ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 17 мая 2021
Минск Переменная облачность +13°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 декабря 2017, 17:54
Владимир Улахович

О настоящем и будущем БелТПП

Владимир Улахович
Владимир Улахович
Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты

Белорусской торгово-промышленной палате в декабре исполняется 65 лет. При этом БелТПП активно развивается, ставит новые цели и задачи. Как Торгово-промышленная палата будет работать над диверсификацией белорусского экспорта, охотно ли предприятия идут в БелТПП и на каких рынках Беларусь будет особенно активна в ближайшие годы, рассказал председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович.

– Владимир Евгеньевич, Белорусская торгово-промышленная палата в этом году отмечает весомый юбилей. Расскажите, какой Палата была в первые годы после образования и какие трансформации прошла за это время?

– Какой была БелТПП на заре своего возникновения, наверное, могут рассказать только очевидцы. Хотя мы точно знаем из документов, что в этом году белорусской Палате исполняется 65 лет – именно 23 декабря 1952 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР о создании Минского отделения Всесоюзной торговой палаты. Кстати, документ этот подписал Иосиф Сталин. Нужно понимать, что подобные палаты есть практически в каждой стране – это исторически сложившаяся организация. Еще в античные времена создавались гильдии и профессиональные союзы, чтобы на своем уровне договариваться о правилах торговли и производства товаров. Ганзейский союз, которому 400 лет, – это пример такого объединения. В общем, всегда были вопросы, которые требовали консенсуса делового сообщества, и были корпоративные союзы, которые их решали. Как правило, это очень влиятельные структуры, поскольку они объединяют представителей деловых кругов, бизнеса.

Главная функция всех торгово-промышленных палат – это экспорт, работа на внешних рынках, развитие внешнеторговых и внешнеэкономических связей. И в нашем случае это тоже ключевая функция и миссия. Если вернуться к нашей истории, то в 1963 году, через 10 лет после создания Минского отделения, у нас появился филиал в Бресте. Кроме того, в это время Минскому отделению были делегированы функции регистрации товарных знаков, проведения товарной экспертизы. В 1972 году была создана Торгово-промышленная палата БССР, а в 1991-м появилась Торгово-промышленная палата Беларуси. Среди других важных дат – 1994 год, когда при Палате был создан Международный арбитражный суд. В 1996 году нам были делегированы функции патентоведения и было создано предприятие «Белпатентсервис». И, наконец, в 2003 году был принят Закон Республики Беларусь «О торгово-промышленной палате». Именно он определяет наши основные задачи и виды деятельности, нашу правовую природу.

– А что из себя представляет БелТПП сейчас?

– Уникальность нашей организации в том, что хотя это и не государственная структура, государство делегирует БелТПП некоторые важнейшие функции. В этом наша двойственная природа. В той же Австрии наши коллеги называют себя полугосударственным институтом. Думаю, мы тоже близки к такому определению. При этом в большинстве европейских стран членство в палатах – обязательное. Например, в Италии, Германии, Австрии, Франции, Испании вы не сможете открыть дело, начать бизнес, если не зарегистрировались в торгово-промышленной палате. В Беларуси же членство добровольное. И на добровольной основе нашими членами сегодня являются 2 165 предприятий.

– Есть ли сложности с привлечением новых членов? Охотно ли предприятия идут в БелТПП?

– У нас в этом плане сверхдемократичный подход: предприятия идут в БелТПП только по причине того, что им действительно необходимы наша помощь и наши услуги. При этом в последние годы в ряды БелТПП ежегодно вступает не менее 150 предприятий. Все флагманы белорусской промышленности, все крупнейшие предприятия, конечно же, члены Палаты. Но наряду с гигантами у нас есть индивидуальные предприниматели, их около 4 %. Порядка 60 % – это малый и средний бизнес. То, что у нас большой процент малого и среднего бизнеса, свидетельствует, что мы нужны этому сектору, и те услуги, которые предоставляем, для него важны. Мы, со своей стороны, также понимаем, что это очень важная миссия, ведь кто еще поможет малому бизнесу на внешнеэкономическом периметре? 85 % членов БелТПП – предприятия смешанной или негосударственной формы собственности. А учитывая, что сейчас более 20 % экспорта обеспечивают негосударственные предприятия, понимаем, что есть конкретная отдача от тех услуг, которые мы предоставляем.

– О каких услугах идет речь?

– Это внешнеэкономические мероприятия, бизнес-миссии, контактно-кооперационные биржи, бизнес-форумы, деловые мероприятия в рамках межправительственных комиссий, выставки. Кроме того, это поддержка экспортеров, которые поставляют продукцию за рубеж с помощью наших сертификатов, это защита товарных брендов, в том числе и на внешнем рынке. Наконец, услуга в области разрешения внешнеэкономических конфликтов: при БелТПП работает Международный арбитражный суд. Естественно, есть и сопутствующие услуги – такие как перевод и апостиль деловых документов, подготовка специалистов (тренинги, семинары, языковые курсы). Еще мы осуществляем оценку и таможенное декларирование. В общем, это самый широкий спектр, который характерен, в принципе, для любой традиционной торгово-промышленной палаты. При содействии БелТПП проходит огромное число мероприятий: в прошлом году их было более 800 – и в Беларуси, и за ее пределами. У нас есть 6 областных отделений, 30 представительств БелТПП работают в промышленных городах. Суть такого масштабного представительства – обеспечить шаговую доступность для всех предприятий. И все наши члены получают полную информацию о мероприятиях БелТПП, чтобы выбрать то, что их интересует.

- Ближе всего нам рынок ЕАЭС, ведь Беларусь входит в число стран – основательниц Союза. Как вы видите работу по наращиванию экспорта на этом рынке?

– Сейчас около 40 % белорусских товаров экспортируется на евразийский рынок. Конечно, в этом есть определенная уязвимость, но, тем не менее, задача стоит не только сохранить здесь присутствие нашей продукции, но и нарастить его, причем речь идет в первую очередь о наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

– Отличаются ли подходы БелТПП при работе на рынке Европы?

– Что касается ЕС, то у нас здесь менее 30 %. И доля наукоемкой белорусской продукции на этом рынке небольшая. Европейский рынок очень сложный, чтобы туда попасть, нужно пройти процедуру сертификации, порой очень сложную, иногда с элементами протекционизма. Тем не менее наша задача – идти на этот рынок, ведь даже сама процедура сертификации обязывает предприятие вводить новую управленческую культуру и маркетинговую политику, совершенствовать продукцию, двигаться в сторону конкурентоспособности в соотношении «цена – качество». Если мы получаем сертификат на рынок ЕС – я всегда говорю об этом директорам предприятий, – то нам гораздо проще идти на все другие рынки. Кроме того, Евросоюз нам важен, поскольку там есть и передовые технологии, и доступ к финансовым ресурсам, чтобы осваивать эти технологии. А Беларусь для стран ЕС – интересный партнер, потому что это действительно точка входа, окно на рынок ЕАЭС. Многие бизнесмены в Европе понимают, что именно здесь колоссальные перспективы развития, очень большой и емкий рынок.

– А как обстоят дела с продвижением белорусских товаров на рынки стран дальней дуги?

– Важно понимать, что колебания экспортных поставок на одном из приоритетных направлений нужно уметь сбалансировать, уделив больше внимания другому вектору. Именно поэтому сегодня делается такая акцентированная ставка на страны дальней дуги. И тут, конечно, функция БелТПП очень важна. Беларусь – небольшая страна, у нас нет необходимости иметь дипломатические представительства по всему миру. С другой стороны, в каждой стране есть торгово-промышленная палата – наш потенциальный партнер. И мы работаем совместно с ними, подготавливаем почву, чтобы помогать бизнесу выходить на рынки этих стран. Мы очень активно стараемся сейчас закрепиться в странах Африки. Только в последнее время мы организовали бизнес-визиты в Мозамбик, Буркина-Фасо, Нигерию, ЮАР, Алжир, Египет. В этом году мы провели выставку в Алжире. На следующий год запланировали три визита в Латинскую Америку, Африку, Юго-Восточную Азию, глубоко проработав торговые ниши с нашими предприятиями, чтобы получить максимальный эффект от этих визитов.

– Один из визитов будет организован в Юго-Восточную Азию – непростой, но очень интересный регион. Как БелТПП работает на этом рынке? Какие мероприятия планируете в ближайшее время там реализовать?

– У нас уже много партнеров в Юго-Восточной Азии. И это регион, по которому у Беларуси самые позитивные результаты за последние пять лет. За это время состоялся ряд мероприятий в Индонезии – несколько бизнес-форумов, деловых визитов, кроме того, мы провели выставку в Джакарте. Было несколько визитов в Сингапур. Эта страна – своего рода финансовый и логистический перекресток, поэтому нам важно выстроить с ней конструктивные отношения. Особое место – Китай, с которым у нас своя дорожная карта. Мы очень активно работаем, каждую неделю проводим рабочие встречи с китайскими партнерами. Кроме того, нами организованы визиты в Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Малайзию. Недавно состоялся визит в Индию, когда было подписано контрактов на поставки белорусской продукции на $1 млрд. Мы с оптимизмом смотрим выстраивание диалога с Пакистаном и, думаю, достигнем цели в $1 млрд товарооборота. Есть еще Республика Корея, Япония – высокотехнологичные страны, где тоже есть ниши для отдельных видов белорусской продукции. Сотрудничество с ними – это возможность для промкооперации, освоения передовых технологий и использования финансовых ресурсов этих стран. Не так давно была выставка в Японии, а в следующем году мы проведем там бизнес-форум. С корейскими партнерами подписано соглашение в мае этого года, во время бизнес-форума в Сеуле. В целом, практически нет ни одной страны в этом регионе, с которой у нас не было бы коммуникации и перспектив развития бизнес-контактов. Конечно, в каждом случае надо оценивать реальные возможности, но наша машиностроительная продукция, продукты питания и другие товары действительно там очень востребованы.

– Почему Беларусь интересна этим странам?

– Этот регион – перекресток экономических интересов, где важнейший игрок, конечно, Китай со своей высококонкурентной продукцией (прежде всего по ценовому фактору). А также традиционно присутствуют страны, которые в свое время осуществляли там колониальную политику. Но, как утверждают наши партнеры из этого региона, они не хотели бы иметь привязанность только к одному глобальному игроку. Для них важно сбалансировать свои торгово-экономические связи. И в этом смысле Беларусь выступает как дополнительный и очень интересный партнер.

– Для чего БелТПП такой инструмент, как деловые советы? С какими странами у нас уже созданы подобные структуры?

– Белорусской торгово-промышленной палатой подписано 293 соглашения о сотрудничестве с партнерами из 97 стран по всему миру, начиная от Новой Зеландии и заканчивая Аргентиной. История взаимодействия складывается с ними по-разному, но нам очень важно иметь такой партнерский пул и партнерский портфель. В случаях, когда взаимные деловые и экономические отношения очень развиты, возникает потребность в постоянно действующем диалоге бизнеса. И тогда создается деловой совет. Собственно говоря, это площадка для бизнеса, для постоянных контактов, обсуждения проблемных вопросов, преодоления барьеров, разрешения споров. Сейчас действует 19 таких советов, и есть очень позитивные и конструктивные примеры постоянного взаимодействия. Например, с Австрией у нас очень активный деловой совет, его возглавляет с австрийской стороны известный бизнесмен Хуберт Берч – один из крупнейших инвесторов. Австрия в последние 8 лет инвестировала в Беларусь около 6 млрд евро – это крупнейшие проекты, такие как Velcom, Kronospan, проекты по платным дорогам. В рамках делового совета мы с австрийскими инвесторами обсуждаем, как двигаться дальше, какие есть инвестиционные ниши, как развивать промышленную кооперацию и укреплять торгово-экономические связи. В Вене 31 января состоится очередное заседание, но мы уже сейчас думаем над темами, которые стоило бы обсудить. Среди них – вопросы укрепления логистического сотрудничества. В частности, это получение так называемых дозволов для белорусских транспортных компаний. Будем обсуждать и новые инвестиционные проекты. Другой пример – белорусско-швейцарский деловой совет, который возглавляет со швейцарской стороны Петер Шпулер (компания Stadler). Активно работает и деловой совет с Украиной.

В конце этого года создано два новых деловых совета: белорусско-казахстанский и белорусско-итальянский. Очень интересный партнер с итальянской стороны – это Банк Интеза. Соглашение подписал председатель правления этого банка Антонио Фаллико, который является еще и председателем ассоциации «Евразия» и напрямую заинтересован в развитии сотрудничества со странами ЕАЭС в целом и Беларусью в частности.

– Планируете ли в ближайшее время расширять пул стран, с которыми будут созданы деловые советы?

– Планируем. В этом году Беларусь с визитом посещал Президент Вьетнама Чан Дай Куанг. БелТПП была организатором бизнес-форума в рамках этого визита. И Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, выступая на двусторонних переговорах и на форуме, обратил внимание, что у наших стран довольно долгая история кооперации, есть большой резерв для сотрудничества, но нет делового совета. Учитывая, что Вьетнам стал первой страной, которая подписала договор о зоне свободной торговли с ЕАЭС, глава государства поручил БелТПП проработать вопрос создания постоянно действующего делового совета с Вьетнамом. Мы сейчас активно работаем над этим с партнерами во Вьетнаме, консультируемся с нашими дипломатами. Планируем, что в ближайшее время деловой совет будет создан.

– Сегодня белорусские внешнеэкономические интересы продвигают 38 представителей в 33 странах мира. Кто может стать представителем БелТПП за рубежом? Какие функции выполняют эти люди? Будет ли Палата расширять штат своих представителей?

– Действительно, сегодня у нас 38 представителей в 33 странах мира. Причем работают они на добровольной основе. Это, как правило, известные в той или иной стране фигуры – авторитетные бизнесмены или видные в прошлом государственные деятели. Скажем так, энтузиасты, которые имеют прямой интерес к выстраиванию бизнеса с Беларусью и готовы поддерживать развитие сотрудничества. Эти люди оказывают нам информационную и организационную поддержку, приглашают на наши мероприятия партнеров, помогают в организации мероприятий в целом. Можно сказать, это наши почетные бизнес-консулы. Со своей стороны мы также оказываем им информационную поддержку, помогаем проводить встречи на территории Беларуси, поддерживаем их деловые инициативы.

– В систему Белорусской торгово-промышленной палаты входит Международный арбитражный суд при БелТПП. Какие функции выполняет этот орган? Какие дела он рассматривает?

– Международный арбитражный суд – это структура, которая работает при торгово-промышленных палатах. Например, Стокгольмский арбитражный суд создан при Стокгольмской торгово-промышленной палате, Парижский арбитражный суд – соответственно, это арбитражный суд при Парижской торгово-промышленной палате. Точно так же и наш арбитражный суд работает при БелТПП. За последние годы он приобрел солидный международный авторитет. В год наш суд рассматривает около сотни дел. Не так давно мы получили статус наблюдателя при Комиссии ООН по праву международной торговли, а несколько наших дел приведены в базе данных ООН как образцы рассмотрения, прецеденты разбирательства в области торгового права. При этом издержки, которые несут предприятия в случае рассмотрения в нашем арбитражном суде, несопоставимы со Стокгольмом, Лондоном или Парижем. Мы всегда рекомендуем нашим предприятиям при подписании международных договоров обязательно включать оговорку о рассмотрении предмета спора (в случае необходимости) в Международном арбитражном суде при БелТПП.

– Также в систему БелТПП входит унитарное предприятие «Белинтерэкспо», которое занимается организацией выставок. Как Вы оцениваете их работу? Планирует ли выставочный оператор запускать новые проекты в ближайшее время?

– Одно из основных направлений деятельности БелТПП – выставочно-ярмарочное, поэтому и создано было в свое время унитарное предприятие «Белинтерэкспо» которое целиком занимается выставочной деятельностью. Выставки будут всегда, более того, сегодня, когда наблюдается такой бум цифровых технологий, возрастает интерес к так называемому тактильному общению, возможности протестировать тот или иной продукт. Из этого мы и исходим. Наша основная задача сейчас – повысить эффективность выставочных мероприятий, чтобы предприятия получали конкретную отдачу от участия в выставках. Что касается итогов года, то в 2017 году мы организовали три национальные экспозиции. Во-первых, прошла очень крупная выставка на Форуме регионов Беларуси и России в Москве. Во-вторых, выставка в Алжире – на новом рынке, где был проявлен высокий интерес к нашей экспозиции и мы получили очень позитивные оценки. И выставка в китайском Гуанчжоу. Были организованы выставки Made in Belarus в Астане, а также в Пакистане и Узбекистане. «Белинтерэкспо» работает на принципах самоокупаемости, но при этом идет навстречу предприятиям, чтобы минимизировать их затраты и делать действительно качественные и эффективные их презентации.

Из интересных проектов хотелось бы отметить сотрудничество с Национальной академией наук Беларуси. Уже есть договоренность сформировать абсолютно новую универсальную выставку «Интеллектуальная Беларусь», где БелТПП обеспечит презентацию, логистическую и организационную часть, а Национальная академия наук представит образцы. Эту выставку мы планируем показывать в дальнейшем в самых разных странах. Для нас важно изменить подход к организации подобных мероприятий, чтобы и БелТПП, и отечественные предприятия получали максимальный эффект от выставок. И чтобы Беларусь была представлена за рубежом на самом высоком уровне.

– Какие мероприятия БелТПП готова анонсировать? Чем планируете удивлять?

– В этом году мы приняли «Стратегический план Белорусской торгово-промышленной палаты 2020». Это наша дорожная карта, которая определяет четыре приоритета развития Палаты, главный из которых – продвижение и поддержка национального экспорта.

Стратегический план Белорусской торгово-промышленной палаты определяет основные векторы работы. В числе других приоритетов стратегии БелТПП – «одно окно» для бизнеса. Суть сводится к тому, что Палата должна обеспечить для ее членов и бизнеса полный спектр высокосовременных услуг в области внешнеэкономической деятельности. Здесь предполагается консультирование, юридическое сопровождение, патентные исследования, укрепление и поддержка квалификации сотрудников маркетинговых служб на базе Центра делового образования Палаты. Третий приоритет мы называем «здесь и сейчас». Это созвучно с теми положениями, которые отражены в госпрограмме «Электронная Беларусь». Мы намерены максимум услуг БелТПП перевести в электронную форму. Уже сегодня вся база сертификатов оцифрована. Планируется внедрение личного электронного кабинета каждого члена БелТПП, чтобы с компьютера или любого мобильного устройства предприятию был обеспечен доступ к нашим услугам.

Четвертый приоритет – укрепление членской базы. Сегодня БелТПП является старейшим и самым крупным бизнес-союзом страны. При этом мы видим значительный рост интереса к нашей деятельности со стороны бизнеса, увеличивающийся в геометрической прогрессии спрос на наши услуги. И будем предпринимать конкретные шаги, чтобы быть полезными как можно большему количеству отечественных субъектов хозяйствования, чтобы с каждым годом число предприятий, вступающих в БелТПП, росло. И чтобы членство в нашей организации было полезно бизнесу и, как следствие, работало на благо страны в целом.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси