ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 8 мая 2024
Минск Ясно +2°C
Все новости
Все новости
Экономика
09 июня 2022, 17:32

Какие перспективы санкции открывают перед белорусским бизнесом

Сергей Найдович. Фото "7 Дней"
Сергей Найдович. Фото "7 Дней"

Первый белорусский бизнес-инкубатор начал работать в Колодищах еще в далеком 1991 году. И сегодня "МАП ЗАО" занимается поддержкой стартапов, начинающих предпринимателей. Беседуем с генеральным директором Сергеем Найдовичем о том, как успешно реализовать программу импортозамещения и использовать санкции на пользу бизнеса.

- Сергей Михайлович, как реагирует бизнес на бесконечные метаморфозы, которые происходят в мире?

- Из-за географического положения Беларусь всегда находилась в специфических условиях и под определенным экономическим прессингом. Напомню, что в начале 90-х годов перед бизнесом стояли более серьезные вызовы, нежели сегодня. Тогда мы даже не были включены в международную кооперацию и ориентировались только на себя. За последние десятилетия сформировался инструментарий для поддержки предпринимательства, в том числе такие структуры, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры поддержки предпринимательства и центры трансфера технологий. Сейчас Министерство экономики продвигает инновационно-промышленные кластеры, где скоординированы усилия ученых белорусских вузов, академических институтов, дизайн-центров и промышленных предприятий.

Сегодняшние санкции подтолкнули нас к решению уделить больше внимания собственным проблемам. Раньше было так: нет чего-то своего - закупим. Чем плох такой подход для отечественного бизнеса? Потенциальному белорусскому производителю нет стимула к началу и развитию своего дела. Поэтому надо определиться с главными задачами. Недавно Президент на совещании как раз и обозначил важнейшие векторы дальнейшего развития народного хозяйства, направленные на защиту государственных интересов и укрепление экономической безопасности страны. Полностью согласен с утверждением главы государства о том, что санкции для нас - это время возможностей.

- Некоторые производители столкнулись с проблемами в логистике, с нехваткой запчастей, невозможностью их доставки в страну. Как выходят из положения?

- Возьмем для примера выпуск автомобилей Geely. График производства необходимых комплектующих в Беларуси был растянут до 2025-2026 годов. Но нынешние условия подталкивают к незамедлительному решению данной задачи. Думаете, нереально выйти на полный производственный цикл? Вполне реально! В Беларуси есть свободные экономические зоны (СЭЗы), "Великий камень", технопарки, бизнес-инкубаторы, но каждый идет исключительно своей стезей. А Министерство экономики и Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей активно развивают такую тематику, как субконтрактация. Это вид кооперации, когда предприятие-заказчик передает предприятию-поставщику часть работ по изготовлению и поставке отдельных деталей (узлов, комплектующих и др.) в рамках технологического цикла производства изделия. Субконтрактация нацелена на внутренний рынок, чтобы все необходимые компоненты делали в нашей стране. Поэтому нужно внимательно посмотреть: может, необходимые для Geely производства уже есть в той же СЭЗ или в "Великом камне"? Не исключено, что не хватает только стимула для начала выпуска продукции, нужной отечественному автобизнесу, причем затраты на организацию будут оптимальными.

Фото "7 Дней"
Фото "7 Дней"

- Насколько заинтересован предприниматель в подобном производстве?

- Не секрет, что в Беларуси малые и средние предприятия в СЭЗах обеспечивали запчастями, причем прекрасного качества, крупнейшие корпорации: "Мерседес", "Фольксваген" и др. Но СЭЗы, согласно нашему законодательству, должны быть стопроцентно ориентированы на экспорт. На внутренний рынок они не могут ничего поставлять. То есть белорусское предприятие может получить такую продукцию только после того, как купит ее, уже поставленную за границу. Зачем устраивать этот бег по кругу? Для реализации программы импортозамещения нужно использовать все имеющиеся ресурсы в Беларуси, подключить существующие предприятия с их технологическими зонами, ввести для них особый режим. Ведь там, в СЭЗе, работая с давальческим сырьем, подпадаешь под льготную систему налогообложения. Давайте сделаем так, чтобы было выгодно и на внутренний рынок поставлять все, что сейчас требуется.

Вопрос импортозамещения - не в функционале, а в мелких деталях. Часто функционал изделия заключался только в упаковке. Наше хорошо развитое отечественное машиностроение вполне справится с подобной задачей. Подсмотрите идею, скопируйте китайский опыт… Большой плюс нынешнего времени в том, что у нас сейчас нет дефицита и мы можем спокойно налаживать новое производство. Если в 90-х, когда вокруг был повальный дефицит всего и вся, мы по-быстрому закрывали рынок, порой в ущерб качеству, то сейчас эта спешка не нужна.

- В идеале каждому начинающему предпринимателю нужен наставник. Есть ли такие в бизнес-инкубаторах?

- Тот, кто решил начать свое дело, должен быть инициативным и стараться находить нужную информацию. По опыту знаю: если человека куда-то тянешь, он в конечном итоге окажется недоволен результатом. Потому что решение открыть свое дело должно вызреть. Одного желания мало. Человек сам должен понимать, что в начале пути необходимо приложить огромное количество усилий и времени. А вот подсказать, направить, подставить плечо - это уже совсем другой разговор. Наша задача - помочь запустить бизнес, сделать так, чтобы он был самоокупаемый и приносил пользу обществу.

- Вспомните хотя бы пару успешных примеров сотрудничества начинающего предпринимателя с вашим бизнес-инкубатором.

- Анна Нестеренко была организатором различных мероприятий. Как оказалось, она отлично шьет и давно мечтает создать собственную коллекцию белорусской одежды. Мы решили поддержать ее идею. К тому же у нас есть своя швейная мастерская, где можно попробовать силы. Буквально на прошлой неделе на конкурсе в Гомеле она презентована коллекцию в стиле этно и заняла первое место! Кстати, некоторые крупные фирмы выросли тоже в Колодищах - например, производитель кухонь ГеосИдеал. Сейчас эта компания работает в Смолевичах и стала белорусским брендом, но первый свой шкафчик собрала здесь, в поселке.

Ангелина СВЕТЛОВА,

газета "7 Дней".-0-

Новости рубрики Экономика
Топ-новости
Свежие новости Беларуси