ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 15 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +10°C
Все новости
Все новости
Комментарии
19 февраля 2024, 15:35
Георгий Гриц

"Без поверхностного подхода". Экономические индикаторы в новой Концепции нацбезопасности

Георгий Гриц
Георгий Гриц
Экономический аналитик, кандидат экономических наук
Президент Беларуси 12 февраля подписал постановление Совета безопасности Беларуси, которым одобрен проект Концепции национальной безопасности, обсуждавшийся на заседании Совбеза 16 января. Как отметил государственный секретарь Совета безопасности Александр Вольфович, по поручению главы государства в течение года почти на 70 дискуссионных площадках проводилось общественное обсуждение основных положений данного документа.


В чем же отличие нового проекта Концепции нацбезопасности от предыдущих вариантов и почему именно сегодня ему придается такое стратегическое значение?

Над проектом Концепции национальной безопасности - 2023 работали более 30 уполномоченных госорганов и организаций. Разработчики сохранили преемственность по структуре и методологии с предыдущими вариантами концепции 1995, 2001 и 2010 годов. В то же время ее содержательная часть обновилась практически на 70%.
В представленном проекте актуализировано текущее состояние национальной безопасности. Также существенно расширены и уточнены ее угрозы и их источники (по сферам). Отмечается, что отдельные вызовы могут одновременно воздействовать по нескольким направлениям и в различных сферах: экономической, политической, социальной, научно-технологической, демографической, военной, экологической и т.д. В целом концепция призвана обеспечить единство подходов к формированию и реализации госполитики в данной области, а также методологическую основу совершенствования связанных с ней актов законодательства, подготовки документов стратегического планирования.

Не преуменьшая значение всех указанных в концепции составляющих и угроз, представляющих опасность в целом для белорусской государственности, остановлюсь только на разделах, касающихся обеспечения экономической безопасности. Как неоднократно указывал Александр Лукашенко в своих выступлениях, она не только отдельная составляющая Концепции национальной безопасности государства, но и условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества в целом. И здесь недопустим поверхностный подход или попытки преуменьшить грозящие опасности.


Под экономической безопасностью подразумевается состояние защищенности отраслей и сфер экономики от воздействия угроз, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь. В проекте Концепции указаны как внутренние, так и внешние источники угроз в экономической сфере, а также меры противодействия им.

В частности, принятию последних должно способствовать поддержание макроэкономической стабильности, которая обеспечивается путем: соответствия темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса; сохранения ценовой и финансовой стабильности; поддержания бездефицитного баланса внешней торговли, а при формировании дефицита - его покрытия без увеличения внешнего госдолга; своевременным исполнением финансовых обязательств (платежной дисциплине); наращивания и поддержания на достаточном уровне золотовалютных резервов.


Отдельное место отводится структурной перестройке экономики, в том числе за счет: роста производительности труда в результате повышения его капиталовооруженности и качества рабочей силы; перераспределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные секторы с высокой добавленной стоимостью; последовательного стимулирования деловой активности, поощрения предпринимательской инициативы, максимального упрощения нормативной правовой базы ведения бизнеса; привлечения внешних ресурсов в экономику в виде прямых иностранных инвестиций в высокоэффективные проекты, обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией; дальнейшего роста фондового рынка и т.д.
Чтобы достичь поставленной цели требуется решить ряд задач по финансовому оздоровлению убыточных организаций и предприятий с традиционными технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью; внедрению на производствах перспективных технологий и освоению выпуска новой инновационной, импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции; снижению затрат на производство и реализацию продукции, в том числе за счет материалоемкости и импортоемкости производства; совершенствованию условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций (ТНК), финансово-промышленных групп; развития товаропроводящих сетей, в том числе за рубежом; создания отечественных и совместных с дружественными странами ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом и прочее.

В свою очередь защита от внешних угроз национальной безопасности, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, экономическая безопасность будет обеспечена и проактивными действиями за счет качества менеджмента, инноваций, диверсификации внешнеторговых и инвестиционных связей, формирования современной экономики знаний и т.д.

Важной позицией концепции является система индикаторов, используемая для оценки состояния нацбезопасности. В проекте выделено двадцать основных индикаторов состояния нацбезопасности, из них четыре характеризуют экономическую, а именно: доля валового накопления основного капитала; отношение краткосрочных платежей по погашению и обслуживанию госдолга в иностранной валюте к золотовалютным резервам (в международном определении); валовый внешний долг; отношение объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Беларуси к среднему значению в странах-соседях. Предложенная система показателей и их пороговых значений позволяет сигнализировать о нарастании угроз в определенных сферах и предпринимать меры по их предупреждению.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

1. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, субъектами экономики и обществом в целом.

2. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции, ее инновационной составляющей и т.д.

3. Несмотря на неблагоприятные внешние условия, динамика индикаторов нацбезопасности за последнее десятилетие демонстрирует положительный тренд, что свидетельствует о достаточно высокой устойчивости национальной экономики в целом. На начало текущего года всего лишь пять, или одна четвертая от их общего количества, ниже порогового уровня, что соответствует международной практике.

4. Сегодня мы наблюдаем не только эффект от практического внедрения согласованных на уровне двух стран - России и Беларуси - антисанкционных мер в экономической сфере, но ожидаем и новации. В частности, на последнем заседании ВГС Союзного государства принято решение о разработке принципиально нового документа - проекта Концепции безопасности Союзного государства. Задача неординарная. Даже с позиции мировой практики - аналог такого рода документа отсутствует. Так что не только с правоприменительной, но и законотворческой точки зрения работа предстоит неординарная.

Георгий ГРИЦ,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси