ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 17 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +4°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 ноября 2016, 12:05
Клаус Эдер

Белорусское кино интересно миру

Клаус Эдер
Клаус Эдер
Генеральный секретарь ФИПРЕССИ

На кинофестивале "Лістапад-2016" минские зрители имели возможность посмотреть фильмы, снятые современными классиками кино на заре их карьеры и отмеченные призами Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) в специальной программе к 90-летию организации. Генеральный секретарь ФИПРЕССИ, киновед Клаус Эдер из Германии дал свою оценку фестивалю и поделился видением будущего белорусского кино в беседе с корреспондентом БЕЛТА.

- Господин Эдер, вы впервые в Беларуси?

- К сожалению, да, и я не понимаю, почему это произошло так поздно. Это удивительно, потому что я часто посещаю многие страны, например, Россию, не говоря уже про остальные государства бывшего Советского Союза, и я счастлив быть здесь.

- Будучи членом жюри основного конкурса, вы, наверное, не имели возможности увидеть программу национального (белорусского) кино?

- Да, не получилось. Но организаторы фестиваля подготовили для меня фильмы на DVD, и я рад факту, что смогу открыть для себя белорусское кино и многие имена.

- Господин Эдер, вы автор книг об Анджее Вайде, Луисе Бунюэле, Никите Михалкове, Андрее Кончаловском, других киномастерах. Интересно ли вам написать работу о ком-либо из белорусских режиссеров, чьими именами мы гордимся?

- Конечно, я бы с радостью написал о ваших именитых режиссерах. Знаете, чего не хватает в Беларуси из того, что есть у многих других стран? Это собрания работ белорусского кино. Коллекции из 10-15 дисков, которая бы включала фильмы - документальные, полнометражные и короткометражные, снятые за всю историю национального кинематографа. Это позволило бы всему миру узнать о белорусских фильмах.

- В ваши планы не входило посещение Национальной киностудии "Беларусьфильм"?

- Основная проблема в плотном графике моего пребывания здесь. Но мы обсуждаем с руководством фестиваля возможность в будущем году в Минске провести своего рода мастер-класс белорусского кино для международных кинокритиков, чтобы они могли приехать и познакомиться с белорусским кино поближе. Это была бы прекрасно, но для воплощения данного проекта нужно очень многое сделать.

- Судя по сказанному, вы не против приехать на фестиваль "Лістапад" в будущем году уже в команде международных критиков.

- Это правда, есть идея приехать в Минск вновь, но посмотреть не международную панораму, хотя это тоже прекрасно, а в первую очередь познакомиться с белорусской программой. Если появится возможность, то сюда будут приезжать не только кинокритики, но и режиссеры со всех уголков мира, представители международных телеканалов, потому что они заинтересованы в покупке фильмов, трансляции их. Я не могу вспомнить ни одного белорусского фильма, например, на очень известном французско-немецком телеканале Arte. Это неправильно.

- Есть надежда белорусскому кино пробиться в мир?

- Во времена Советского Союза отправкой фильмов на международную арену занималось Госкино, а значит, в первую очередь выбирались российские фильмы. Грубо говоря, ленты из других республик СССР, которые в том числе имели огромную историю кинематографа, блокировались. Только недавно международные кинокритики устроили своего рода собрание, где смогли познакомиться с фильмами стран Балтии. И только сейчас появляется возможность увидеть их во всем мире.

- Господин Эдер, какую оценку вы бы дали "Лістападу"?

- Его изюминкой являются фильмы, отбираемые в конкурсные программы. Это всегда очень интересные картины, их сложно встретить на каких-то других фестивалях. Это не мировые премьеры, не громкие имена. Тем не менее их нужно открывать и давать возможность зрителю увидеть, и в Минске она предоставлена. Например, фильм "Я, Ольга Гепнарова" производства Чехии, Польши, Словакии, Франции мог бы оказаться на западных фестивалях, но, пожалуй, это исключение. Все остальные картины остались бы неизвестны широкой публике. Кинофестиваль "Лістапад" - своего рода окно, через которое все желающие могут увидеть работы из Восточной Европы. Например, Берлинский кинофестиваль не предложит такие картины.

- Объединению киноведов из разных стран мира ФИПРЕССИ 90 лет. Беларусь пока в ее состав не входит.

- Это абсолютно неприемлемо, что Украина, Эстония, Кыргызстан и другие являются участниками организации ФИПРЕССИ, а Беларусь до сих пор нет. Так не должно быть, это нужно менять.

- Господин Эдер, на ваш взгляд, не изжила ли себя профессия кинокритика, учитывая, что сегодня свое мнение может выразить каждый?

- Я не могу точно сказать, нужна ли эта профессия все еще, но уверен, что задача кинокритика заключается в том, чтобы выстроить своего рода доверие между читателем и им самим. Есть специалисты, которые напишут отзыв на картину, а люди прочитают и скажут: этот фильм мы точно никогда смотреть не будем. А если кинокритик оставит отзыв, зритель после этого посмотрит работу, и она ему понравится, тогда можно с уверенностью сказать, что эта профессия нужна.

- У вас как кинокритика есть жанровые предпочтения?

- Для меня нет разделения на жанры. Не бывает детективов, вестернов, любовных историй. Есть хорошие фильмы и плохие. И если говорить о хороших лентах, то их очень много.

- Кинокритик Клаус Эдер может уйти с середины картины, или по долгу службы вы смотрите ленту до конца?

- Нет, никогда не уйду, не досмотрев, потому что ни один режиссер не задумывает свою картину плохой, а хочет сделать хорошо. Если фильм хороший, его можно посмотреть дважды, трижды. Если он плохой, его нужно посмотреть до конца, но ни в коем случае не уходить, потому что подобное обижает создателей, даже если они не видят.

- Это можно расценивать как рекомендацию зрителям?

- Да, это своего рода посыл, своеобразный совет. И, кроме того, иногда бывает так, что в конце фильма случается какой-то поворот, появляется хороший момент, а вы его пропустите, если уйдете.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси