ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 10 мая 2024
Минск Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости
Общество
01 сентября 2023, 16:05

Вы знали, насколько сложно играть на цимбалах? Белорусская семья о секретах музыки

Семья Скориновых из городского поселка Шумилино - музыкальная династия. Старшая дочь Оля, как и мама, играет на цимбалах. Сын Василий, как папа, - на баяне. А младшая Мария освоила сразу два инструмента - фортепиано и цимбалы.

Основательница Елена

В начале 1960-х на южном берегу живописного озера Лукомское построили молодой город энергетиков Новолукомль, где вскоре открыли музыкальную школу. Паркетные полы, просторные кабинеты и залы, лучшие инструменты - учителя и их воспитанники приходили сюда словно в храм искусства. Педагоги в поиске будущих Ойстрахов и Прокофьевых объезжали окрестные деревни. Посетили и Стражевичи, где жила Елена. После прослушивания со всей школы выбрали только ее. Увидев девчушку-дюймовочку, отметили: "Хотели взять тебя на баян, но его не поднимешь. Поэтому - или фортепиано, или цимбалы".

Юному дарованию способности, по всей видимости, передались от бабушки Христиньи и дедушки Якова Красника. Герои войны любили народную песню и верили, что она обладает неимоверной духовной силой.

- В то время гремело имя выдающегося музыканта-первопроходца Иосифа Жиновича. Благодаря ему белорусские цимбалы с их неповторимым звучанием со временем стали символом самобытной национальной культуры. Помню, как слушала по телевизору его выступления с оркестром, - вспоминает учитель высшей квалификационной категории по классу цимбал Шумилинской школы искусств Елена Скоринова, основательница династии. - Я была очарована этой музыкой. И твердо решила, что буду играть на цимбалах. Тогда даже близко не планировала поступать в музыкальный колледж. Училась на отлично, жила в беззаботном радужном мире и получала удовольствие от всего, что меня окружало.

Но судьба приготовила немало сюрпризов: Елена блестяще окончила Витебский музыкальный колледж, после распределения два года поработалав Чашниках, а потом вышла замуж за шумилинца и переехала преподавать любимый инструмент.

- В Шумилинской детской школе искусств тружусь уже 30 лет. Горжусь тем, что воспитанники становятся лауреатами международных фестивалей и конкурсов, удостаиваются поощрительных премий Шумилинского РИК, Витебского областного совета депутатов, - говорит она.

Елена Скоринова достает увесистую папку, в которой собраны фотографии ее талантливых учеников: Елена Дмитриенко, Катя Казакова, Лиза Деменева, Диана Пушнякова, Степан Голубев… Рассказывает о каждом из них подробно, особый акцент делая на их трудолюбии и многочисленных победах.

- Вы знаете, что цимбалы в своем роде прародители рояля? - неожиданно спрашивает собеседница. - В начале XVIII века придворный мастер клавесина итальянец Кристофори Бартоломео наблюдал за игрой цимбалистов на улице. Восхитился красотой звука, который они извлекали, ударяя по струнам мягкими молоточками. Мастер взял это на заметку. На основе клавесина он создал новый механизм, который в процессе игры мог менять силу звука. Так и появился первый рояль. Вообще, играть на цимбалах не так просто, как кажется. Освоить в совершенстве технологию, когда молоточек становится продолжением твоей руки, в результате чего возникает нежный и долго не затухающий звук, очень сложно. Мастерство оттачивается годами. Но в награду рождаются чарующие звуки, которые никого не оставляют равнодушными.

Глава семьи держит слово

Виктор Скоринов, как и супруга, работает в Шумилинской школе искусств. Он учитель высшей квалификационной категории по классу баяна. С радостью рассказывает о ярких детских впечатлениях:

- Мой дед Николай - самоучка. Слыл в округе хорошим гармонистом. Несмотря на то что на руке не было двух пальцев, тремя оставшимися он выдавал такие мелодии, от которых ноги сами шли в пляс. Думаю, от него и у меня тяга к музыке. Учиться играть на баяне пошел сам, за компанию с одноклассниками. Они вскоре учебу бросили, и я порывался, но тут вмешались родители: "Что значит хочешь бросить музыкальную школу? Даже не заикайся!".

С будущей супругой Еленой они сидели в Витебском музыкальном училище за одной партой.

- Помню, бабушки, у которых многие снимали тогда комнаты, удивлялись: а что вы в своем училище до ночи торчите? Чем так долго можно заниматься? В пять утра просыпаетесь, в десять вечера возвращаетесь. Что за жизнь? - рассказывает супруг. - А нам приходилось там чуть ли не сутками сидеть потому, что параллельно осваивали программу средней школы плюс занятия по музыке. Каждый день - игра на инструменте. Минимум часа два, а лучше - четыре. В нашем дипломе оценки по 32 музыкальным предметам!

По мнению супружеской пары, сейчас для многих родителей отдать ребенка в музыкальную школу - возможность хоть на пару часов оторвать от мобильного телефона.

- Среди наших воспитанников немало одаренных ребят, которые могли бы пойти по музыкальной стезе, но, думаю, многие уйдут в другие профессии, - полагает глава семьи. - Мы были неисправимыми романтиками, а сейчас дети более практичные. Интересуются, сколько зарабатывает педагог. Чтобы пойти по нашим стопам, ребята должны увидеть перспективу, понимать, что их труд будет хорошо оплачиваться.

Оля выбрала цимбалы

Творческие устремления мамы с успехом продолжила ее дочь Ольга. Сейчас она - учитель первой категории по классу цимбал. В этом году состоялся первый ее выпуск. Хотя для педагога девушка выглядит юной, ученики воспринимают ее всерьез.

- Важно правильно себя подать, - уверена молодой специалист. - Ты должен владеть современными методиками преподавания, найти подход к разным детям и мотивировать их к обучению. К примеру, у меня занимается цимбалами очень талантливый мальчик Захар. Он же учится у папы по классу баяна. На моих уроках Захар послушен, аккуратно выполняет все задания. А на занятиях у отца частенько шалит. Дети, если видят, что можно получить поблажку, тут же пользуются ситуацией.

Ольга - не только талантливый педагог, но и замечательный музыкант. Первые уроки игры брала у мамы, которая знает о цимбалах, пожалуй, все. Для обучения игре на музыкальном инструменте не менее важен, чем природный талант, хороший наставник. Он сумеет развить недостающие качества и раскрыть сильные стороны в полной мере. А вот бездарный учитель загубит все. Кстати, Елена Скоринова, которая обучала игре на цимбалах Олю и Машу, считает, что быть учителем у своих детей - сложно. Требуется немало времени и усилий, чтобы они увидели в тебе не только близкого человека, но и профессионала.

Сейчас в репертуаре Ольги много серьезных произведений таких великих композиторов, как Бетховен, Рахманинов, Шнитке.

В том числе и их можно услышать на канале YouTube, который она сама же и ведет. Вместе с сестрой Машей, сидящей за роялем, исполняют и музыку белорусских композиторов. Ольга принципиально играет только на старых цимбалах. Говорит, их звучание в разы лучше, чем у современных.

- Жаль, что перевелись мастера, разучились делать качественный инструмент, - сокрушается она.

В прошлом году цимбалистка стала лауреатом Международного музыкального конкурса WORLD OPEN Online Music Competition. Ее игру оценивали профессора из консерваторий разных стран, потому было очень почетно получить первое место и признание наших цимбал на таком высоком уровне.

Юный виртуоз Мария

Маша Скоринова обладает уникальными музыкальными способностями, поэтому играет на двух инструментах - пианино и цимбалах. Она же - концертмейстер старшей сестры.

- Сравните наши руки, - предлагает папа. - У Маши в ее 15 лет почти такая же, как у меня: пальцы сильные, гибкие. По звуку она иногда перекрывает симфонический оркестр.

У юного виртуоза уже немало побед на профессиональном поприще, как в качестве цимбалистки, так и пианистки. Выступления Марии по достоинству оценили в Бельгии, Германии и России.

За почти два десятилетия существования престижнейшего Международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик" Маша, которой тогда исполнилось 11 лет, стала второй участницей-пианисткой из Беларуси.

- Она играла "Ноктюрн" Шопена и виртуозную пьесу "Искорки" Мошковского. На таких мероприятиях обычно отсматривают ребят для продолжения учебы в элитных заведениях, как Гнесинка и ЦМШ. Но мы решили, что Маша будет поступать в нашу Академию музыки. Считаем, белорусская музыкальная школа ни в чем не уступает российской, - говорит мама.

У юного музыканта уже есть опыт выступлений с оркестром, а еще - поклонники, которые просят после выступления автографы.

- Ко мне родители приводили ребенка, потому что тот решил заниматься цимбалами после того, как услышал игру Оли. А на одном из концертов слышала, как мама на ухо шептала ребенку: "Иди прикоснись к руке Маши, вдруг тоже научишься так играть на фортепиано", - улыбается Елена Скоринова.

Василий - равнение на отца

В далеком детстве Василию попался на глаза маленький двухрядный баян. Он взял его в руки и попробовал извлечь звуки. А дальше подключился папа, который сделал все, чтобы сын продолжил заниматься музыкой. Получилось!

Василий окончил Новополоцкий государственный музыкальный колледж, поступил в ВГУ имени П.М. Машерова на факультет музыкального искусства, ритмики и хореографии. Правда, первокурсник не успел прочувствовать, что такое настоящая студенческая жизнь, - через пару месяцев забрали в армию. Служил в духовом оркестре 19-й гвардейской механизированной бригады в Заслоново. Предусмотрительно захватил с собой баян и выступал на концертах, чтобы руки не забыли. После девяти месяцев срочной службы подписал контракт и остался в армии еще на два года. Буквально несколько недель назад закончил службу.

- Планирую работать в сфере музыки. Баян люблю потому, что ему подвластны любые произведения, - признается Василий. - Когда-то он был очень популярен у нас. Думаю, что и теперь может стать модным инструментом. На концертах чувствуется, что зритель соскучился по народному звучанию, его тянет к родному, знакомому.

"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта. Это воспитание человека", - сказал знаменитый педагог Василий Сухомлинский. В работе с детьми Елена и Виктор Скориновы стараются придерживаться этого девиза.

- Наши ровесники помнят, что советские дети были обречены на занятия в музыкальной школе. Отвертеться удавалось или тем, кому медведь на ухо наступил, или отъявленным хулиганам. Занятие музыкой считалось важной составляющей эстетического воспитания. И это правильно. У нас в Шумилино все знают друг друга в лицо. Я часто обращаюсь к родителям: отдавайте детей в музыкальную школу. Игра на инструментах накладывает отпечаток на личность. Ежедневные занятия за инструментом приучают детей к труду, воспитывают в них терпение, силу воли, усидчивость, совершенствуют эмоции. Их духовный мир становится богаче, интереснее и насыщеннее, - уверен Виктор Скоринов.

| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней", фото Александра ХИТРОВА.

Читайте также:

Три поколения этой семьи прослужили на границе 70 лет, и вот что они рассказывают

<Они живут в столице аистов. Почему пять поколений этой семьи выбирают местечко Хидры?/a>

Лен - это как "Феррари" в машиностроении! Знаменитая оршанская династия о работе и семье

Теги
Витебск
Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси