Эксперты ЮНЕСКО призвали приостановить эксперименты по изменению генома человека

В мире 06.10.2015 | 10:16

6 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Группа экспертов ЮНЕСКО, состоящая из ученых, философов, юристов и представителей правительств, призвала ввести временный запрет на искусственную модификацию генома человеческого эмбриона. Эксперты рекомендовали провести широкую общественную дискуссию о генетической модификации ДНК человека, сообщает Центр новостей ООН.

По итогам заседания в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже независимые эксперты Международного комитета по биоэтике (МКБ) опубликовали доклад "Переосмысление человеческого генома и прав человека". В докладе эксперты утверждают, что развитие генной терапии может стать переломным моментом в истории медицины, а редактирование генома, несомненно, является одним из наиболее перспективных направлений в научной деятельности.

Вместе с тем эксперты МКБ полагают, что такое развитие требует особых мер предосторожности. Возможное вмешательство человека вызывает серьезные опасения, особенно в случае если редактирование человеческого генома используется для модификации клеток зародышевой линии и, следовательно, приводит к наследственным изменениям, которые могут быть переданы будущим поколениям. В этой связи на заседании, посвященном человеческому геному и правам человека, МКБ призвал к мораторию на эту конкретную процедуру.

Последние достижения открыли путь к генетическим обследованиям и диагностике на наличие наследственных заболеваний, генной терапии, использованию эмбриональных стволовых клеток в медицинских исследованиях и возможности клонирования и редактирования генома в медицинских и немедицинских целях. "Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может осуществляться лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека", - считает МКБ, утверждая, что в противном случае под угрозу будет поставлено неотъемлемое и, следовательно, равное достоинство всех людей и произойдет возврат к евгенике.

Новый метод редактирования генома под названием CRISPR-Cas9 позволяет ученым просто и эффективно вставлять, удалять и поправлять ДНК. Эта техника открывает перспективу лечения (или даже излечения) определенных заболеваний, таких как серповидно-клеточная анемия, муковисцидоз и некоторые виды рака. При этом редактирование зародышевой линии также может облегчить ученым, работающим с человеческими эмбрионами, яйцеклетками и спермой, вносить такие изменения в ДНК, которые, например, могут повлиять на цвет глаз младенца.

В начале 2015 года китайские исследователи стали первыми учеными, объявившими, что они изменили ДНК человеческих эмбрионов, неспособных к дальнейшему развитию. В то же время британские ученые при проведении более широкого исследования обратились за правом генетически модифицировать эмбрионы.

В 2005 году государства - члены ЮНЕСКО приняли Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека для решения этических вопросов, возникающих в связи с быстрыми изменениями в области медицины, наук о жизни и технологий. Декларация гласит, что геном человека является частью наследия человечества. Поэтому в декларации изложены правила, которым нужно следовать во имя соблюдения принципов уважения человеческого достоинства, прав человека и основных свобод.

Международный комитет по биоэтике был создан в 1993 году в ответ на быстрый прогресс в научном понимании генетического кода человека. Комитет состоит из 36 независимых экспертов, которые следят за открытиями в области наук о жизни и потенциалом их практического применения в целях обеспечения уважения человеческого достоинства и свободы.-0-

Карта погоды

Крещенское купание на Цнянском водохранилище

Окунание в прорубь на Крещение Традиционно праздник Крещения Господня сопровождается массовыми купаниями в проруби.
Круглый стол Ирина Наркевич,