года не задумывалась, что мне нужно его найти. С детства слышала от мамы, что ее отец пропал без вести где-то в болоте, а искать его некому было. Бабушка умерла рано, я еще не родилась, после войны она сильно болела, надо было выживать и растить дочь. А мама, может, и хотела, но не могла", - по дороге к могиле внучка Анна начала свою историю.

Бабушка Анны Бурухиной, в честь которой ее и назвали - Анна Мартынова - родилась в Саратовской области, там же и познакомилась с Владимиром Дикуном. Вскоре после их свадьбы началась война. В январе 1942 года у солдата родилась дочь Людмила, а в июне пришла похоронка. Спустя несколько месяцев фронтовые друзья прислали письмо, в котором подбадривали вдову, писали, что за товарища отомстили, обещали свозить ее на место гибели, передать личные вещи.

...Возвращаемся к поисковым работам. "Когда мы начали поднимать останки, чувства были разные, их не описать. Иногда сами по себе выступали слезы, иногда на душе появлялась какая-то легкость, иногда - спокойствие", - говорит Анна.

И вот мы уже на белорусской земле. Начинается церемония погребения. И хотя воздух наполнен грустью, этот обряд, скорее, не печальный и траурный, а памятный. Летчик, который долгое время пролежал вдали от родных мест, в болоте, вернулся домой. Небезразличные люди сделали все возможное, чтобы Владимир Дикун обрел покой на родной земле.

"Мы долго тебя ждали, но не знали, дождемся ли. Покойся с миром, отец", - дочь лейтенанта Людмила преклоняет колени перед останками отца. По очереди с прахом Владимира Дикуна прощаются и другие родственники. Каждый из них подбирает свои слова, но они единогласны в том, что точка в судьбе пилота штурмовика Ил-2 поставлена достойно.

Залпы выстрелов… Тишина, которую нарушают капли мелкого дождя… Еще один герой нашел свое пристанище, пусть и спустя 73 года.

Владимир Дикун родился 13 июня 1913 года в деревне Новая Корма Жлобинского района. Летчиком мечтал стать с детства. В 1937 году окончил с отличием Витебскую аэрошколу, в 1939 году - Одесскую военно-авиационную школу пилотов. С 1939 года по 1941 год служил в авиаэскадрилье Приволжского военного округа. В 1941 году участвовал в битве за Москву, в 1942 году воевал на Западном фронте. Всего сделал 36 боевых вылетов.

2 июня 1942 года после выполнения боевого задания и по возвращении на аэродром был сбит противником в пяти-шести км юго-восточнее деревни Ключики Угранского района (Россия). По свидетельствам боевых товарищей, у самолета оторвало крыло, и он мгновенно упал в болото. Впервые самолет обнаружен в 1968 году, однако тогда личность пилота установить не удалось. Это было сделано только в нынешнем году благодаря усилиям поискового отряда "Зеленая верста".

Мало слов благодарности тем людям, которые, несмотря ни на что, нашли пропавшего лейтенанта. Но еще сложнее отблагодарить за подвиг тех, кто ценой своей жизни отвоевал возможность жить детям под мирным небом. Пусть покоится с миром летчик, командир звена, лейтенант Владимир Дикун. А мы, наследники Победы, обещаем не посрамить подвиг дедов и прадедов, и доказательством тому пусть будут такие поступки, как этот... Обычные. Человеческие.

Юлия ЛЫСЕНКО,

Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси