Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Как повысить туристическую привлекательность Минска

Комментарии 02.12.2016 | 15:28

О нераскрытом потенциале белорусской столицы как туристического центра говорится не один год. Несмотря на значительное улучшение инфраструктуры, принятые меры по привлечению иностранных гостей, вклад туриндустрии в экономику города пока невелик. О проблемах и перспективах отрасли, подготовке к значимому спортивному событию - II Европейским играм, развитии гостиничной сети говорилось на заседании координационного совета по туризму при Мингорисполкоме

Гостиничный бизнес

Еще несколько лет назад одной из главных претензий к Минску было недостаточное количество мест, где могли остановиться туристы. Да и гостиницы не могли похвастаться высоким уровнем сервиса и приемлемым соотношением "цена - качество". За последние годы ситуация кардинально изменилась, номерной фонд увеличился более чем в два раза. Построены новые, модернизированы старые гостиницы. К 2020 году ожидается реализация еще около 10 проектов. Все чаще теперь стали звучать мнения: город перенасыщен гостиничными комплексами, они не востребованы, и нет необходимости их больше строить. Мингорисполком не согласен с таким утверждением.

"То, что гостиничная сеть расширяется, положительно сказывается на рынке гостиничных услуг, - считает заместитель председателя горисполкома Игорь Карпенко. - Появляются игроки, предлагающие не только размещение в номерах, но и сопутствующий сервис. Например, недавно построенный отель "Аква-Минск" предоставляет гостям возможность бесплатно посещать аквапарк "Лебяжий". Конечно, вместе с развитием инфраструктуры нужно думать, как завлечь в Минск туристов. В этом направлении должны работать как органы государственной власти, так и туристические компании, сетевые гостиницы".

Всего в столице насчитывается 48 гостиничных комплексов и 5 хостелов на 5,6 тыс. номеров, или 10,2 тыс. мест. Обеспеченность гостиничным фондом составляет 5,2 мест на 1 тыс. жителей, а к 2020 году увеличится до 6,6 мест на 1 тыс. жителей. У столиц соседних государств этот показатель варьируется от 6 до 7,5. Минские гостиницы в январе-октябре текущего года приняли около 450 тыс. гостей, загрузка возросла на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла более 40%. Большинство постояльцев - иностранцы, в основном россияне.

"Радует, что спрос на услуги растет более высокими темпами, чем предложение на рынке, - рассказывает начальник управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Юрий Натычко. - За десять месяцев мощность гостиничного фонда увеличилась на 7,5%, а гостей приехало на 18% больше. Кроме того, практически вдвое увеличилось количество гостиниц, прошедших сертификацию на звезды. В соответствии со стандартом сегодня классифицированы услуги 26 отелей, из них 7 имеют категории "пять звезд" и "четыре звезды", 14 - "три звезды".

Возросшая конкуренция заставляет формировать более привлекательные тарифы. Стоимость размещения в Минске приблизилась к уровню столиц соседних государств. За 2015 год в долларовом эквиваленте она снизилась в среднем на 20% к уровню 2014 года, или с $ 60,7 до $48,3. За январь-сентябрь 2016-го средний ценник сложился на уровне $41,5, что меньше прошлогоднего на 14,6%.

"Я всегда удивляюсь мнению, что у наших соседей проживание дешевле. Когда начинаем сравнивать отели в центре, то тарифы практически выравнялись. Теперь нужно говорить в большей степени не о снижении цен, хотя такая тенденция сохранится, а о повышении качества сервиса, предоставлении комплекса услуг", - отметил Юрий Натычко.

Точки роста

По мнению городских властей, основные усилия стоит направить на развитие делового, событийного и медицинского туризма. Учитывая выгодное расположение, столица привлекательна для проведения международных конференций, встреч, корпоративов. В городе появились отели, где есть все необходимые условия для организации такого рода мероприятий. Представители туристической отрасли предложили создать конгресс-бюро - специальную организацию, которая бы занималась продвижением Минска как делового центра.

Еще одно перспективное направление - событийный туризм. Здесь уже наметились определенные подвижки, один из последних удачных примеров - вечера джазовой, классической музыки, проходившие летом у Ратуши, которые нашли положительный отклик у горожан и гостей столицы. В ближайшее время город готовится принять Рождественский оперный форум. Минск впервые вошел в топ-20 спортивных городов мира и получил право провести один из крупнейших континентальных спортивных форумов - II Европейские игры, и есть шанс серьезно увеличить приток туристов в страну. По мнению Игоря Карпенко, уже сейчас нужно продумать план мероприятий, сформировать экскурсионные программы, учитывая положительный опыт проведенного в 2014 году чемпионата мира по хоккею. Тогда хоккейные болельщики активно заказывали экскурсии не только по Минску, но и по Беларуси.

Во всем мире пользуются популярностью и "туры за здоровьем". В этой связи актуально продвижение пакетов туруслуг в здравоохранении, включающих в себя трансфер, размещение в гостиницах и доставку в лечебное учреждение, - таким путем идут многие зарубежные страны, обладающие хорошей медицинской базой.

Не в полной мере реализован потенциал ностальгического туризма и туризма, связанного с местами памяти. Особенность Минска, как и других белорусских городов, в том, что здесь исторически проживали люди разных национальностей, многие из которых уехали за границу. В годы Великой Отечественной войны в окрестностях столицы действовал один из крупнейших в Европе концентрационных лагерей "Тростенец", сейчас здесь реализуется проект по созданию мемориального комплекса. Обсуждается вопрос организации туров в эти места.

Представители туристического бизнеса уверены, что наиболее перспективным направлением является культурный туризм - об этом свидетельствует и анализ загрузки гостиниц, и статистика въездного туризма. Все больше людей выбирают путешествия своим хобби, и Беларусь для многих пока представляется неизвестным уголком в центре Европы. Конечно, Минску трудно тягаться с Веной, Римом, Прагой, но достичь показателей Риги, Вильнюса и Варшавы вполне реально. Их посещают свыше 1 млн туристов в год. А какие меры нужны, чтобы белорусская столица смогла стать туристическим миллионником?

По словам директора туристической компании "Виаполь" Галины Потаевой, аттрактивность Минска повышают разнообразные культурные мероприятия, перфомансы, подобные тем, которые в последнее время стали проходить на территории Верхнего города в летний период. Для того чтобы увеличить продолжительность пребывания туристов, следует улучшить доступность туристических объектов в окрестностях. Самостоятельные поездки без личного автомобиля даже в раскрученные замки в Мире и Несвиже невозможны, не говоря о таких местах, как Парк истории Сула или "Дудутки". Не хватает в городе и кафе, ресторанов, предлагающих оригинальную национальную кухню и программы с элементами национальной культуры.

Галина Потаева отметила, что популярность Минска как туристического центра с каждым годом растет. Особенно увеличивается спрос на туры в новогодние, майские, ноябрьские праздники, в летний период. Так, только на предстоящие новогодние каникулы компания "Виаполь" разработала свыше 40 программ, из которых 14 касаются Минска, еще столько же предполагают встречу Нового года в белорусских замках. На них записалось свыше 1,5 тыс. человек. Гостей привлекает архитектура советского периода, сохранившиеся уголки исторической застройки, культовые сооружения различных конфессий.

Как найти общий язык с иностранцем

Часто иностранные гости высказывают нарекания на недостаточное информационное обеспечение. Чтобы сделать город более понятным для приезжих, пять лет назад в Минске разработали концепцию пространственного ориентирования туристов. Часть мероприятий уже воплощена в жизнь к чемпионату мира по хоккею 2014 года. На территории Верхнего города, Троицкого предместья, в районе Немиги появились указатели к туристическим достопримечательностям, сведения, способные заинтересовать туристов, размещены на остановках общественного транспорта по проспектам Независимости и Победителей. Увеличилось количество мест для стоянки туристических автобусов - в настоящее время ГАИ согласовало 11 таких участков.

"Много удалось сделать в развитии общегородской системы навигации, но видим необходимость принятия дополнительных мер в этом направлении, - отметил председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. - В первую очередь речь идет о совершенствовании маршрутов передвижения туристических групп. Нужно продумать логистику, где лучше высаживать экскурсантов, на какую парковку потом направляться автобусу, сориентировать гостей, куда идти после экскурсии. Также стоит продолжить работу по установке в городе информационных щитов и указателей".

Концепцию в полной мере удалось внедрить только в 4 туристических местах из 25, указанных в документе. В ближайшее время информация о достопримечательностях, гостиницах, кафе и ресторанах появится на Привокзальной площади, площади Независимости, в районе Комаровского рынка, площади Якуба Коласа. Также необходимо развивать систему ориентирования для велосипедистов, уже давно идет разговор об организации велопроката по принципу европейских столиц, когда велосипед можно взять в одной части города, а сдать совершенно в другом месте. К проекту планировалось подключить Минский велозавод, но пока из-за недостаточного финансирования он не реализован.

Еще одно предложение Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте касается разработки методологии, которая бы позволяла оценить реальный туристический потенциал исторического центра. Существующая статистика учитывает такие отдельные показатели, как объем официально оказанных туристических, экскурсионных и гостиничных услуг. Поэтому никто точно не знает реальное количество туристов, посещающих Минск, и сумму, которую они здесь оставили. Юрий Важник предлагает пойти по пути Варшавы, где ведется подсчет совокупных доходов от всего туристического продукта, т.е. гостиниц, сувенирных лавок, музеев, ресторанов и кафе района Stare Miasto. Они в год приносят польской столице до $1 млрд. "Сейчас в Верхнем городе проводятся великолепные мероприятия, такие, как вечера классической, джазовой музыки, праздники национальных культур, а какой от них экономический эффект? Какой эффект от добротной городской инфраструктуры и всего туристического бизнеса? Необходима концепция развития туристического продукта центра Минска с обозначением конкретных амбициозных целей, например, тот же $1 млрд, и мер по привлечению туристов. Может, мы не сможем сразу заработать на туристических услугах столько же, сколько Варшава, но у Минска потенциал не меньший", - считает Юрий Важник.

Эксперты уверены: у белорусской столицы есть возможности повысить свою туристическую привлекательность. На впечатление от города влияет не только архитектура, но и общая атмосфера, душевность жителей. Если вернуть исторический облик, дух старины, который так привлекает туристов, сложно и дорого, то сделать белорусскую столицу более уютной, гостеприимной и комфортной под силу властям и бизнесу. Минск может и должен стать местом, куда хочется возвращаться и приглашать друзей.

Надежда МАТВЕЕВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4042 BYN 2.395 BYN 2.406 BYN
USD
2.122 BYN 2.122 BYN 2.125 BYN
RUB
3.1935 BYN 3.19 BYN 3.199 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Торжественная церемония принятия присяги в 120-й бригаде

Инфографика

График работы учреждений здравоохранения в декабрьские выходные и праздники В Беларуси изменен график работы учреждений здравоохранения в выходные и праздничные дни в декабре 2018 года.
Пресс-конференция Валентин Шатравко 17 декабря, 12:00 Об организации елочных базаров и наведении порядка в лесном фонде Пресс-конференция Наталья Жаркина,
Игорь Чульба,
Ирина Усова,
Николай Власюк
11 декабря Проект "Зеленые города": опыт реализации пилотных инициатив и перспективы развития зеленого градостроительства в Беларуси
Пресс-конференция Владимир Гракун,
Елизавета Козленко,
Андрей Кузьмич
5 декабря О развитии производства органической продукции в Беларуси
Пресс-конференция Александр Барауля,
Юлия Комлева,
Александр Веденин,
Денис Крупец
21 ноября Подготовка к проведению в Минске чемпионата Европы по фигурному катанию на коньках - 2019
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы