Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Андрей Лобович

В Беларуси будут внедрены новые механизмы защиты работников

Интервью 07.02.2017 | 14:12
Андрей Лобович Андрей Лобович Первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси

Социальная проблематика, как известно, наиболее волнует людей, она активно обсуждается в СМИ, социальных сетях, частных беседах. Образно говоря, социальная рубашка ближе к телу, ведь вопросы зарплаты, пенсий, пособий, соцпомощи затрагивают интересы буквально каждого человека в стране. О том, когда ожидать повышения трудовых пенсий и тарифной ставки первого разряда, как изменится система оплаты труда бюджетников, что собой представляет страхование от безработицы, каким путем пойдет совершенствование законодательства по защите прав работников, - в беседе корреспондента БЕЛТА с первым заместителем министра труда и социальной защиты Беларуси Андреем Лобовичем.

- Андрей Валентинович, какие социальные темы кажутся вам наиболее острыми и актуальными?

- Любая тема, которая напрямую затрагивает интересы людей, воспринимается чувствительно и самим человеком, и обществом в целом. На дискуссионной волне в последнее время - вопросы занятости населения, пенсионного законодательства, а также сбора на финансирование госрасходов.

Понятно, что эта тематика априори не может вызывать однозначное восприятие. Но, по моему мнению, здесь исходить нужно в первую очередь из государственных (а значит, общих) интересов, а не только приватных.

- Сейчас на пике общественного внимания - так называемый налог на тунеядство.

- Требования декрета №3 вытекают из установленной статьей 56 Конституции Республики Беларусь обязанности граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Ежегодно за счет средств госдотаций из бюджета страны обеспечивается финансирование здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов. С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами трудоспособного возраста также ежегодно.

Решение о введении сбора на финансирование госрасходов принято и уже реализуется. Вместе с тем, поскольку этот механизм для страны абсолютно новый, не исключено, что впоследствии в него будут вноситься корректировки с учетом практики применения.

- Решение каких вопросов вы считаете первоочередным?

- В 2016 году Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Интеграция инвалидов в общество, их социальная защита, реабилитация - это общая задача, а не только зона ответственности Минтруда и соцзащиты. Реализация положений Конвенции (а это уже международные обязательства страны) невозможно без участия Минстройархитектуры, Минздрава, Минобразования и других министерств и ведомств, местных органов власти.

Мы работаем в тесном контакте с Белорусским обществом инвалидов, общественными объединениями инвалидов по слуху, по зрению, ассоциациями инвалидов-колясочников, помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Совместно обсуждаем возникающие вопросы и вырабатываем решения. Цель одна - сделать жизнь человека с инвалидностью более комфортной и удобной, создать полноценную безбарьерную среду.

В январе текущего года вынесен на общественное обсуждение проект Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов. Этот документ представляет собой инструментарий по созданию условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества. Он будет доработан с учетом предложений общественности.

- Какие категории населения, по вашему мнению, нуждаются в дополнительной социальной поддержке государства?

- Любой гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на поддержку государства. Но речь идет только о тех, кто по объективным причинам не может самостоятельно справиться со сложившимися обстоятельствами, - это в первую очередь малообеспеченные, пожилые люди и инвалиды, семьи с детьми-инвалидами. Для оказания им социальной поддержки в республике функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), работают учреждения соцобслуживания, организовано обеспечение техническими средствами социальной реабилитации.

Так, система ГАСП включает пять видов социальных выплат. Это ежемесячное и единовременное социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, социальные пособия на приобретение подгузников и технических средств социальной реабилитации. В прошлом году получателями ГАСП стали 290,4 тыс. человек - на 15,6% больше по сравнению с 2015-м, а объем финансирования на выплату пособий возрос на 30,5% до Br72,4 млн.

Широкий спектр услуг нетрудоспособным людям предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения. Наиболее востребована социальная помощь на дому: ее получают более 89 тыс. пожилых людей и инвалидов I и II группы (за 2016 год получателей надомных соцуслуг стало больше почти на 1 тыс. человек).

Совершенствование законодательства по соцобслуживанию идет постоянно. Среди ожидаемых новаций - внедрение замещающей семьи для одиноких стариков. Это позволит организовать социальное обслуживание пожилых людей в условиях совместного проживания с теми, кто готов взять на себя заботу о представителях старшего поколения.

С 2018 года в практику работы учреждений социального обслуживания планируется ввести стандарты качества социальных услуг. Это определенный набор требований, выполнение которых повысит качество оказания соцуслуг, входящих в перечень бесплатных и общедоступных.

Подготовлены предложения по совершенствованию механизма государственного социального заказа, позволяющего привлекать в систему социального обслуживания дополнительные человеческие ресурсы. В 2016 году было реализовано 53 договора между местными органами власти и негосударственными некоммерческими организациями. Для расширения практики заключения таких договоров предлагается упростить процедуру выбора исполнителей госсоцзаказа.

- В последние годы проведена масштабная либерализация в оплате труда работников коммерческих организаций, растет количество организаций, внедряющих гибкие системы оплаты труда работников. Нужны ли новые материальные стимулы - для руководителей и работников - для повышения эффективности хозяйствования организаций?

- С 2011 года в реальном секторе экономики расширены права нанимателей в области оплаты труда работников коммерческих организаций. Нормативная правовая база позволяет установить гибкие условия оплаты их труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающие вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход к делу. При этом все меры материального стимулирования определяются нанимателем самостоятельно с учетом специфики деятельности организации.

Сегодня нанимателям предоставлено достаточно возможностей по установлению мер материального стимулирования работников и руководителей организаций. Главное - эффективность работы самой организации. Особое внимание уделено взаимоувязке темпов роста производительности труда и темпов роста заработной платы.

- Нужно ли, по вашему мнению, раскрепощение в оплате труда бюджетников, отход от централизованного регулирования оплаты труда?

- Действующая на протяжении последних 16 лет система оплаты труда работников бюджетных организаций представляет собой достаточно сложный и непрозрачный механизм. Среди ее главных недостатков - множественность видов выплат (до 32) и нормативных правовых актов, регулирующих условия оплаты труда работников (около 260).

Поскольку необходимость решения этих вопросов давно назрела, Министерством труда и соцзащиты проводится серьезная работа по изменению системы оплаты труда бюджетников. В основе концептуального подхода - отказ от многочисленных видов выплат и упрощение структуры заработной платы, расширение прав руководителей государственных органов и бюджетных организаций по применению наиболее эффективных методов стимулирования труда, создание условий и возможностей для наиболее объективной оценки результатов труда работников бюджетных организаций с учетом специфики и общественной значимости вклада каждого человека.

Наша главная задача - упростить систему оплаты в бюджетной сфере, сделать ее прозрачной и понятной, усилить ее стимулирующую и компенсирующую роль, увязав с конкретными результатами труда работника, его профессионализмом и энтузиазмом.

- Не повлечет ли изменение системы оплаты труда снижение заработной платы бюджетников?

- Ни в коем случае. Одно из ключевых условий - сохранение уровня заработной платы в бюджетной сфере, доведение ее до 80% от средней зарплаты по республике.

Более того, как показывает опыт других стран, совершенствование и осовременивание систем оплаты труда влечет ее повышение, а отнюдь не снижение.

- Планируется ли в 2017 году еще одно повышение тарифной ставки первого разряда?

- В бюджетном секторе экономики оплата труда работников напрямую связана с экономической ситуацией в республике, наполняемостью доходной части бюджета.

Как известно, с 1 января размер тарифной ставки первого разряда увеличен на 4% до Br31. Дальнейшее ее повышение будет осуществляться исходя из финансовых возможностей государства.

Не исключено, что до конца года тарифная ставка первого разряда будет повышена.

- Считаете ли целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства по защите прав работников?

- Правовое регулирование трудовых отношений касается не только интересов работников, но и нанимателя, который отвечает за эффективность хозяйствования, улучшение качества продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности. В этом контексте во главу угла ставится не только защита прав работников, но и повышение требований к их работе. Значит, развитие законодательства о труде должно идти по пути соблюдения баланса интересов работника и нанимателя, а также решения социально значимых задач государства.

Основное право работника - получение вознаграждения за труд. В тех случаях, когда в организации нет средств, чтобы рассчитаться с работником по объективным причинам, требуется закрепление дополнительных гарантий. Сейчас мы прорабатываем механизмы защиты прав работников при неплатежеспособности нанимателей.

- Речь идет о страховании рисков работников при банкротстве?

- Да, это новый для страны механизм - страхование на случай невыплаты заработной платы при банкротстве организации. Пока этот вопрос законодательно не урегулирован, работники обанкротившихся предприятий сталкиваются с большой проблемой - задержка расчета может длиться несколько месяцев. Если проанализировать структуру просроченной задолженности по выплате заработной плате, то на долю предприятий-банкротов приходится немалая сумма просрочки.

Предложения по введению страхования в случае невыплаты зарплаты при банкротстве уже направлены в правительство. Ожидаем оценки этих предложений.

- А что касается системы страхования от безработицы?

- Научно-исследовательский институт труда Минтруда и соцзащиты, проанализировав международный опыт, разработал несколько моделей систем страхования от безработицы. Они были обсуждены на заседаниях межведомственной рабочей группы, в состав которой вошли представители госорганов, Федерации профсоюзов Беларуси и объединения нанимателей. Все предложенные модели преследуют одну цель - материально поддержать человека, который по объективным причинам оказался без работы.

Хочу обратить внимание, что окончательно решение еще не принято, поэтому конкретизация преждевременна.

- Нужны ли дополнительные рычаги воздействия на нанимателей, которые хронически задерживают выплату заработной платы?

- Нормативный инструментарий вполне достаточный. Только за прошлый год в Беларуси выявлено свыше 5,6 тыс. фактов несвоевременной выплаты заработной платы, привлечено к административной ответственности более 4 тыс. должностных лиц предприятий-должников, меры дисциплинарной ответственности применены к работникам местных исполкомов, ответственным за это направление.

Ужесточение санкций нецелесообразно - в данном случае оно не сработает на улучшение экономики предприятий. Выход видится в повышении эффективности хозяйствования, а также в повышении личной ответственности за общее дело и руководителей, и работников.

- Рейтинг популярности среди социально-экономических тем возглавляет занятость. Каков ваш прогноз на ближайший период в отношении рынка труда республики? Какие меры политики занятости вы считаете наиболее действенными?

- В Беларуси уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте. При этом доля людей старше трудоспособного возраста увеличивается. В этих условиях формируется дефицит рабочей силы, последствия которого имеют не только количественное, но и качественное проявление. Речь идет, в первую очередь, о постарении населения в трудоспособном возрасте, о профессионально-квалификационном составе работающих. Поэтому на первый план выходит обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Реализация активных мер на рынке труда идет в соответствии с подпрограммой "Содействие занятости населения" Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. Оказание содействия в трудоустройстве, организация профобучения, поддержка безработных в открытии собственного бизнеса, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы - эти и другие меры способствуют сохранению стабильной и управляемой ситуации на рынке труда страны.

Особое внимание уделяется созданию рабочих мест, в том числе на новых предприятиях и производствах. Наличие работы - это условие социальной защищенности человека. Установленные правительством задания на 2016 год по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места выполнены. В 2017 году работа в этом направлении будет продолжена - планируется уже 70 тыс. новых рабочих мест.

Внедрен и доступен в глобальной сети Информационный портал государственной службы занятости (сейчас заявлено более 40 тыс. вакансий). Теперь наниматели в режиме online могут подавать в госслужбу занятости сведения о вакансиях, оформлять подписку на автоматическую рассылку анкет-резюме соискателей. А соискатели могут получать сведения о вакансиях как в целом по республике, так и по каждому региону либо населенному пункту в отдельности, получать по рассылке подходящие варианты рабочего места. Как показывает анализ работы портала, он пользуется все большей популярностью.

- В Беларуси каждый четвертый житель - пенсионер. И, конечно, вопрос повышения размеров пенсий для них очень важен. Когда это возможно в 2017 году?

- Последний перерасчет трудовых пенсий произведен с 1 декабря 2016 года (их размеры выросли в среднем на 4,8%). Проведение такого перерасчета в 2017 году будет определяться тенденциями роста заработной платы работников и финансовыми возможностями Фонда социальной защиты населения. Как минимум одно повышение трудовых пенсий будет в 2017 году, а в каком размере - покажет время.

Кроме того, в связи с повышением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) будут производиться перерасчеты минимальных и социальных пенсий, надбавок, повышений и доплат к ним. К слову, в 2016 году таких перерасчетов было четыре.

Обязательства перед пенсионерами выполняются неукоснительно - пенсии выплачиваются в срок и в полном объеме.

Елена ПРУС,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4253 BYN 2.421 BYN 2.427 BYN
USD
2.1329 BYN 2.121 BYN 2.125 BYN
RUB
3.1894 BYN 3.195 BYN 3.205 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

ГАИ информирует

Инфографика

Плюсы и минусы противогололедных реагентов Автомобильные дороги в Беларуси посыпают песко-соляной смесью или технической солью в зависимости от погоды.
Пресс-конференция Наталья Жаркина,
Игорь Чульба,
Ирина Усова,
Николай Якубовский
11 декабря, 14:30 Проект "Зеленые города": опыт реализации пилотных инициатив и перспективы развития зеленого градостроительства в Беларуси
Пресс-конференция Владимир Гракун,
Елизавета Козленко,
Андрей Кузьмич
5 декабря О развитии производства органической продукции в Беларуси
Пресс-конференция Александр Барауля,
Юлия Комлева,
Александр Веденин,
Денис Крупец
21 ноября Подготовка к проведению в Минске чемпионата Европы по фигурному катанию на коньках - 2019
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы
Пресс-конференция Андрей Лобович,
Валерий Голубовский
13 ноября Подготовка кадров для современного рынка труда. Совершенствование Национальной системы квалификаций