Эксперты ЮНЕСКО призвали приостановить эксперименты по изменению генома человека

В мире 06.10.2015 | 10:16

6 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Группа экспертов ЮНЕСКО, состоящая из ученых, философов, юристов и представителей правительств, призвала ввести временный запрет на искусственную модификацию генома человеческого эмбриона. Эксперты рекомендовали провести широкую общественную дискуссию о генетической модификации ДНК человека, сообщает Центр новостей ООН.

По итогам заседания в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже независимые эксперты Международного комитета по биоэтике (МКБ) опубликовали доклад "Переосмысление человеческого генома и прав человека". В докладе эксперты утверждают, что развитие генной терапии может стать переломным моментом в истории медицины, а редактирование генома, несомненно, является одним из наиболее перспективных направлений в научной деятельности.

Вместе с тем эксперты МКБ полагают, что такое развитие требует особых мер предосторожности. Возможное вмешательство человека вызывает серьезные опасения, особенно в случае если редактирование человеческого генома используется для модификации клеток зародышевой линии и, следовательно, приводит к наследственным изменениям, которые могут быть переданы будущим поколениям. В этой связи на заседании, посвященном человеческому геному и правам человека, МКБ призвал к мораторию на эту конкретную процедуру.

Последние достижения открыли путь к генетическим обследованиям и диагностике на наличие наследственных заболеваний, генной терапии, использованию эмбриональных стволовых клеток в медицинских исследованиях и возможности клонирования и редактирования генома в медицинских и немедицинских целях. "Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может осуществляться лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека", - считает МКБ, утверждая, что в противном случае под угрозу будет поставлено неотъемлемое и, следовательно, равное достоинство всех людей и произойдет возврат к евгенике.

Новый метод редактирования генома под названием CRISPR-Cas9 позволяет ученым просто и эффективно вставлять, удалять и поправлять ДНК. Эта техника открывает перспективу лечения (или даже излечения) определенных заболеваний, таких как серповидно-клеточная анемия, муковисцидоз и некоторые виды рака. При этом редактирование зародышевой линии также может облегчить ученым, работающим с человеческими эмбрионами, яйцеклетками и спермой, вносить такие изменения в ДНК, которые, например, могут повлиять на цвет глаз младенца.

В начале 2015 года китайские исследователи стали первыми учеными, объявившими, что они изменили ДНК человеческих эмбрионов, неспособных к дальнейшему развитию. В то же время британские ученые при проведении более широкого исследования обратились за правом генетически модифицировать эмбрионы.

В 2005 году государства - члены ЮНЕСКО приняли Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека для решения этических вопросов, возникающих в связи с быстрыми изменениями в области медицины, наук о жизни и технологий. Декларация гласит, что геном человека является частью наследия человечества. Поэтому в декларации изложены правила, которым нужно следовать во имя соблюдения принципов уважения человеческого достоинства, прав человека и основных свобод.

Международный комитет по биоэтике был создан в 1993 году в ответ на быстрый прогресс в научном понимании генетического кода человека. Комитет состоит из 36 независимых экспертов, которые следят за открытиями в области наук о жизни и потенциалом их практического применения в целях обеспечения уважения человеческого достоинства и свободы.-0-

День без автомобиля прошёл в Минске

Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и России Беларусь сохраняет лидирующие позиции среди торговых партнеров России в СНГ. В свою очередь Россия традиционно остается основным торговым партнером Беларуси.
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?