ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 16 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости
Экономика
04 сентября 2023, 10:44

Новые технологии и рынки сбыта ММЗ. Как развивается флагман моторостроения Беларуси

Минский моторный завод занимает особое место в машиностроительной отрасли страны, являясь единственным производителем дизельных двигателей в Беларуси, применяя технологии, которые не имеют аналогов как на внутреннем рынке, так и в странах СНГ. Предприятие поражает своими масштабами. Это настоящий город в городе. Его площадь сопоставима с размером 32 футбольных полей. С конвейера завода сходит более 50 тыс. двигателей в год. Вся продукция успешно реализуется потребителям. Однако главная гордость ММЗ - коллектив профессионалов. Компетенции, наработанные десятилетиями, - это та база, ресурс, без которых невозможно движение вперед. На заводе это понимают и ценят. О работе Минского моторного завода, реализуемых проектах, социальных гарантиях, молодежной политике узнала корреспондент БЕЛТА.

Основные показатели эффективности

За шесть месяцев текущего года Минский моторный завод показал высокие результаты работы. Объем реализации продукции в стоимостном выражении возрос более чем на 17%. "Одинаково хорошо предприятие сработало как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Экспорт продукции увеличился на 17,5%, причем рост отмечается по всем направлениям. В Российскую Федерацию мы отгрузили продукции на 28,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В страны СНГ - на 3,5%, в страны дальнего зарубежья - на 4,8%", - подчеркнула начальник управления маркетинговых исследований и продвижения продукции Анна Кодымова.

В 2023 году была продолжена работа по реализации маркетинговой стратегии, направленная на диверсификацию выпускаемой продукции. "Планомерно мы уходим от того, что Минский моторный завод ассоциируется только с двигателями. Активными темпами развивается направление по реализации специальной техники. Это дизель-насосные, дизель-генераторные установки, компрессорные станции", - констатировала она.

Экспортный портфель предприятия в первом полугодии пополнился новыми странами - Гвинея, ЮАР, Того, Зимбабве, Монголия и др. Также увеличилось число новых партнеров на уже существующих рынках сбыта. "Сегодня, несмотря на действия санкционных ограничений, предприятию успешно удалось переориентировать экспортные потоки. Кроме освоения новых рынков сбыта, укрепляются позиции завода и на уже существующих", - акцентировала внимание начальник управления.

Данные результаты говорят об успешной работе предприятия, его динамичном развитии, о наличии необходимых финансовых ресурсов для инвестирования в разработку новой продукции. А дальше - больше амбициозных проектов, новых рынков сбыта, кооперационных проектов, новых видов продукции и, конечно же, продаж.

Новые разработки

Минский моторный завод пристальное внимание уделяет новым разработкам. Конструкторы активно трудятся над новыми проектами. Среди новинок - дизельные двигатели MMZ-2.5DTG/2.5DTI. "Мы развиваем малоразмерную тематику. Последняя наша новинка - двигатель на 2,5 литра. У нас уже есть опытный образец. Мы провели ряд испытаний образца - результаты положительные. Заинтересованность со стороны потребителей в этом продукте есть, поэтому будем двигаться дальше", - сказал заместитель главного конструктора Павел Столяров. По согласованию с потребителем для максимального удовлетворения его потребностей, двигатель может комплектоваться различным навесным оборудованием. Область применения данных моделей - дизель-генераторы, тракторы и дорожно-строительная техника.

На заводе разработаны уникальные в своем роде двигатели MMZ-3LDGRR, MMZ-4DTGRR, Д246.4РР, Д-266РР, предназначенные для установки на речные суда в качестве вспомогательных дизель-генераторов. Основные отличия новинок от серийных дизелей - отсутствие водяного радиатора, вместо которого установлен теплообменник для охлаждения двигателя забортной водой, насос забортной воды, топливные трубки высокого давления с двойной стенкой, а также проведен ряд других конструктивных изменений.

"Двигатели на речные суда в Беларуси не производились. Мы сейчас осваиваем новую для нас область. Такие двигатели сертифицируются по правилам Российского классификационного общества. Мы получили одобрение на линейку двигателей MMZ-4DTGRR. Сейчас готовим очередное семейство двигателей для процедуры сертификации. Эта тема хотя и новая для нас, но с поставленными задачами мы успешно справились. Поняли, в каком направлении двигаться, получили хорошие результаты", - рассказал заместитель главного конструктора.

Предприятие также работает над газовой тематикой. Газовый двигатель MMZ-262NG - новая разработка ММЗ на базе дизельного двигателя Д-262. Он работает на сжатом или сжиженном природном газе. "Опытный образец уже изготовлен, на базе НИЦИАМТ ФГУП "НАМИ" проведены стендовые испытания, оформляются сертификационные документы на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза. После этого можно будет применять двигатели как серийные и устанавливать на технику. К данному продукту есть интерес со стороны Российской Федерации, ряда других стран СНГ", - добавил Павел Столяров.

Отдельное направление, в котором ММЗ уверенно шагает вперед, - большие двигатели. "Это принципиально новая разработка. Мы здесь все делаем с нуля", - обратил внимание заместитель главного конструктора.

Социальные гарантии

Высокие достижения Минского моторного завода стали возможны благодаря профессионализму, целеустремленности и стойкости к вызовам времени всех работников предприятия. Поэтому руководство и профсоюзный комитет всячески стремятся сделать жизнь сотрудников качественнее и комфортнее. В связи с этим в начале августа на предприятии был принят новый коллективный договор на 2023-2026 годы, он считается одним из лучших в промышленной отрасли страны. "В нем учтено существенное количество норм и поощрений за высокие достижения в труде, значимый профессиональный вклад в развитие предприятия. Грамоты, звания, награды - любой работник, имея абсолютно равные стартовые возможности, может совершенствоваться в профессии, проявлять инициативу, и она обязательно будет замечена и оценена по достоинству", - подчеркнул заместитель генерального директора по идеологии, социальному развитию и связям с общественностью Андрей Новик.

По условиям коллективного договора оказывается обязательная помощь молодым семьям, поощряется рождение детей. При рождении ребенка материальная помощь составит 80% среднемесячной заработной платы работников ММЗ, для впервые вступивших в брак - 5 базовых величин. Одному из родителей, который находится в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрена ежемесячная выплата по 5 БВ до достижения 3-летнего возраста.

Предприятие подставит плечо и в сложных жизненных ситуациях, печальных событиях. "В случае безвременного ухода работника ММЗ материальная помощь родственнику составит 80% среднемесячной заработной платы. В случае потери членов семьи и близких родственников работнику предоставляется оплачиваемые отпуск на 3 дня", - говорится в колдоговоре.

Активные члены профсоюза, а также работники, полностью прошедшие диспансеризацию, теперь будут поощрены оплачиваемым выходным днем. К слову, сделать это можно не выходя за проходную - на предприятии работает медико-санитарная часть с материально-технической базой обычной городской поликлиники и полным штатом врачей и узких специалистов, возможностью сдать анализы и пройти необходимые обследования.

Приятные бонусы сотрудники ММЗ получают ко всем государственным праздникам или знаменательным датам самого предприятия: материальные выплаты, новогодние подарки, билеты на спектакли, концертные и развлекательные мероприятия и многое другое. Традиционным стало денежное поощрение "на пропуск": перечисленные деньги могут реализовываться работниками в заводских столовых и магазинах.

Дети работников моторного завода всего за 10% от стоимости путевки летом отдыхают в оздоровительном лагере предприятия, одном из лучших в районе. А комиссия по санаторно-курортному лечению и оздоровлению на постоянной основе реализует бесплатные детские и взрослые путевки в белорусские санатории, отдохнуть может каждый работник, нуждающийся в оздоровлении по медицинским показаниям.

Также коллективным договором предусмотрена выплата родителям школьников к 1 сентября в размере 5 базовых величин, а первоклассникам - в подарок еще и портфель с канцелярскими принадлежностями. В этом году школьные рюкзаки были вручены детишкам и их родителям генеральным директором Александром Ботвинником в торжественной обстановке. Он сам отец троих детей и не понаслышке знает, что такое собрать ребенка в школу.

"Хочется сказать спасибо родному предприятию за финансовую и материальную поддержку к новому учебному году. В этом году моя дочка пошла в первый класс. Это очень волнительно как для родителя, так и для ребенка", - сказал сотрудник Дмитрий Мигаль, папа первоклассницы Сони.

Поделилась своими впечатлениями и работница завода Светлана Здончик - мама 7-летнего Миши. "Нам очень приятно было получить портфель первоклассника с символикой и логотипом завода. Сын очень доволен. Порадовал и праздничный концерт своей великолепной программой, также приятно удивила экскурсия по заводу. Дети смогли познакомиться с местом работы своих родителей. Сын никогда такого не видел - двигатели, детали, станки. У него очень много впечатлений", - подчеркнула она.

Молодежная политика

На Минском моторном заводе ценят молодых специалистов и создают все условия для закрепления кадров. В частности, обеспечивают достойную заработную плату, предоставляют жилье. Опытные сотрудники помогают новобранцам быстрее освоиться и влиться в рабочий ритм, а профсоюз, БРСМ, "Белая Русь" и Белорусский союз женщин закрепиться в творчестве, спорте и общественных инициативах.

В нынешнем году на Минский моторный пришел 101 молодой специалист - семеро с высшим образованием, 70 человек - со средним специальным, 24 - с профессионально-техническим. Профессии они получали в БНТУ, ссузах и профессионально-технической направленности колледжах. География прибывших также обширна. Работать на предприятие приезжают из разных уголков Беларуси: Новополоцка, Мозыря, Гомеля, Могилева.

Пополняя семью ММЗ, ребята стремятся трудиться на благо флагмана отечественного моторостроения. "Я работаю в отраслевой лаборатории бюро инженерных расчетов в должности инженера-исследователя. Мы изучаем механические колебания на двигателе, шумы, гармоники. Исследуем их и пытаемся устранить, чтобы увеличить долговечность двигателя, его работоспособность. Моя работа мне очень нравится. Перед нами ставятся непростые, но крайне интересные задачи. Также и сам завод с каждым годом становится лучше и лучше, все развивается. Поэтому, отработав два года после распределения, я решила продлить контракт и остаться здесь", - отметила Виктория Цесарь.

Многие пришли сюда по зову души. "Моя специализация - двигатели внутреннего сгорания. Я с детства любил и стремился работать с моторами. Мне очень нравится эта сфера", - отмечает мастер в бюро технического контроля Александр.

Молодым специалистам нравится насыщенная социальная жизнь предприятия. "Помимо работы, я принимаю активное участие в жизни завода - являюсь членом сборной по волейболу, участвую в различных соревнованиях, турслетах. В этом году наш завод ярко и зрелищно отметил свой юбилей, к этому событию было приурочено большое количество мероприятий. В целом делается многое, чтобы привлечь и заинтересовать молодежь", - сказала инженер-конструктор Анастасия Сергей.

Социальная поддержка молодежи на заводе предусмотрена коллективным договором. "Всем нуждающимся предоставляется общежитие. Условия проживания в нем хорошие, меня все устраивает. Если возникают какие-то вопросы, все быстро решается. Также я стою в очереди на жилье как молодой специалист", - добавила Анастасия.

Во взаимоотношениях с коллективом никаких проблем нет. "У нас очень хороший коллектив. Все добрые, отзывчивые. Всегда готовы помочь и объяснить. Это очень важно для молодого специалиста, когда приходишь на работу сразу после учебного заведения и чувствуешь поддержку всего коллектива", - подчеркивает конструктор предприятия Артем.

В перспективных планах у некоторых молодых специалистов заняться и научной работой. Ведь практический опыт этому способствует. Идеи для новых открытий и свершений уже есть. Конструкторское управление предприятия славится молодыми специалистами, которые благодаря грамотному наставничеству к 30 годам уже возглавляют перспективные отделы и бюро.

Тимбилдинг

В рабочих коллективах, особенно в многотысячных, не последнюю роль играет поддержание корпоративного духа, поэтому на предприятии стараются организовывать досуг для работников. В частности, на заводе уже много лет существует и пользуется большой популярностью туристический клуб "Странник".

"Вместе с молодежью мы часто выезжаем в разные интересные места. Причем не только по Беларуси. Например, в копилке наших путешествий три похода за полярным кругом. Недавно мы посетили объект рядом с Мозырем - самую большую подземную крепость, также организовали сплавы на байдарках. За лето провели три туристических слета, и впереди еще один. В целом интерес к клубу высокий, люди активно в него вступают, потому что с нами весело, интересно и можно многому научиться. Сближают любые совместные мероприятия, где нужно проявить силу духа, волю, характер и физическую подготовку. От командной работы в полевых условиях зависит и работа на производстве: не подставишь плечо товарищу - пропадешь сам", - поделился руководитель туристического клуба "Странник" Константин Трусов.

Также работники активное участие принимают в различных конкурсах, спортивных состязаниях и спартакиадах. Спортивные команды тренируются в физкультурно-оздоровительном комплексе моторного завода, есть свой тренажерный зал для любителей тяжелых видов спорта, волейбольная команда постоянно принимает участие в городских турнирах. Ведется работа по созданию вокально-инструментального коллектива, чтобы каждый желающий мог раскрыть и свой творческий потенциал.

"Я благодарна заводу еще и за возможность учиться, совершенствоваться и повышать свой профессиональный потенциал. Направление на обучение и повышение квалификации в вузах за счет предприятия - обычная и постоянная практика. Главное - желание учиться и открывать новые горизонты, а узнав новое, всегда есть желание тут же реализовать на практике, для своего предприятия", - отметила работник отдела метрологии Мария Горская.

Семейные династии

На предприятии более десяти семейных династий. Общий стаж семейной работы у них от 56 до 348 лет! Это красноречиво говорит о хорошей мотивации и заинтересованности работников. Например, недавно на базе ММЗ прошел ежегодный конкурс трудовых династий среди крупнейших предприятий машиностроительной отрасли. В тройке победителей - семья Маториных с Минского моторного.

Основатель трудовой династии с говорящей фамилией Владимир Павлович родился в 1935 году в Могилевской области. На Минский моторный пришел в 1985 году. Начинал свой пусть с работы токарем в механическом цеху №2, потом перешел наладчиком в пятый цех. Десять лет, до выхода на пенсию, Владимир Маторин проработал на предприятии.

Пришел на Минский моторный завод и его сын, тоже Владимир. К этому времени он окончил архитектурно-строительный колледж и отслужил в армии. Автоматчик и мастер службы в третьем механическом цеху, токарь, оператор станков с числовым программным управлением, токарь-расточник в цеху малых серий - за 29 лет он попробовал себя в разных ипостасях. Уйти с завода пришлось в 56 лет по состоянию здоровья.

Продолжила заводскую традицию Виктория Маторина, дочь Владимира Владимировича. Она пришла на Минский моторный на открывающийся новый участок очистных сооружений в цех малых серий в 2005 году. На тот момент девушка еще была студенткой заочного отделения в Белорусском государственном технологическом университете по специальности инженер-химик-эколог.

Виктория продолжает трудиться на благо моторного завода вот уже 17 лет. За это время она вышла замуж и сменила фамилию на Русак. Сейчас Виктория растит троих детей. Поэтому есть все основания полагать, что династия Маториных на этом не заканчивается.

"Завод для нашей семьи - это вся жизнь. Кто-то считает, что работа на предприятии - это не престижно, а я считаю, что завод - это большой город со своим менталитетом, традициями и характером. Здесь все друг друга знают и здороваются, а ведь нас больше трех тысяч! Здесь своя дружелюбная и ни с чем несравнимая атмосфера коллектива, где тебя уважают и ценят. Я уверена в завтрашнем дне, уверена в своих силах и могу реализовать себя как специалист, занимаюсь любимым делом. Возможности, которые открывает перед тобой предприятие, по сути, безграничны. Мы работаем уже 60 лет, были сложные и непростые времена, мой отец их помнит, когда рассказывает про 90-е. И это счастье, что завод сегодня успешен, что есть перспективы, что мы не просто сохранили наработки, кадры, производство, но стократно увеличили свой потенциал", - подчеркнула Виктория Маторина.-0-

БЕЛТА.

Фото Сергея Шелега и Минского моторного завода.

Новости рубрики Экономика
Топ-новости
Свежие новости Беларуси