ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 29 апреля 2024
Минск Малооблачно +16°C
Все новости
Все новости
Интервью
24 июня 2019, 19:07
Александр Жданович

Я всегда чувствовал, что мне мало быть просто актером

Александр Жданович
Александр Жданович
Актер

На малой сцене Национального академического драматического театра имени М.Горького 25 июня пройдет творческий вечер ведущего мастера сцены Александра Ждановича - талантливого актера, сыгравшего не менее 30 ролей в театре и еще больше в кино. Многие его знают и как Маляваныча - ведущего "Калыханкі", основателя и руководителя детского театра-студии "Радость" для детей-инвалидов и сирот при Свято-Елисаветинском монастыре, худрука Международного рождественского фестиваля батлеечных и кукольных театров "Нябёсы". В беседе с корреспондентом БЕЛТА актер рассказал о программе творческого вечера, совмещении различных видов деятельности и новых проектах.

- Александр Викторович, свой 55-летний юбилей вы отметите в кругу друзей. Какой будет программа вечера?

- Я хочу собрать своих друзей и коллег на малой сцене театра, вмещающей 50-60 человек, чтобы в камерной домашней атмосфере еще раз задуматься самому и пройтись вместе с гостями по ключевым моментам своей творческой жизни. Я человек сентиментальный, мне всегда интересно окунуться в прошлое и немножко поностальгировать. Думаю, что в каждом человеке есть желание вернуться в свою молодость, юность. В фондах Белтелерадиокомпании нашлось много редких видеоматериалов, которые мало кто видел, они также станут частью вечера.

В моем исполнении прозвучит поэзия Пушкина, Пастернака, Твардовского. Ведь наше время нельзя назвать поэтическим, и вечный спор физиков и лириков завершился победой прагматиков. Для меня это грустно, и, по-моему, каждый должен этому хоть как-то сопротивляться.

Творчески я очень связан со Свято-Елисаветинским монастырем. Мои коллеги слышали об этом, но завтра я хочу познакомить их с этими страницами поближе. А венчать мой концерт будет отрывок из "Маленького принца". Этот спектакль и для меня, и для ребят театра-студии "Радость" при Свято-Елисаветинском монастыре стал частью судьбы. Как говорил Пастернак, "и тут кончается искусство, и дышит почва и судьба".

- Вы режиссер трогательной и глубокой инклюзивной постановки "Маленький принц", под вашим руководством ребята с особенностями наполняют ее особым смыслом. Но почему вам захотелось поставить именно эту аллегорическую повесть-сказку?

- Здесь, мне кажется, очень жесткая история кризиса человека среднего возраста. Пустыня - это лишь внешнее обозначение человека, переживающего кризис, который встречает самого себя. И Маленький принц - не просто златокудрое дитя, как его часто показывают, а некое духовное существо с другой планеты, которое никогда не повзрослеет. Я много спектаклей делал до "Маленького принца". И когда задумал эту постановку, долго не знал, какой ход придумать. А потом мне вдруг открылось, что это про ребят из нашего интерната, которых мы называем детьми, хотя им 20, и 30 лет, и под 40. Ведь по сознанию они остаются детьми, как и Маленький принц, которого невозможно представить взрослым, - это некий образ вечной чистоты и детства. Такие дети духовнее нас, обычных людей, ведь они не участвуют в этой гонке по поиску места под солнцем и обозначения себя.

Когда моя жена Людмила привела меня в интернат впервые, я был шокирован, ведь там очень разные ребята. И поначалу я не собирался к ним привязываться. Но потом начал ощущать, что мне с ними очень хорошо, я стал задумываться - почему? И понял, что мы все носим определенные маски, а с ними я настоящий, не нужно кем-то быть, они тебя принимают таким, какой ты есть, не ждут от тебя ничего и всегда тебе рады. Они сохраняют те качества, которые мы давно потеряли, - наивность и позитивность. И об этом я тоже хочу рассказать своим коллегам.

- Вы также исполняете моноспектакль "Маленький принц". А кем вы себя ощущаете - Маленьким принцем, Летчиком или автором?

- Кто я больше - сложно сказать. На первый взгляд, все эти образы - сказочные и аллегорические, но все они имеют абсолютно реальную подоплеку. Экзюпери действительно несколько раз был на грани того, чтобы погибнуть в пустыне, ведь ему не один раз доводилось делать вынужденную посадку в Сахаре. И отношения Принца и Розы - это его история любви к Консуэло.

Возможно, не все знают, что этот текст после Библии и Корана самый переводимый. Для меня это величайший текст. Казалось бы, банальный, но вошедший в сознание разных народов, потому что это история, пропущенная через себя самим автором Антуаном де Сент-Экзюпери. И писалась эта история не просто по заказу, отражает не только ремесло, что и мне особенно близко. Ведь я всегда чувствовал: мне мало быть просто актером, поэтому и поиски, и уходы куда-то в сторону.

- С 2015 года вы является художественным руководителем Международного рождественского фестиваля батлеечных и кукольных театров "Нябёсы", который также проходит в стенах Свято-Елисаветинского монастыря. Ежегодно форум собирает любительские и профессиональные театральные коллективы. Как начинался фестиваль?

- Все начиналось с моей жены. Людмила - математик по образованию, но все бросила и пошла в кукольницы. Загорелась идеей создать батлеечный фестиваль в Минске. Придя в церковь и монастырь, она все время задумывалась, как соединить служение церкви и творчество, театр. Для моей жены решением стала батлейка, напрямую связанная с Рождеством, которая отражает народное и очень глубокое действо. Поначалу я к нему относился как к шутке. Но Людмила принесла батлейку в монастырь, они сделали несколько постановок с нашей совместной озвучкой, которые затем объехали города и веси разных стран. После, заручившись поддержкой бывшего директора кинофестиваля "Лістапад" Валентины Степановой, ей удалось провести фестиваль. И хотя первый получился любительским с участием 11 коллективов, но главное - ему был дан старт. Год за годом наш форум перерастал в международный. И в пятом уже участвовало 15 коллективов из пяти стран - Беларуси, Литвы, России, Украины, Эстонии.

Эта страничка моей творческой жизни также будет отражена на встрече с коллегами через выступления поэтессы, исполнительницы авторских песен Татьяны Дашкевич и пианистки Светланы Кудиной.

- Почти за 35 лет служения театру вы сыграли более 30 ролей. Какой гордитесь и какую еще хотели бы сыграть?

- Каждая роль, как дети, дорога по-своему. Я играю "Маленького принца" - и я счастлив. Хочется сыграть, пожалуй, Дон Кихота, ведь мне всегда говорили, что я похож на него. Из Достоевского готов играть кого угодно. Вообще актерская профессия - очень специфическая. И мне, например, положительные роли играть очень тяжело, нужно как-то соответствовать им. Счастлив тот, кто попал в руки режиссера, который видит тебя, холит и дает работать. Хотя мне грех жаловаться, действительно много сыграно. Вот сейчас репетируем с Валентиной Ереньковой новый спектакль "Дачники" по одноименной пьесе Максима Горького. Его премьера запланирована на ноябрь.

- А в кино сейчас задействованы?

- Участвую в четырех кинопроектах. Российские кинематографы уже приступили к монтажу военного фильма "Страсти по Зое" режиссера Леонида Пляскина. Лента расскажет о первой женщине, удостоенной посмертно высокого звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны Зое Космодемьянской. Иван Павлов тоже недавно закончил съемки 16-серийного молодежного сериала "Иллюзии", где я исполнил роль режиссера. Александр Анисимов снимает экранизацию историко-приключенческого романа белорусской писательницы Людмилы Рублевской "Авантюры Прантиша Вырвича", где моя роль - дворецкий одного из магнатов. А дальше будут съемки в "Следах апостолов-2".

- Более 16 лет вы были бессменным ведущим детской передачи "Калыханка" на белорусском телевидении. Поэтому многие вас знают как Маляваныча. Как вы относитесь к этой страничке своей творческой биографии?

- Я много думал об этом, и на самом деле для народа я - Маляваныч, особенно для тех, кому 25-30 лет. Хотя я считал, что карьере серьезного актера имидж ведущего детской программы в чем-то, возможно, даже не способствовал. Но в то время я был на своем месте, и то, что делал, было правильно и хорошо. Кстати, достаточно редко бывает, чтобы образ настолько сливался с личностью.

- Творческий вечер приурочен к вашему юбилею. Для вас 55 - это много или мало?

- Мы ведь люди разумные и понимаем, что дистанция земная сокращается и времени остается все меньше. И это тоже хорошо, потому что рождает более правильное ощущение жизни. Ведь когда ты молод, то тебе кажется, что все еще впереди, ты не ценишь время и частенько упрекаешь судьбу, что все не так. А теперь на это времени нет. Кроме того, я исчерпал свой лимит негатива и теперь, чтобы ни происходило, я все равно думаю - жизнь прекрасна!

Ольга АНТОНЕНКОВА,

БЕЛТА.-0-

Теги
театр кино
Топ-новости
Свежие новости Беларуси