Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Декрет №3

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 апреля 2015 года подписал декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества".

Андрей Лобович

Новации закона о занятости: дополнительные стимулы и усиление ответственности

Интервью 05.08.2016 | 11:51

Первый закон о занятости населения был принят в Беларуси более четверти века назад. С тех пор в законодательство неоднократно вносились корректировки под диктовку трансформаций в экономике и на рынке труда. Новая редакция закона подписана Президентом Беларуси в июле текущего года, она вступает в силу с 23 октября нынешнего года, а положения, касающиеся агентств по трудоустройству, - с 1 января 2017 года. Какие самые важные новации содержатся в этом документе, усилится ли взаимоответственность безработных, госслужбы занятости и нанимателей, какие сделаны шаги в поддержку неработающих матерей малолетних детей и высвобождаемых работников, какие регуляторы включат для кадровых агентств - об этом в интервью корреспондента БЕЛТА с первым заместителем министра труда и социальной защиты Андреем Лобовичем.

- Андрей Валентинович, разработчики законопроекта проанализировали не только практику применения отечественного законодательства о занятости, но и нормативную правовую базу других государств, публикации в СМИ, обращения граждан и организаций. Как результат, новая редакция закона содержит нововведения, многие из которых относятся к долгожданным, а некоторые, чего греха таить, - к непопулярным.

- Закон о внесении изменений и дополнений в закон "О занятости населения Республики Беларусь" нацелен, с одной стороны, на создание условий для мотивации безработных к активному поиску работы и на повышение роли нанимателей на рынке труда, с другой - на усиление ответственности и тех и других за соблюдение законодательства.

Так, введена новая статья, которая закрепляет обязанности граждан в области занятости. Для безработных это значит, что они должны самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о его результатах органы по труду, занятости и соцзащите по их требованию; являться по приглашению службы занятости для получения направления на работу или профобучение, а при отсутствии такого приглашения - не реже одного раза в месяц в установленный день; приходить на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления; своевременно информировать службу занятости об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), о заключении гражданско-правовых договоров, а также о наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета, прекращение или приостановку выплаты пособия по безработице, снижение его размера.

Кроме того, четко обозначены обязанности граждан, проходящих профобучение по направлению госслужбы занятости. К слову, требования эти абсолютно закономерны и логичны, поскольку на профобучение используются государственные деньги: если безработного направили на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы, то он обязан добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, регулярно являться на учебные занятия, выполнять правила внутреннего распорядка.

Таким образом, установление обязанностей безработных и обучающихся позволит закрепить взаимоответственность службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства. Кроме того, это увяжет выполнение обязанностей безработного с его правом на получение различных социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.).

Усиление ответственности безработных за нарушение законодательства подстегнет их к более активному поиску работы, станет еще одним стимулом быстрее обрести рабочее место.

- Раньше встречались так называемые профессиональные безработные. Они числились на бирже труда годами, то снимались с учета, то вновь регистрировались, получали пособие по безработице и другие социальные выплаты, используя пробелы в законодательстве. Фактически же они и не собирались трудиться...

- Теперь таким псевдобезработным станет куда сложнее. Законом предусмотрено сокращение максимального периода нахождения на учете в качестве безработных с 36 до 18 календарных месяцев - вдвое. Уточнены и нюансы повторной регистрации в качестве безработных. Так, люди, ранее снятые с учета за неявку в службу занятости без уважительной причины более двух месяцев, могут быть повторно зарегистрированы в качестве безработных только через 12 месяцев после снятия их с учета. А те безработные, которых сняли с учета из-за попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем, могут быть повторно зарегистрированы в качестве безработных также по истечении 12 месяцев, но при условии возмещения причиненного ущерба. Кстати, в настоящее время они вправе зарегистрироваться безработными уже на следующий день после снятия с учета, в некоторых случаях - с выплатой пособия по безработице.

- Но есть категории людей, которые объективно нуждаются в дополнительной поддержке из-за неконкурентности на рынке труда. Кто может рассчитывать на содействие службы занятости?

- Особое внимание - тем, кто ухаживает за ребенком в возрасте до 3 лет. Как правило, это женщины, которые до рождения малыша не успели получить профессию или имеют специальность, не востребованную у нанимателей. Теперь мамам малышей предоставляется возможность пройти профобучение по направлению службы занятости на таких же условиях, какие определены для безработных (за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. - Прим. БЕЛТА). Кроме того, женщины-матери, длительное время не работавшие в связи с уходом за ребенком до 3 лет, смогут участвовать в программе "Молодежная практика" - для закрепления трудовых навыков на практике. При этом нанимателям компенсируются затраты на оплату труда в пределах минимальной заработной платы. Это будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Еще одна защитная мера касается профобучения работников, находящихся под угрозой увольнения, - нанимателям полностью или частично компенсируют затраты на опережающее обучение. Эта мера в республике уже использовалась, теперь она закреплена в законе.

Впервые законодательно определены категории работников, находящихся под угрозой увольнения. Это те, которые подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя; предупреждены о сокращении численности или штата работников; по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением зарплаты, трудятся в режиме неполного рабочего времени.

Нанимателей обязали информировать орган по труду, занятости и соцзащите о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за два месяца. Это позволит заранее спрогнозировать, сколько человек потенциально нуждаются в подборе места работы, и принять необходимые меры по скорейшему вовлечению их в трудовую деятельность.

И еще. Раньше трудоустройство безработных на оплачиваемые общественные работы осуществлялось только по срочным трудовым договорам. В новый закон внесена норма, предоставляющая возможность заключать гражданско-правовой договор. Это даст возможность безработным пополнить семейный бюджет в период поиска постоянного рабочего места, а перечень предприятий, готовых обеспечить занятость граждан на оплачиваемых общественных работах, существенно расширится за счет значительного упрощения процедуры оформления желающих поработать несколько дней.

- В новой редакции закона о занятости содержится несколько очень важных нововведений и в отношении вакансий.

- Впервые определено само понятие свободного рабочего места (вакансии). Это предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).

Очень важно, что срок, обязывающий нанимателей письменно уведомлять органы по труду, занятости и соцзащите о наличии вакансий, сокращен с двух недель до пяти дней. Эта новация повысит эффективность вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан. Одновременно усилена административная ответственность нанимателей за нарушение законодательства о занятости. Поскольку нанимателям теперь будет невыгодно "придерживать" сведения о вакансиях, значит, возможности для трудоустройства безработных расширятся. Закреплена также обязанность нанимателей своевременно информировать о заполнении вакансий, ранее заявленных в службу занятости.

- Неоднократно звучали предложения о необходимости правовых ограничений деятельности кадровых агентств, чтобы не ущемлялись права граждан, пользующихся их услугами. Новым законом это урегулировано?

- Законодательством закреплены лишь общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении им некачественных услуг, в том числе услуг в сфере трудоустройства. Однако этих механизмов влияния на кадровые агентства недостаточно для эффективного системного противодействия негативным тенденциям. Злоупотреблений в этой сфере немало.

Перечень услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, порядок формирования и ведения Реестра агентств по трудоустройству будут определяться правительством. Это позволит комплексно и оперативно урегулировать деятельность организаций, оказывающих услуги в области трудоустройства, а также четко распределить и закрепить полномочия органов госуправления.

Елена ПРУС.


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4085 BYN 2.408 BYN 2.415 BYN
USD
2.127 BYN 2.125 BYN 2.128 BYN
RUB
3.2009 BYN 3.195 BYN 3.21 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Рождественский конкурс вокалистов пройдет в Минске

Инфографика

Кто чаще всего посещает Беларусь по безвизу По данным на 29 ноября, возможностями 30-дневного безвизового пребывания в Беларуси воспользовались почти 179 тыс. граждан различных стран
Пресс-конференция Наталья Жаркина,
Игорь Чульба,
Ирина Усова,
Николай Власюк
11 декабря Проект "Зеленые города": опыт реализации пилотных инициатив и перспективы развития зеленого градостроительства в Беларуси
Пресс-конференция Владимир Гракун,
Елизавета Козленко,
Андрей Кузьмич
5 декабря О развитии производства органической продукции в Беларуси
Пресс-конференция Александр Барауля,
Юлия Комлева,
Александр Веденин,
Денис Крупец
21 ноября Подготовка к проведению в Минске чемпионата Европы по фигурному катанию на коньках - 2019
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы
Пресс-конференция Андрей Лобович,
Валерий Голубовский
13 ноября Подготовка кадров для современного рынка труда. Совершенствование Национальной системы квалификаций