Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Аркадий Саликов

БУТБ позволяет партнерам использовать самые современные инструменты торговли

Интервью 23.06.2017 | 13:55
Аркадий Саликов Аркадий Саликов Председатель правления ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа"

Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) - особенная электронная торговая площадка, не имеющая аналогов ни на просторах СНГ, ни в Европе. Коллективу биржи удалось с нуля создать современный эффективный механизм, позволяющий тысячам компаний со всего мира заключать сделки через интернет с минимальными затратами времени, денег и человеческих ресурсов. О том, что представляет собой сегодня единственная товарная биржа в Беларуси, а также о планах БУТБ на ближайшую перспективу, корреспондент БЕЛТА поговорил с председателем правления ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" Аркадием Саликовым.

- Аркадий Семенович, в июне Белорусская универсальная товарная биржа отметила 12-й день рождения. Вы стояли у истоков ее создания. Чем из сделанного за этот период гордитесь больше всего?

- Безусловно, есть удовлетворение от того, что сделано за эти годы. По сути, мы создали не просто товарную биржу, а универсальную платформу электронной торговли, вобравшую в себя новейшие IT-технологии и обеспечивающую максимальную концентрацию спроса и предложения. А ведь 12 лет назад никто даже представить себе не мог, что такое возможно. Впрочем, многие до сих пор не могут поверить в наш успех, а некоторые откровенно завидуют. Например, в странах Восточной Европы товарные биржи так и не получили развития, а все попытки создания площадок, аналогичных нашей, в большинстве своем терпят фиаско.

- Как же вам удалось?

- У нас как на начальном этапе, так и теперь есть поддержка государства: биржа была создана по инициативе Президента, а Координационный совет по биржевой торговле возглавляет заместитель премьер-министра. Поэтому мы прежде всего государственная организация, и интересы страны имеют для нас первостепенное значение.

Что касается становления биржи, то шло оно, прямо скажем, непросто, ведь БУТБ создавалась на пустом месте - не было никакого задела. Да, в 1990-х годах появлялись какие-то биржи, но все они были, в сущности, однодневками и действовали не в интересах государства, а решали свои локальные задачи, в то время как целью создания нашей биржи было обеспечить механизм, который позволил бы продавцам и покупателям совершать сделки в условиях открытой конкуренции с применением современных технологий электронной торговли. Как результат - повышение эффективности работы субъектов хозяйствования за счет экономии времени, снижения рисков и сокращения издержек.

Чем еще я горжусь? Конечно, коллективом. У нас трудятся профессионалы из разных сфер - и экономисты, и IT-специалисты, и юристы, и лингвисты. Но все они сегодня - единая команда, способная решать самые сложные задачи, что дает нам возможность идти в ногу со временем, постоянно совершенствуясь и внедряя передовые технологические разработки. Это, кстати, тоже достойный повод для гордости, поскольку наша Автоматизированная система обеспечения торгов (АСОТ) позволяет все биржевые бизнес-процессы осуществлять в электронном формате. Это только поначалу торги проводились в электронно-голосовом режиме, когда участникам приходилось с помощью табличек с порядковыми номерами сообщать маклеру о желании купить или продать товар. К счастью, эта устаревшая и неэффективная схема давно канула в Лету. Сейчас наши залы пусты - все операции можно совершить, не вставая с рабочего места, с помощью любого гаджета.

При этом все технологические процессы и АСОТ - это заслуга наших специалистов. На заре становления биржи к нам обращались многие компании с предложениями обеспечить нашу работу. Но стоимость стороннего программного обеспечения доходила до нескольких десятков миллионов долларов. И мы решили опираться на собственные силы: учились и делали. Все работает. Сейчас уже к нам поступают предложения адаптировать наши разработки под нужды других проектов в соседних странах и даже на других континентах.

- А если говорить о цифрах?

- Цифры тоже в целом меня удовлетворяют: мы ежегодно прирастаем как по объему биржевых сделок (в денежном выражении и физических единицах), так и по количеству участников биржевых торгов. В январе-мае сумма сделок выросла на 37% к аналогичному периоду 2016 года и составила Br1,2 млрд. Традиционно более трети биржевого товарооборота пришлось на металлопродукцию, объем сделок с которой в стоимостном выражении превысил Br443 млн, что на 35% больше, чем в январе-мае прошлого года. На такой же процент увеличился оборот секции лесопродукции. Объем сделок по секции сельхозпродукции увеличился на 43%. Что касается молодой и перспективной площадки промышленных и потребительских товаров, то она смогла улучшить показатель на 46%. Вообще, именно площадке промышленных и потребительских товаров я придаю очень большое значение. Если секции металло-, лесо- и сельхозпродукции, так сказать, тематические и имеют некий ограниченный ресурс, то ППТ - это фактически безграничные возможности. В принципе, это весь оптовый рынок страны, торговлю на котором можно перевести на "цивилизованные рельсы". Процесс идет, проводится большая работа...

- …но не теми темпами, которыми бы хотелось?

- Да, темпы пока далеки от желаемых. Первое время мы достаточно долго ездили в регионы, проводили большие семинары, рассказывали, показывали, предлагали зарегистрироваться и сотрудничать. Но такие меры оказались малоэффективными. Да, кто-то приходил, кто-то слушал, но так, чтобы закрепиться и начать работать - таких были единицы. Тогда мы поменяли тактику, и сейчас проводим точечную работу. То есть наши люди начали ездить по конкретным предприятиям, причем проводить не одну, а несколько встреч. И это сработало: клиенты пошли, начали делать закупки и реализовывать свою продукцию на нашей площадке.

Помогли нам и кризисные явления. Когда на предприятиях появились трудности с финансами, стало недостаточно оборотных средств, руководители были вынуждены более рационально выстраивать экономику, а это значит покупать как можно дешевле и продавать как можно дороже. Как раз это и может обеспечить биржа. Прозрачный механизм торгов однозначно выгоден государству, а вот субъекты хозяйствования далеко не всегда в нем заинтересованы. Однако понимая, что речь идет о выживании, приходят, продают и покупают.

- Помимо боязни прозрачности, что еще мешает предприятиям приходить на БУТБ?

- Не все привыкли и хотят работать с современными технологиями. Казалось бы, без них сейчас никуда, но есть еще руководители, которые относятся к электронным торгам с опаской, что ли. Но в этой ситуации самый надежный наш соратник - это время. Уверен, не пройдет и пяти-десяти лет, как обойтись без электронных технологий будет попросту нельзя. К слову, многие руководители предприятий уже осознали это и активно пользуются возможностью совершать сделки из любой точки земного шара, где есть доступ в интернет. Поэтому, на мой взгляд, будущее нашей страны именно за такими людьми, которые держат руку на пульсе технологического прогресса и не боятся пробовать новые схемы работы.

- Просто ли разобраться в вашей системе электронных торгов?

- Попробуйте. Думаю, в течение часа справитесь. Если что-то не получится, всегда можете нам позвонить, наши специалисты ответят на все вопросы. Если и этого будет недостаточно, приходите - каждый понедельник на бирже проходят обучающие семинары. У нас полные залы тех, кто желает повысить свою квалификацию. Кроме того, мы при необходимости проводим индивидуальные занятия, можем выехать на предприятие, что, кстати, достаточно часто делаем. И все это бесплатно. Например, в этом году мы провели цикл семинаров для организаций Минэнерго, Минстройархитектуры, Минлесхоза. Не забываем и о зарубежных партнерах. Только за последний месяц организованы несколько обучающих мероприятий для турецких и польских бизнесменов. Спрос на такие услуги значительный.

Есть еще одна бесплатная услуга, которую мы предоставляем нашим партнерам, - перевод заявок на английский язык. К примеру, экспортер составляет заявку на русском языке, присылает нам, а наши специалисты переводят ее. Конечно, проще было бы, чтобы продавцы сами составили заявку на английском, но, зная, что мы эту услугу оказываем, они, естественно, пользуются возможностью.

Кстати, сейчас мы модернизируем нашу площадку ППТ, и одной из основных новаций станет полноценная мультиязычность. То есть заявки будут автоматически переводиться на шесть языков - пока в основном европейских.

- От субъектов хозяйствования можно услышать, что принимать участие в торгах они не хотят из-за высокой комиссии, которую взимает биржа. Развенчайте миф…

- Миф, что биржа берет несусветные деньги за совершение сделок, придумали те, кто не хочет работать. Они же в него и верят. Мы взимаем биржевой сбор, причем только по факту заключения сделки. Плюс ежегодная плата за электронную цифровую подпись (порядка $150). Биржевой сбор - не более 0,5% от суммы совершенной сделки. Для резидентов Республики Беларусь ставка в основном 0,3%, а, скажем, по всей сельхозпродукции и того меньше - 0,1-0,2%.

Так что судите сами, много это или мало, учитывая, что мы берем на себя обязанности по сопровождению сделок. Насколько мне известно, ни одна биржа в мире это не делает. Более того: все сделки там совершаются исключительно через брокеров, что ведет к увеличению сопутствующих сделке расходов. Мы же предоставляем покупателям и продавцам площадку, на которой они могут договориться по любым условиям сделки и заключить ее без привлечения посредников. Если в процессе исполнения сделки возникают спорные вопросы, у сторон всегда есть возможность разрешить их в биржевой арбитражной комиссии, а совсем недавно мы подключили и такой институт, как медиация. Словом, стараемся обеспечивать нашим партнерам максимально комфортные условия для работы.

- В рамках работы по сопровождению сделок с какими проблемами сталкиваетесь чаще всего?

- Основная проблема - неисполнение обязательств по оплате за поставленный товар. Особенно на внутреннем рынке. У предприятий не хватает оборотных средств, и им приходится находить какой-то выход - ведь не выполнить производственную программу тоже нельзя. В свою очередь по биржевым правилам, мы не должны допускать на торги тех, кто просрочил выплаты. Но тогда тем более тупик будет. Поэтому мы на этом этапе фактически постоянно корректируем биржевую систему гарантий исполнения сделок. Например, допускаем, но на условиях предоплаты, или допускаем условно, если дебитор согласовал с поставщиками график погашения задолженности, применяем фиксированную сумму биржевого задатка.

Такая ситуация заставляет нас задуматься о создании некой расчетно-клиринговой системы. С некоторыми банками мы обсуждали такую возможность, но пока они относятся к идее с осторожностью, сетуя на большие риски.

В мире биржи, как правило, работают по принципу "поставка против платежа", поэтому проблем с расчетами нет априори. На БУТБ, исходя из экономических реалий, сделки совершаются с отсрочкой платежа. Во многих случаях пока по-другому не получается. Конечно, мы как организатор торгов не меньше торгующих субъектов хозяйствования заинтересованы в безукоризненном исполнении заключенных на нашей площадке сделок и очень надеемся, что уже совсем скоро у нас появится объективная возможность включить в работу полноценную систему гарантий. Этому будет способствовать гарантийный фонд, о создании которого мы в последнее время думаем.

- В 2015 году в Закон Республики Беларусь "О товарных биржах" был внесен ряд изменений и дополнений. Есть ли сегодня потребность в корректировке действующего законодательства?

- При подготовке законопроекта наши специалисты достаточно поработали на перспективу. Мы осознанно вносили новации, видя дальнейшие шаги по развитию. На сегодняшний день у нас нет принципиальных вопросов, требующих изменений на уровне законодательства.

Одна из основных новаций закона заключается в том, что на товарные биржи возложена функция регистрации внебиржевых сделок. Сегодня мы стали институтом, который должен иметь всю информацию по конкретным товарным направлениям как в биржевом, так и во внебиржевом сегменте. Но тут же обозначились проблемы с предоставлением сведений, поскольку не все субъекты хозяйствования хотят, чтобы видели, на каких условиях они заключают сделки. В связи с этим по отдельным предприятиям и некоторым товарным направлениям, особенно по экспорту, мы не можем получить полную информацию. По закону предусмотрены административные меры воздействия, но пока это не очень эффективно работает. Здесь мы активно взаимодействуем с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, так что, думаю, со временем ситуация будет выправляться.

- Еще одним нововведением стала возможность участия в сделках брокеров-нерезидентов…

- Да, переоценить эту новацию сложно. Но работать она также стала не сразу. Кропотливейшая работа проводится с теми компаниями, которые, как мы видим, в перспективе могут стать нашими постпредами в своих странах.

К слову, очень гордимся нашим латвийским партнером - компанией Business Support Services. Они активно работают, привлекли уже более 20 новых компаний за то время, как стали брокерами. И довольно большое количество сделок совершают. Российская компания "Интертрейдсервис" неплохо работает. Всего у нас на сегодняшний день зарегистрировано 6 брокеров-нерезидентов, но мы продолжаем работу и у нас уже есть кандидаты из России, Польши, Молдовы, Турции.

- Какую роль могла бы сыграть биржа в сфере государственных закупок?

- Мы занимаемся этой темой, но, по большому счету, это не биржевое направление, равно как и электронная площадка по реализации имущества и имущественных прав, которую мы запустили в прошлом году. Все это, скорее, наши имиджевые проекты. Кстати, не так давно Министерство антимонопольного регулирования и торговли предложило закупки из одного источника перевести в электронный формат. Что ж, мы готовы, у нас есть для этого уже действующая платформа. На ее базе в ближайшее время заработает единый портал поставщиков, на котором любая организация сможет оперативно купить нужный ей товар. При этом будет возможность не только выбрать подходящее по цене предложение, но и поторговаться с поставщиком за более выгодные условия.

- На реализации каких инициатив сосредоточите свои усилия в ближайшее время?

- На самом деле планов по освоению новых направлений биржевой и в целом электронной торговли у нас достаточно. И если в товарном сегменте все более-менее понятно и отлажено, то в сфере торговли услугами имеется значительный нереализованный потенциал. Пока на бирже организована только реализация услуг по заготовке, вывозке и трелевке древесины, а также по посадке лесных культур, но в перспективе мы хотели бы расширить перечень торгуемых услуг - в первую очередь за счет логистики, тем более что законодательство позволяет нам развивать это направление.

Планируем совершенствоваться и в техническом плане. В настоящее время "сердцем" биржевой торговой системы является центр обработки данных (ЦОД), использующий высокопроизводительные серверные решения. Это позволяет не беспокоиться о стабильности работы системы даже в периоды пиковых нагрузок. Пока что нам вполне хватает имеющихся мощностей, и торги ежедневно проходят на всех биржевых торговых площадках, обеспечивая возможность одновременного участия свыше 10 000 трейдеров. Однако биржа сегодня выходит на режим круглосуточной работы, на международную арену. Возьмем площадку промышленных и потребительских товаров. Ведь это полноценная платформа электронной коммерции, которой 24 часа в сутки 7 дней в неделю пользуются компании из 60 стран. Обеспечивать эффективную бесперебойную работу этой уникальной Е-платформы - одна из наших важнейших задач, с которой мы успешно справляемся. Но электроника есть электроника. Она в любой момент может дать сбой, а торги-то идут, задержки недопустимы. Поэтому мы должны иметь резервный ЦОД, который сможет в любой момент взять удар на себя. С этой целью планируем организовать в деловом центре "Биржа", который мы недавно построили в Гродно и где теперь размещается наш гродненский филиал, современный дата-центр с применением облачных технологий. Поскольку здание уже готово к эксплуатации, вкладывать деньги "в стены" уже не будем. Теперь все инвестиции пойдут на техническое развитие.

Ну и, конечно, самая главная наша задача - расширение аудитории, увеличение числа партнеров. Особенно мы рассчитываем на потенциал Евразийского экономического союза. Пока, правда, особыми достижениями на интеграционном пространстве похвастаться не можем, но надежду не теряем.

Очень бы хотелось, чтобы все участники рынка понимали, что биржа - это площадка, которая с минимальными затратами позволяет находить новых партнеров по всему миру. Даже если компания не заключила сделку, ее предложение все равно увидят на нашем сайте. А это дополнительная реклама.

Не буду повторяться и перечислять другие преимущества биржевой формы торговли - о них уже немало сказано и написано как в отечественных, так и зарубежных СМИ. Хочу лишь еще раз призвать участников рынка не бояться осваивать современные инструменты торговли. Приходите на биржу - и эффект будет.

Юлия ДЫЛЕНОК,

БЕЛТА.-0-


Теги
биржа
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4085 BYN 2.408 BYN 2.415 BYN
USD
2.127 BYN 2.125 BYN 2.128 BYN
RUB
3.2009 BYN 3.195 BYN 3.21 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

"Белавиа" и Wargaming представили новый "танколет"

Инфографика

Кто чаще всего посещает Беларусь по безвизу По данным на 29 ноября, возможностями 30-дневного безвизового пребывания в Беларуси воспользовались почти 179 тыс. граждан различных стран
Пресс-конференция Наталья Жаркина,
Игорь Чульба,
Ирина Усова,
Николай Власюк
11 декабря Проект "Зеленые города": опыт реализации пилотных инициатив и перспективы развития зеленого градостроительства в Беларуси
Пресс-конференция Владимир Гракун,
Елизавета Козленко,
Андрей Кузьмич
5 декабря О развитии производства органической продукции в Беларуси
Пресс-конференция Александр Барауля,
Юлия Комлева,
Александр Веденин,
Денис Крупец
21 ноября Подготовка к проведению в Минске чемпионата Европы по фигурному катанию на коньках - 2019
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы
Пресс-конференция Андрей Лобович,
Валерий Голубовский
13 ноября Подготовка кадров для современного рынка труда. Совершенствование Национальной системы квалификаций