НАН Беларуси назвала топ-10 результатов ученых академии за 2014 год

Общество 02.01.2015 | 16:00
2 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Национальная академия Наук Беларуси назвала топ-10 результатов ученых академии наук за 2014 год в области фундаментальных и прикладных исследований, сообщили БЕЛТА в пресс-службе НАН. В Научно-практическом центре по материаловедению созданы новые магнитные метаматериалы – магнитоплазмонные кристаллы, представляющие собой металло-диэлектрические гетероструктуры, которые содержат слой магнитного диэлектрика с перфорированным нанослоем золота. Разработка обладает рекордным значением магнитооптического эффекта. Созданные метаматериалы необходимы для разработки сверхточных фотонных устройств. Институтом физики совместно с Институтом физико-органической химии обнаружен путь создания твердотельных квантовых компьютеров на основе алмаза. Найден "островок стабильности" в положении изотопа углерода 13С относительно NV-центра в алмазе, для которого время когерентности ядерного спина 13С при комнатной температуре составляет десятки минут. Это позволяет значительно увеличить число логических операций. В Институте прикладной физики разработан новый фазо-временной метод распознавания подповерхностных объектов при импульсной радиолокации. Метод позволяет различать подповерхностные объекты, имеющие одинаковую форму, но разные диэлектрические свойства. Объединенным институтом проблем информатики совместно с Республиканским центром опухолей щитовидной железы Министерства здравоохранения Беларуси выявлен новый маркер опухоли щитовидной железы. Маркер дает возможность рассчитать степень агрессивности карциномы и тем самым спланировать лечение. Ученые Института биоорганической химии расшифровали пространственную структуру важнейшего мембранного гемопротеида человека. Результат является ключевым в поисках молекулярных механизмов возникновения патологических состояний, связанных с нарушением утилизации холестерина и биосинтеза желчных кислот. Институтом генетики и цитологии обнаружены полиморфные варианты специфических генов человека, которые можно использовать как эффективные маркеры для выявления предрасположенности к остеопоротическим изменениям. Институтом физиологии совместно с Республиканским научно-практическим центром оториноларингологии Минздрава установлено, что снижение чувствительности хеморецепторов мозга к углекислому газу во сне является ключевой причиной остановки дыхания у пациентов с диагнозом обструктивного апноэ сна. Учеными Института радиобиологии создана многопараметрическая вероятностная модель, использующая эмпирические данные и метод максимальной энтропии, для оценки вторичного перераспределения радионуклидов (плутония-239, -240 и цезия-137) в естественных экосистемах в результате лесных пожаров. С помощью модели можно производить оценку динамики объемной радиоактивности в приземном слое воздуха и в водоемах, в том числе в зоне радиоактивного загрязнения. Институтом физиологии на основе современных диагностических методов исследования клеток миокарда установлены ультраструктурные признаки их раннего поражения, выраженность которых является критерием для выбора тактики лечения пациентов с кардиопатологией. Институтом биофизики и клеточной инженерии установлено, что комплексы, включающие полиамидоаминные и фосфорные дендримеры, связанные с рибонуклеиновыми кислотами, являются нетоксичными и высокоэффективными для генетической терапии злокачественных новообразований.

Фонд "Белый аист" помог осуществиться мечте особенного ребенка

Минск входит в тройку самых чистых городов мира Минск согласно рейтингу американского интернет-ресурса финансовых и аналитических новостей The Street занял по чистоте 3-е место.