Флаг Понедельник, 29 апреля 2024
Калейдоскоп
05 февраля 2024, 19:43

Ученые: температуры на Земле с середины XIX века выросли на 1,7 градуса Цельсия

Фото Unsplash
5 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Австралийские и американские океанологи получили при изучении древних морских губок первые химические свидетельства того, что средние температуры на Земле выросли примерно на 1,7 градуса Цельсия с середины 1860-х годов, что заметно выше текущих оценок экспертов ООН. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале Nature Climate Change, информирует ТАСС.

"Полученные нами оценки почти на полградуса выше, чем те значения, которые были недавно получены Межправительственной группой экспертов по изменению климата. Это очень большое превышение, которое свидетельствует о том, что мы давно, еще в 2010-2012 годах, превысили отметку в 1,5 градуса Цельсия, установленную в Парижском соглашении по климату", - сообщил профессор Университета Западной Австралии Малкольм Маккалок.

Профессор Маккалок и его коллеги пришли к такому выводу в ходе изучения известковых оболочек долгоживущих губок вида Ceratoporella nicholsoni, которые встречаются в мелководных регионах на дне Карибского моря. Ученые обратили внимание на то, что доля стронция в разных прослойках этого минерального "панциря" сильно зависит от того, при каких температурах росли губки.

Опираясь на данную идею, ученые собрали образцы древних и относительно современных губок у берегов островов Пуэрто-Рико и Санта-Крус, определили их возраст и замерили долю стронция в разных слоях известковых оболочек. Это позволило ученым изучить то, как менялись температуры в Карибском море с 1700 по 2020 год, а также определить средние температуры на Земле в этот промежуток времени.

Проведенный исследователями анализ неожиданно показал, что средние температуры на Земле на сегодняшний день на 1,7-1,71 градуса Цельсия выше, чем в середине XIX века, что почти на полградуса выше оценок экспертов ООН, заложенных в международных соглашениях по климату. Около 0,3 градуса этого роста пришлось на период между 1860 и 1900 годами, еще столько же - на первую половину XX века, а остальные 1,1 градуса - на конец прошлого столетия и начало текущего века.

Результаты исследования, как отмечают ученые, говорят о том, что человечеству уже не удастся выполнить одну из главных целей Парижского соглашения, удержать глобальное потепление на отметке в 1,5 градуса Цельсия. При этом профессор Маккалок и его коллеги прогнозируют, что средние температуры на Земле станут выше доиндустриальных значений на два градуса Цельсия уже в конце текущего десятилетия.

Почти все климатологи сегодня сходятся во мнении о том, что глобальное потепление существует и что оно радикально изменит облик планеты, если рост температур не удастся сдержать на отметке в 1,5 градуса Цельсия. Об этом говорят не только сотни компьютерных моделей климата планеты, но и тысячи замеров, полученных при помощи различных климатических спутников, сухопутных метеорологических станций и океанических буйков.

Данный процесс, по словам ученых, приведет к значительному повышению уровня мирового океана за счет таяния ледников Гренландии и Арктики, а также самых уязвимых ледовых массивов Антарктики. По прогнозам экспертов ООН, если уровень выбросов парниковых газов будет расти с текущими темпами, уровень моря вырастет примерно на 30-50 см к концу столетия.-0-