ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 30 января 2023
Минск -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
05 декабря 2022, 09:15
Денис Чернов

"Смешарикам" скоро 20. Режиссер раскрыл секрет долголетия

Денис Чернов
Денис Чернов
Режиссер-мультипликатор

Российскому анимационному сериалу "Смешарики" в 2023 году исполнится 20 лет. Это более чем солидный возраст для анимационного проекта. Не исключаю, что на этом веселом, поучительном и добром мультсериале выросли вы, а сейчас растут ваши дети. В чем секрет долголетия популярнейшего проекта, какие реальные истории легли в основу сюжетов, какие мультики подкупают современных детей и могут ли авторские фильмы быть коммерчески успешными? Ведущий режиссер сериала "Смешарики" Денис Чернов рассказал об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА во время своей поездки в Минск.

- Ваша фамилия, как мне кажется, прочно связана с мультипликационным сериалом "Смешарики". В этом году вы выпустили очередной проект - "Финник". Как думаете, побьет ли он популярность "Смешариков" или такой цели не ставите?

- В моем представлении эти проекты из разных весовых категорий, поэтому довольно сложно их сравнивать. Некогда я придумал такое сравнение. Авторская анимация - это штучный автомобиль: человек сам его придумал, сам подбирал колеса, двигатель, сам покрасил, отлакировал - и он стал его любимым средством передвижения. Но совершенно не факт, что автомобиль будет интересен кому-то еще. Сериалы - серийные автомобили, в городе их можно встретить довольно часто. Одни ездят быстрее, другие - медленнее, но в целом они пользуются неплохой популярностью. А полнометражная анимация - это автомобиль "Формулы-1": в него вложили самое прогрессивное, самое лучшее.

Полный метр - это действо, которое посмотрят миллионы человек. Если фильм понравится, его будут пересматривать много раз. В свою очередь сериал - такая форма подачи, которая не позволяет забыть о себе. Каждую неделю у нас выходит новая серия - и жизнь сериала продолжается. Мы и сейчас достаточно активно над ним работаем.

Кстати, "Смешарики" - мегадолгоиграющий проект (напомню, что в следующем году сериалу исполняется 20 лет), на котором выросло не одно поколение. Тем, кто в свое время в десятилетнем возрасте смотрел наш сериал, сейчас уже 30. Возможно, они показывают этот мультфильм своим детям. А это объединяет семьи.

"Финник", премьера которого состоялась весной, поставил рекорд как самый кассовый оригинальный анимационный проект. Имеется в виду, что мультфильм не был создан на основании каких-либо сериалов, историй или ранее вышедших фильмов. Он создавался с нуля. Более того, "Финник" четыре недели подряд был на первом месте по кассовым сборам в России и СНГ среди всех фильмов - как анимационных, так и художественных.

Лично для меня работа и над сериалом, и над полнометражным фильмом одинаково дорога.

- Как считаете, что интереснее зрителю: сериалы или полнометражные фильмы?

- Вообще история проекта "Смешарики" свидетельствует о том, что людям очень дороги именно те шестиминутные серии, плоские, в 2D, с которых все начиналось. Именно их зритель и полюбил. Он полюбил тот мир и ту атмосферу. А полный метр - это другая грань повествования. Что касается "Смешариков", я думаю, этот сериал для зрителя намного дороже, ведь он на нем вырос. Иногда ко мне подходят бородатые мужики, протягивают руку и грубым голосом говорят: "Спасибо за детство".

- А какие мультики нравятся современным детям?

- В последние годы количество потребляемой информации многократно возросло по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад. Сейчас дети, как и взрослые, находятся в постоянном режиме потребления информации. И когда ребенок во время еды ставит перед собой планшет, это уже привычная картина. Дети смотрят все, и чем динамичнее картинка, тем лучше. Поэтому советским мультфильмам, конечно, тяжело конкурировать с современными: у них другой темпоритм, графика и стилизация уже слишком старомодные, скорость повествования другая. Все достаточно медленно.

- Какие мультфильмы подкупают?

- Мне кажется, всегда подкупает искренность тех людей, которые работают над фильмом. Ее не подделаешь. При самом лучшем раскладе сами авторы безумно болеют тем, над чем работают, создавая то, что интересно именно им. Не под заказ, не по разнарядке, не стараясь поймать модные течения, зацепиться за них и на этом снискать популярность своему проекту. Мы как раз были противниками чего-то такого, что называется модным. Мода очень скоротечна, быстро проходит и популярность засыхает.

В этом плане "Смешарики" абсолютно немодный проект. Там разговор идет о вечных темах, которые будут популярны, понятны и интересны всегда. Человеческие отношения, внутренний мир, конфликт мировоззрений - это актуально в любое время.

Западный подход к аудиовизуальным произведениям более прагматичный. Существуют четкие правила, которых авторы должны придерживаться для создания коммерчески удачного проекта. Другие варианты не рассматриваются. Например, вы должны точно определиться, на какую возрастную категорию рассчитываете проект, и работать только с теми эмоциональными красками и теми сюжетными линиями, которые свойственны и понятны именно этой возрастной категории. К слову, "Смешарики" частенько попадали в ситуации, когда их, вышедших на международную арену, не могли определить на ту или иную возрастную полку.

На Западе и кино, и мультфильмы пронизаны определенным набором компонентов. Обязательно должны присутствовать люди с темной кожей и азиаты, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, к которым все хорошо относятся. А иначе фильм неправильный, не в тренде. То есть "Смешарики" в их понимании абсолютно нетрендовый проект.

- Как думаете, могут ли появиться такие элементы в российских мультипликационных фильмах?

- Я думаю, элемент западной ценностной повестки может присутствовать в ситуации, когда проект изначально рассчитан на международный прокат, то есть сделан с учетом выхода за границу. К таким проектам есть определенные требования, причем они усугубляются с каждым годом. Начиналось с того, что в кадре нельзя курить. Дальше - больше. Дошло до того, что нельзя показывать, как мама занимается домашними делами. Это расценивается как элемент сексизма. Этот момент обязательно нужно компенсировать, показав и папу, который тоже что-либо делает по дому. При таком раскладе это вроде как нормально смотрится.

Нельзя, чтобы в кадре были острые предметы и особенно в руках у героев. Нельзя совершать какие-то действия, которые могут привести к членовредительству. Считается, что дети посмотрят и пойдут повторять - и это может плохо закончиться. Как же тогда мы выжили, смотря "Том и Джерри", "Ну, погоди!" и много других мультиков. Требования продолжают усугубляться. Не знаю, к чему это приведет. Поэтому, мне кажется, нужно идти своей дорогой.

- Нужно ли пропагандировать истинные ценности?

- Мне не нравится слово "пропаганда". На мой взгляд, пропаганда приведет, скорее, к обратному эффекту и может возникнуть ощущение какого-то обмана. Когда тебе навязывают, первая реакция - отторжение, сопротивление. Через какие-то художественные ходы можно намного больше донести до человека.

- Через какие, например?

- При хорошем раскладе эта вещь неосязаемая. Это то, с чем вы остаетесь на титрах, когда заканчивается фильм. И неважно, художественный был фильм или анимационный, а может, даже спектакль. Бывает, что когда заканчивается действо и идут титры, ты ловишь себя на благостном ощущении: как будто что-то внутри тебя изменилось, ты попал под эмоциональное воздействие от просмотренного и это может лечить. Это называется катарсис, очищение, когда душа отмывается. И в этом намного большая сила, нежели в каких-то пропагандистских лозунгах.

- Неужели катарсиса можно достичь после мультфильмов?

- А почему нет? Я видел людей, которые плакали на "Смешариках". У нас есть несколько серий, затрагивающих, например, тему смерти. Они абсолютно не мрачные, не страшные, но после их просмотра люди в зале плакали, и плакали они по-хорошему, как будто добрели. Я сам лично это видел. Наверное, это называется искусство.

- Ваши мультфильмы ментально близки россиянам и нам, белорусам. Понимают ли их в других странах?

- Иностранцы видят видеоряд, цветных персонажей, разговаривающих забавными голосами, с которыми происходят забавные падения. На мой взгляд, большую часть содержания они все-таки не понимают. Жители бывшего Советского Союза, конечно, увидят гораздо больше, чем те, кто живет за пределами этой территории.

- Вернемся к "Смешарикам". Откуда ваша команда черпала идеи для очередных серий?

- Изначально это заслуга Алексея Лебедева, который написал более 250 сценариев для "Смешариков". Его концепция настолько понравилась всем, кто участвовал в процессе, что она не менялась кардинально. Проект должен быть про душу, людские отношения, людские проблемы - про то, что волнует, интересует, будоражит каждого. А дальше придумали, в какую форму облечь историю.

У нас есть множество серий, когда люди, будучи детьми, видели одно, а чуть повзрослев, с удивлением обнаруживали, что серия-то совершенно о другом. В детстве они видели просто забавных персонажей, которые смешно бегают, ворчат, конфликтуют друг с другом, куда-то падают - и это забавно. А спустя время оказалось, что серия совсем про другое: там рассматриваются достаточно серьезные темы.

- Есть ли забавные ситуации, связанные со "Смешариками"?

- Мы все время сталкиваемся с какими-то курьезами, которые, вполне возможно, просто не замечаем или быстро забываем. Впрочем, была смешная ситуация, которую не могу забыть. Я уехал в отпуск - и работа над очередной серией, называвшейся "Мыльная опера", некоторое время шла без меня. В кадре присутствует рояль, на котором играет персонаж.

После отпуска возвращаюсь на студию, иду радостный и встречаю ведущего аниматора, который с выпученными глазами говорит: "Денис, у нас была проблема, но сейчас все нормально, проблемы уже нет". Я начинаю напрягаться, спрашиваю: "Что случилось?" Аниматор повторяет, что проблемы уже нет, к счастью, ее заметили и исправили.

А затем воодушевленно рассказывает: "Представляешь, фоновщики (люди, рисующие фоны. - Прим. БЕЛТА) нарисовали рояль неправильно: с белыми клавишами все в порядке, а с черными была проблема. Нарисовали так: то две черные клавиши, то три. Но мы все исправили. И теперь сколько белых клавиш, столько и черных". Далее последовала немая сцена.

- Но потом же исправили?

- Да, исправили обратно.

- А ваши дети тоже выросли на "Смешариках"?

- Старшему сейчас уже 32. Когда "Смешарики" вышли на экран и начали набирать популярность, сын уже перешел в возраст подростка. А средний и младший сыновья - да, смотрели. Более того, некоторые вещи в сериале отчасти появлялись из-за того, что какие-то события происходили с моими детьми. Например, средний сын очень любил собирать конструктор "Лего Бионикл". Я Лешке Лебедеву постоянно рассказывал об увлечении сына. А потом абсолютно неожиданно появилась серия про железную няню. Мне кажется, отчасти она была навеяна моими рассказами о сыне, увлекающемся роботами.

- Может, еще какие-то серии родились из конкретных ситуаций?

- Был случай, когда мы с нашим художественным руководителем ездили в Москву буквально на один день, без ночевки, по каким-то "смешариковским" делам: утром туда, а вечером обратно. Я решил, что приеду на вокзал на машине, оставлю ее там, а потом на машине вернусь обратно. Возвращались с хорошим настроением, ведь поездка прошла удачно. Но чем ближе я подходил к машине, тем яснее понимал: с ней что-то не так. А потом обнаружил, что у нее весь капот разбит: кто-то задним ходом сдавал и въехал в переднюю часть. За секунду произошло переключение: из радужного мир вдруг стал черно-белым.

Эту историю потом рассказал Лешке Лебедеву. Жаловался: "За что? Я ведь просто делаю мультики!" А спустя какое-то время появилась серия под названием "День справедливости", где Пин, вскидывая лапы к небу, говорит: "О небо, я просто хотел сделать праздник и фейерверк". У него тоже была проблема: метеорит разломал его изобретение. Я не берусь говорить, что Лебедев списал именно с моей истории, но я эту ситуацию точно ему рассказывал. Позже, к слову, я подумал, что это была, в общем-то, неплохая плата за то, что появилась эта замечательная серия, одна из моих любимых.

- В одном из интервью вы говорили, что мультфильм живет максимум 15 лет.

- Считается, что 15 лет - очень хороший возраст для проекта. Если он продержался столь длительное время, может считаться уникальным и успешным. Нам в следующем году исполняется 20 лет, и проект продолжает жить. Честно признаться, мы сами не ожидали такого долгожительства. Когда только начинали (а тогда не было столь массового анимационного производства), не могли рассчитывать, что сделаем такое количество историй. По крайней мере, мне казалось, что замахиваться сильно не стоит. Думал, сделаем 3-4 серии и на этом все закончится. Ошибался, к счастью.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси