Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Онлайн-конференция

Круглый стол "Розничная торговля глазами населения: результаты социологических исследований"

25.03.2014 | 12:00 - 13:00
В феврале-марте текущего года социологические службы Беларуси провели сразу несколько социсследований общественного мнения об организации розничной торговли в стране - той сферы экономики, которая привлекает наибольшее внимание граждан. Ведь практически каждый из нас является покупателем, а значит, уровень цен, качество продуктов и обслуживание в магазинах в большей или меньшей степени волнуют всех.

О том, что думают белорусы об организации розничной торговли, расскажут во время круглого стола представители двух крупнейших социологических служб страны - начальник управления социологических исследований Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь Владимир Литвинович и директор Института социологии Национальной академии наук Игорь Котляров.
Лента новостей
Все новости

Вопросы конференции

Ведущий
Прежде, чем мы начнем углубленный разговор о результатах проведенных вами исследований, давайте расскажем читателям, что за опросы вы организовали, как они проводились, чье мнение вы изучали, в каких населенных пунктах работали.

Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в период с 31 января по 12 февраля 2014 года методом телефонного интервью было проведено социологическое исследование с целью изучения отношения жителей малых городов (с населением до 50 тыс.) к существующим объектам торговли. Было опрошено 1 500 респондентов в возрасте 18 лет и старше. Опрос проходил в городских населенных пунктах Брестской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областей. При этом мы выбрали малые города, в которых не работают крупные сетевые игроки, в частности торговые объекты сети «Евроопт».

Игорь Котляров:

В феврале-марте мы провели два социологических исследования по теме торговли. В областных городах и в столице мы изучали востребованность крупных торговых сетей у населения и по результатам опроса составили рейтинг крупнейших сетей Беларуси.

В районных городах Беларуси мы изучали степень лояльности жителей к торговым объектам сети «Евроопт». Отмечу, что во всех этих населенных пунктах работают торговые объекты сети магазинов «Евроопт».

Респонденты в двух проведенных исследованиях опрашивались методом личного интервью по месту их жительства.

Ведущий
В таком случае начнем с малых городов. Насколько удовлетворены жители малых городов предложенным им торговым сервисом? Устраивает ли их ассортимент товаров, представленный в магазинах, и местная торговля в целом?
В результате исследования мы получили достоверные данные о том, что думают жители малых городов о развитии местной торговли в целом и о работе торговых объектов в частности. Нужно отметить, что жители малых городов - довольно активные покупатели. Ежедневно совершают покупки в магазинах своего города 48% респондентов, еще 38,2% делают это два-три раза в неделю. В целом 93,5% жителей малых городов хотя бы раз в неделю пользуются услугами местных объектов розничной торговли.

В результате исследования выяснилось, что в целом население малых городов удовлетворено ассортиментом, предлагаемым местной торговлей. Так, 81,1% респондентов ответили, что их в той или иной мере устраивает ассортимент товаров, представленный в магазинах их города, из которых 54,8% - устраивает полностью. В то же время почти каждый пятый участник опроса оказался не доволен выбором товаров в местных магазинах - так считает 17,7% респондентов.

При более детальном анализе выяснилось, что каждый третий участник опроса назвал конкретные продукты питания, которые не всегда есть в наличии в магазинах их городов. Чаще всего респондентов не удовлетворяет ассортимент молока и молочных продуктов - так ответили 14% респондентов. Кроме того, не всегда бывают в продаже мясо, мясная продукция и куры - 7,2%, рыба и морепродукты - 4,5%, фрукты - 5,3%, овощи- 4,7%, хлеб - 4,7%.
Ведущий
В небольших населенных пунктах, на наш взгляд, главная проблема покупателя – все же не ограниченный ассортимент товаров, а именно цены. В районных городах трудно стать шопоголиком именно из-за более высокой стоимости товаров. Каково же отношение населения малых городов к ценам в магазинах местной торговли? Может быть, в областных городах и столице население меньше волнует уровень цен в магазинах?
Могу сказать, что Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, начиная с 2002 года, проводит ежегодные социологические мониторинги «Общественное мнение». На протяжении ряда лет одной из наиболее актуальных и волнующих проблем для белорусских семей являются цены на продукты питания и товары первой необходимости. По данным социологического мониторинга 2013 года (декабрь), на вопрос «Какие проблемы волнуют Вас больше всего?» 57,7% респондентов отметили, что озабочены уровнем цен на продукты и товары первой необходимости.

В последних проведенных нами исследованиях мы изучали, сколько в месяц тратит семья на продукты питания и товары первой необходимости. Получили следующие данные. В областных городах Беларуси около 15% семей тратят на питание от 70% до 90% своего семейного бюджета, примерно в 45% семей затраты на питание составляют от 50% до 70% всех расходов на потребительские товары, в каждой пятой семье на питание уходит от 30% до 50% от суммарного дохода семьи. Только чуть более 6% семей тратят на продукты менее 30% своего семейного бюджета, что соответствует мировым стандартам затрат домохозяйств на питание.

Согласно полученным данным, наиболее сложная ситуация сложилась в Витебске: в этом городе около трети семей тратит на продукты питания от 70% до 90% своего бюджета, а для каждой второй семьи эти расходы составляют от 50% до 70% всех затрат на потребительские товары.

В районных городах 27% семей тратят на питание до Br500 тыс. в месяц в расчете на одного члена семьи. Более чем в 40% семей затраты на продовольственные товары ежемесячно составляют от Br500 тыс. до Br1 млн рублей на одного члена семьи. Расходы 16% семей на продукты питания составляют от Br1 млн до Br1,5 млн. Чуть более 14% семей расходует на питание свыше Br1,5 млн в месяц в расчете на одного члена семьи.

Согласно полученным данным, существуют довольно заметные различия в объеме расходов на продукты питания между районными городами разных регионов Беларуси. Так, например, доля населения, которое тратит на продовольственные товары менее Br500 тыс. в месяц в расчете на одного члена семьи, значительно выше в Брестской (44,1%), Гомельской (42,1%) и Могилевской областях (35,4%), чем в Витебской (12,5%), Гродненской (15,6%) и Минской (13%).

Очевидно, что, исходя из такой структуры расходов, покупатели будут выбирать магазины с более низкими ценами на продукты питания.

Владимир Литвинович:

Безусловно, вопрос цен затрагивался и в нашем исследовании, и вы точно подметили, что здесь есть определенные проблемы. Мнение населения касательно стоимости товаров разделилось. Не устраивают существующие цены в магазинах 51,1% жителей малых городов, 45,7% граждан в целом довольны ценовой политикой местных объектов торговли.
Ведущий
Всего неделю назад, представляя проведенный Институтом социологии ценовой мониторинг крупнейших розничных сетей Беларуси , Вы, Игорь Васильевич, отметили, что усиление конкуренции на розничном рынке между торговыми сетями ведет к общему снижению уровня цен. В этой связи хотелось бы узнать у Владимира Михайловича, справедливым ли будет утверждение, что усиление конкуренции в розничной торговле малых городов, появление новых, в частности крупных сетевых игроков, могло бы в какой-то степени решить проблемы высоких цен в белорусской глубинке?

Сегодня, согласно результатам опроса, который, напомню, проводился в районных городах, где не работает ни одна из крупных торговых сетей, наибольшая доля розничной торговли – у потребительской кооперации. В малых городах в магазинах Белкоопсоюза совершает покупки 40,8% населения. Другие сети не преодолели и 10-процентный барьер.

Мы интересовались у респондентов, что, в принципе, они ожидают от прихода в их города крупных торговых сетей. И если говорить о таком ретейлере, как «Евроопт», то возможное присутствие данных магазинов по месту жительства соотносится у граждан преимущественно со снижением цен и расширением ассортимента. Так, 58,6% респондентов ответили, что эта сеть предложит доступные цены, а 57,2% – широкий ассортимент товаров. Еще 13,3% респондентов отметили проведение постоянных акций и скидок, что также можно отнести к фактору общего снижения цен на товары.

По сути, это говорит о том, что жители малых городов в целом заинтересованы в развитии торговых объектов на местах. 93% респондентов хотели бы, чтобы в их городе открылся магазин сети «Евроопт». Даже при условии открытия магазина данной сети вне зоны шаговой доступности 91,8% опрошенных все равно стали бы целенаправленно ходить в него за покупками. И это не удивительно, ведь граждане сегодня достаточно мобильны, они на собственном опыте могут оценить современные форматы торговли или сопоставить ценники на товары, рекламируемые на телевидении, с теми, которые они видят в своих магазинах.

Таким образом, результаты исследования указывают на то, что население малых городов хочет увидеть новый формат торговли на местах, который реализуется в крупных сетях. По мнению участников опроса, это позволит снизить цены на товары и расширит товарный ассортимент.

Ведущий
Цифры впечатляют. Игорь Васильевич, если подавляющее число жителей малых городов, где не работает «Евроопт», хотят открытия торговых объектов этой сети в своих населенных пунктах, то что думают жители столицы, областных и районных городов об этом ретейлере? Они-то не понаслышке все знают о «Евроопте»?
Могу подтвердить, что население Беларуси знает и прекрасно осведомлено о сети «Евроопт». Подавляющее большинство респондентов, как в столице, так и областных и районных городах, считает, что самые низкие цены именно в этой сети. Кстати, это подтверждает и ценовой мониторинг крупнейших розничных сетей, который Институт социологии провел в феврале этого года. Напомню, мониторинг показал, что цены в «Евроопте» в формате «гипермаркет» меньше, чем у конкурентов, в среднем на 18%, а в формате магазина «у дома» – на 21,8%.

Социологические исследования также показали, что каждый второй респондент в столице и областных городах и 81,6% жителей районных городов отметили наличие в магазинах «Евроопт» большого ассортимента товаров.

Три четверти опрошенных в столице и областных городах и 82,1% опрошенных в районных городах, считают, что магазины сети «Евроопт» лидируют среди других магазинов по критерию «выгодная для покупателей политика скидок и акций (дисконтные карты, скидки, акции и т.д.)».

Половина опрошенных в столице и областных городах и 70,8% респондентов районных городов считают, что магазины сети «Евроопт» пользуются хорошей репутацией.

Более половины респондентов в столице и областных городах и 66,4% опрошенных в районных городах считают, что Евроопт» предлагает лучшее соотношение цены и качества товаров, продуктов. Более половины опрошенных в столице и областных городах и 61,8% респондентов в районных городах считают, что «Евроопт» лучше других заботится о своих покупателях. И 50% и 66,5% респондентов соответственно высказались, что магазины этой сети вызывают наибольшее доверие.

Другие торговые сети набрали менее 10% по каждой из этих позиций.

По мнению более чем 60% респондентов в столице и областных городах, «Евроопт» является лучшей торговой сетью в Беларуси. Остальные сетевые магазины Беларуси набрали по этой позиции менее 7%.
Ведущий
Общеизвестный факт: люди из малых городов до сих пор вынуждены ездить за покупками в областные центры, в столицу или в соседние города – туда, где розница развита лучше. Просто потому, что все необходимое они не могут купить в своем населенном пункте или же товары значительно дороже. Получили ли вы подтверждение этому факту в ходе исследований?
И да, и нет. С одной стороны, сегодня мы можем говорить об изменении самой покупательской модели поведения у населения. Наши граждане постепенно переходят к практике приобретения товаров «на неделю», которая давно является нормой для европейских стран. Подобного рода покупки, как правило, совершаются в крупных торговых объектах. В свою очередь в небольших магазинах, находящихся в шаговой близости от дома, граждане предпочитают приобретать узкую группу товаров повседневного спроса.

Подтверждением моих слов является то, что люди на сегодняшний день, даже в белорусской глубинке, достаточно хорошо информированы о крупных сетевых игроках. В частности, такой бренд, как «Евроопт», известен практически всем опрошенным жителям малых городов (93,6%). Большинство из них (83,2%) лично совершали покупки в магазинах сети. И эти данные получены, подчеркну, в тех городах, где нет торговых объектов крупных сетей. Показательно в данном случае и то, что 63,2% от числа покупателей посещали магазины данного ретейлера один раз в месяц и реже, каждый пятый (19,8%) - 2 или 3 раза в месяц, практически каждый десятый (8,3%) - раз в неделю. Доля ежедневной аудитории незначительна (1%).

Большая часть респондентов, которые уже покупали товары в «Евроопт», посещали магазины сети в Минске, областных центрах, крупных городах. Вместе с тем в некоторых удаленных от крупных административных центров городах жители чаще посещают сетевые магазины, которые территориально расположены ближе к месту проживания. К слову, при ответе на вопрос, какие положительные моменты видят люди в открытии подобных магазинов в их городах, 9,2% заявили об экономии времени: не придется ездить в другие города за покупками. Это еще одно свидетельство тому, что часть жителей малых городов, в которых нет крупных сетей, периодически отправляется за покупками в другие регионы.
Ведущий
Игорь Васильевич, в начале нашей встречи Вы сказали, что по результатам опроса жителей Минска и областных городов Институт социологии сделал рейтинг крупнейших торговых сетей Беларуси. Так кто же оказался в лидерах покупательских предпочтений?

Подавляющее большинство жителей Минска и областных городов - более 97% - делает покупки в магазинах сети «Евроопт». Стоит отметить, что три четверти опрошенных предпочитает покупать продукты питания в магазине недалеко от своего дома, при этом название магазина и его принадлежность к той или иной сети для них не играет роли, главное - близость его расположения к дому.

Ведущий
В заключение нашего разговора хотелось бы узнать, можно ли сделать вывод, что проведенные исследования показали, что у населения Беларуси существует запрос на новые современные форматы торговли? Будет ли корректным подобное утверждение?
Можно сказать и так. В нашем исследовании отмечена высокая степень лояльности населения к крупным торговым сетям и возможности их развития на местах. Основные ожидания населения малых городов связаны со снижением цен, расширением ассортимента, а также проведением скидок/акций. Например, торговая марка «Евроопт» является общеизвестной, даже несмотря на отсутствие магазинов этой сети по месту жительства респондентов. В целом по результатам исследования можно предположить, что количество потенциальных покупателей такого ретейлера в малых городах может достигать 90%.

Игорь Котляров:

На основе социологического исследования, проведенного в столице и областных городах Беларуси, можно сделать вывод о высокой востребованности и посещаемости магазинов сети «Евроопт» по сравнению магазинами конкурирующих сетей. А на основе исследования в районных городах Беларуси, в которых работают магазины «Евроопт», можно сделать вывод о высокой степени лояльности местных жителей к магазинам данной сети. Это подтверждает и тот факт, что почти 90% жителей районных городов готовы рекомендовать магазины «Евроопт» своим друзьям, коллегам, знакомым. Это ли не свидетельство народной любви к «Евроопту».

***

Таким образом, проведенные социологические исследования подтверждают то, что интуитивно чувствуют жители белорусской глубинки: проблем, связанных со скудным ассортиментом и высокими ценами, предлагаемыми местной торговлей, еще предостаточно. Потребности людей растут, покупательский спрос развивается. И ненормальной сегодня уже видится ситуация, когда за хорошими ценами, вкусной колбасой, модной курткой или букетом роз из районного центра нужно отправляться в более крупные города.

Конечно, есть общественный транспорт, у многих есть свой автотранспорт, да и дороги в большинстве случаев неплохие - съездить и за тридцать, и за восемьдесят километров, конечно, можно. Для кого-то из жителей малых городов это не проблема, но большинству населения поездки даже в близлежащий населенный пункт доставляют неудобства, а для некоторых и вообще не представляются возможными. В любом случае, поездка в другой город за продуктами крайне неэффективна с точки зрения потери времени – потратить его можно было бы с гораздо большей пользой.

Получается, что те местные власти, которые пытаются искусственно сдерживать конкуренцию в своих регионах, не допускать прихода крупных игроков розничного рынка, в конечном итоге совершают двойную ошибку. С одной стороны, они тем самым не позволяют жителям своих городов совершать покупки по более выгодным ценам и выбирать из более широкого ассортимента. С другой стороны, районы лишаются определенной доли товарооборота, а их бюджет – значительной части поступлений в виде налогов и сборов. Рыба ищет, где глубже, а покупатель - где выгоднее. И уезжает за покупками в другие регионы…

Пресс-конференция Юрий Альберс,
Александр Гагиев,
Елена Зубрилова
14 февраля Большие биатлонные старты в Беларуси: Гонка легенд и открытый чемпионат Европы
Брифинг Владимир Станилевич,
Геннадий Акстилович
12 февраля Особенности организации охраны общественного порядка и медицинского обслуживания на массовых мероприятиях
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Пресс-конференция Кирилл Вяткин,
Иван Судникович,
Дмитрий Острейко,
Вадим Ипатов
11 февраля Борьба с преступлениями в сфере высоких технологий. Итоги года и новые вызовы
Пресс-конференция Виолетта Брезовская,
Сергей Красуцкий,
Марина Буйко,
Ольга Бартман
1 февраля Меры по ужесточению антитабачного законодательства в Беларуси
Онлайн-конференция Андрей Лобович,
Валерий Ковальков
31 января Практика реализации декрета "О содействии занятости населения"
Пресс-конференция Елена Симакова,
Анна Котова,
Сергей Янковский,
Светлана Белаш
30 января Дети в социально опасном положении: как выявить, защитить и не навредить
Брифинг Андрей Ромашко 24 января Изменения в порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилья
Пресс-конференция Сергей Вязович,
Александр Василевский,
Алексей Вишневский,
Григорий Пацкевич
23 января "МАЗ-СПОРТавто": по следам "Дакара-2019"
Пресс-конференция Кирилл Глущенко,
Елена Моргунова,
Ирина Ненартович,
Людмила Скорина,
Алла Бондарук
22 января Требования к качеству и маркировке пищевой продукции: новации в технических регламентах ЕАЭС
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Заявка на проведение мероприятия

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Криставчук Светлана Алексеевна

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4349 BYN 2.433 BYN 2.439 BYN
USD
2.1455 BYN 2.144 BYN 2.15 BYN
RUB
3.261 BYN 3.257 BYN 3.265 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Праздник биатлона: в "Раубичах" прошла третья "Гонка легенд"

Инфографика

Население Беларуси Численность населения Беларуси на 1 января 2019 года составила 9 475,6 тыс. человек и по сравнению с началом 2018 года сократилась на 16,2 тыс.