Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Онлайн-конференция

Новшества в применении административной ответственности за налоговые нарушения

20.11.2013 | 11:00 - 12:00
28 августа 2013 года в Беларуси вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях". Предусмотренные законом изменения коснулись в том числе применения административной ответственности по результатам налоговых проверок. Изменились ли размеры административных взысканий за нарушения налогового законодательства? В каких случаях организация может быть освобождена от административной ответственности? Что изменилось в порядке обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности по результатам налоговых проверок? На эти и другие вопросы ответит во время онлайн-конференции заместитель начальника юридического управления МНС Наталья Звороно.

Ответы будут публиковаться 20 ноября после 11.00 по мере готовности.

Конференция организована Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке Центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр".

Лента новостей
Все новости

Вопросы конференции

Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
Какие основные новшества в применении административной ответственности по результатам налоговых проверок? Можно ли говорить о смягчении либо усилении административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения?
Изменения в применении мер административной ответственности, в том числе по результатам налоговых проверок, предусмотрены законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", который вступил в силу 28 августа 2013 года. Эти изменения разработаны в соответствии с требованиями Директивы №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и направлены на смягчение административной ответственности за правонарушения, в том числе в сфере налогообложения.

В частности, пункт 5 Директивы №4 установил требования по совершенствованию законодательства в части снижения размеров административных штрафов, уточнения и конкретизации перечня смягчающих и отягчающих обстоятельств, законодательного закрепления уменьшения размеров штрафов при наличии смягчающих обстоятельств, в том числе в случае добровольного возмещения или устранения причиненного вреда или вредных последствий, либо исполнения обязанностей, за неисполнения которых лицо было привлечено к административной ответственности. Также Директивой №4 предусматривалось расширение сфер применения такого вида административной ответственности, как предупреждение, и исключение из статей главы 12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) такой санкции, как конфискация имущества, не принадлежащего правонарушителю (находящегося в собственности другого лица). Все эти требования Директивы №4 реализованы в тех изменениях, которые вступили в силу с 28 августа текущего года.

Так, с целью смягчения или освобождения от административной ответственности в целый ряд статей КоАП введен такой вид административного взыскания, как предупреждение либо возможность снижения размера минимального штрафа. Речь, в частности, идет о таких составах, как нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (статья 9.24); нарушение порядка ведения кассовых операций (11.7); нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (12.1); незаконная предпринимательская деятельность (12.7); нарушение правил торговли и оказания услуг населению (12.17); нарушение порядка реализации продукции за наличный расчет (12.18); нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (12.19); незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь (12.30); нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (12.35); нарушение законодательства об аренде торговых мест (12.37); осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе (13.2); непредставление документов, отчетов и иных материалов (23.16); нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (23.74) и других.

Кроме того, новая редакция статьи 7.9 КоАП предусматривает уменьшение административного взыскания в два раза за нарушения порядка налогообложения при наличии смягчающих обстоятельств. Это правило распространено и на иные виды правонарушений. При этом изменен порядок применения статьи 7.9, конкретизирован перечень смягчающих обстоятельств, являющихся условием для снижения размера штрафных санкций.

Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Расскажите подробнее об изменениях, произошедших в части наложения административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Новая редакция статьи 7.9 КоАП, предусматривающая уменьшение административного взыскания в два раза за правонарушения против порядка налогообложения при наличии смягчающих обстоятельств, распространила это правило на иные виды административных правонарушений. При этом изменен порядок ее применения и конкретизирован перечень смягчающих обстоятельств, являющихся условием снижения штрафных санкций. В отличие от предыдущей редакции, суд либо орган, ведущий процесс, не вправе признать смягчающими иные обстоятельства, кроме установленных статьей 7.2 КоАП, и обязан учесть и уменьшить в два раза размер административного взыскания, установленного за нарушение порядка налогообложения, при добровольном возмещении или устранении причиненного вреда либо исполнении возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, а также если правонарушение совершено физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств.
Борисова Анна, Минск
Что изменилось в части административной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета?
В части административной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета изменен состав правонарушения по части 3 статьи 12.1 КоАП. Так, вместо ответственности за нарушение правил хранения бухгалтерских документов введена ответственность за необеспечение сохранности документов бухгалтерского учета. Кроме того, в санкцию части первой статьи 12.1 введен такой вид административного взыскания, как предупреждение.
Андрейчик Ю.Е.
Какие новшества в применении административной ответственности за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе?

Ответственность за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе предусмотрена нормами статьи 13.2 КоАП. Ранее санкция данной статьи предусматривала административную ответственность юридического лица в размере 20% от доходов, полученных в результате осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 70 базовых величин. В новой редакции из санкции статьи исключена норма о минимальном размере штрафа, привязанном к базовой величине.

Кроме того, из КоАП исключена статья 13.3 об административной ответственности за нарушение срока предоставления информации об открытии/закрытии счета в банке или небанковской кредитно-финансовой организации.

Герус Дарья, специалист ООО "ЮрСпектр"
КоАП дополнен новым основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (статья 8.8 КоАП), согласно которому юридическое лицо освобождается от ответственности, если совершенное должностным лицом юридического лица административное правонарушение не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера. В связи с этим может ли юридическое лицо быть освобождено от административной ответственности за совершенное его работником административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.4 КоАП "Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)", если представит налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган?
Да, действительно, КоАП дополнен новым основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, закрепленным в статье 8.8. Положения данной статьи позволяют освободить юридическое лицо от административной ответственности за правонарушение против порядка налогообложения, совершенное его должностным лицом, если это правонарушение не повлекло причинения ущерба государственной собственности и не связано с получением юрлицом выгоды имущественного характера. При этом статья определяет, что является выгодой имущественного характера. Это доход, который юрлицо получило или могло получить, либо затраты, которых оно могло бы избежать в результате правонарушения, совершенного его должностным лицом или работником.

Положения данной статьи будут применяться к административным правонарушениям, установленным статьей 13.4 КоАП. Это так называемые  формальные составы, связанные с нарушением сроков предоставления отчетности, сведений и другой информации, в том числе в налоговые органы.
Олешкевич Александр, специалист ООО "ЮрСпектр"
Какие изменения произошли в порядке привлечения (непривлечения) к административной ответственности по результатам налоговых проверок должностных лиц юридического лица? В каких случаях и до какого размера может быть уменьшен административный штраф за нарушения, выявляемые при налоговой проверке? Нужно ли для уменьшения штрафа направлять письменное обращение в налоговую инспекцию?
В целях полной реализации принципов административной ответственности, в частности принципов вины и индивидуализации наказания, при привлечении к ответственности должностных лиц по результатам налоговых проверок внесены изменения в статьи 13.6 и 13.7 КоАП, предусматривающие, что удельный вес неуплаченных налогов при привлечении к ответственности должностных лиц должен определяться за период выполнения ими соответствующих функций, но не более чем за проверенный период.

Кроме того, в новой редакции изложена часть 1 примечания к статье 13.6 КоАП, предусматривающая, что штрафы с суммы превышения доначисленных налогов не будут начисляться, если правонарушение связано с необоснованным зачетом разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и общей суммой НДС. Также примечания к статьям 13.6 и 13.7 КоАП дополнены частью 4, предусматривающей соответствующие правила снижения размера штрафа при добровольном исполнении невыполненной обязанности. В частности, если организация по результатам проверки (до вынесения решения налоговым органом) добровольно уплатила соответствующие налоги, сборы, пошлины, штраф будет применяться в соответствии с частью 4 статьи 13.6 КоАП с учетом положений статьи 7.9 КоАП. То есть нижний и верхний предел штрафа, установленного статьей 13.6, будет уменьшен пропорционально уплаченной сумме налога. При этом заявления плательщика  для применения положений части 4 статьи 13.6 не требуется.
Борейчук Андрей, Минск
В ходе контрольной закупки, проведенной налоговыми органами, выявлено нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товара. Какая административная ответственность применяется в отношении кассира? Влияет ли на размер административного штрафа тот факт, что кассиром такое нарушение допускалось и ранее?
Следует отметить, что в новой редакции КоАП, вступившей в силу с 28 августа текущего года, санкция статьи 12.18 (нарушение порядка приема наличных денежных средств) значительно смягчена. Если раньше за нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет предусматривалась ответственность только в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, то сегодня может применяться также такая мера, как предупреждение. А размер штрафа ограничен только верхней границей в 50 базовых величин. То есть минимальный размер штрафа не установлен.

Предупреждение применяется в том случае, если правонарушение совершено работником юридического лица или ИП впервые и не повлекло причинения вреда или ущерба интересам государства, государственной собственности. В случае повторного совершения такого же нарушения тем же лицом орган, ведущий административный процесс, в соответствии со статьей 7.3 обязан учитывать это как отягчающее обстоятельство. Поэтому в ситуации, описанной в вопросе, такая мера административной ответственности, как предупреждение, применена быть не может. Размер штрафа устанавливается в зависимости от совокупности всех обстоятельств совершения правонарушения. При этом обязательно будут учитываться наличие либо отсутствие смягчающего обстоятельства, установленного пунктом 5 статьи 7.2, а также наличие либо отсутствие иных отягчающих обстоятельств, установленных статьей 7.3.
Олешкевич Александр, специалист ООО "ЮрСпектр"
Изменениями в КоАП предусмотрено такое административное взыскание, как предупреждение. Расскажите подробнее, за какие правонарушения применяется предупреждение?
В соответствии со статьей 6.2 КоАП одним из видов административного взыскания является предупреждение. Это самый мягкий вид административной ответственности, установленный действующим законодательством. Он может применяться к правонарушениям так называемого формального характера. В налоговой сфере к ним можно отнести нарушения, которые не влекут неуплату или неполную уплату налогов, сборов и пошлин, то есть не влекут причинения имущественного вреда интересам государства. В большинстве случаев они касаются порядка представления налоговой отчетности, представления в налоговые органы сведений, установленных законодательством, или сведений по требованию налогового органа. Подробно о таких правонарушениях мы уже сегодня говорили.
Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Могут ли организацию освободить от административной ответственности, если по результатам налоговой проверки проверяющими составлен протокол об административном правонарушении? Если это возможно, то в каких случаях?
Основания для освобождения от административной ответственности юридического лица, в отношении которого по результатам налоговой проверки  составлен протокол об  административном правонарушении, установлены главой 8 КоАП. К ним относится, например, малозначительность совершенного правонарушения (статья 8.2.). Но, как правило, редко бывают ситуации, когда неуплата или неполная уплата обязательных платежей в бюджет может быть признана малозначительным правонарушением, так как эти действия наносят ущерб государственному бюджету. Поэтому, если в результате налоговой проверки были доначислены какие-то суммы, подлежащие уплате в бюджет, то, как правило, по данному основанию юридические лица от ответственности не освобождаются. В то же время по основаниям, предусмотренным статьями 7.9 и 7.2 КоАП, административная ответственность в этих случаях может быть уменьшена.

С 28 августа 2013 года может быть освобождено от административной ответственности по основаниям статьи 8.3 не только должностное лицо организации, но и юридическое лицо при наличии смягчающих обстоятельств, установленных пунктом 3 статьи 7.2, а именно при добровольном возмещении или устранении причиненного вреда либо исполнении возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

Кроме того, КоАП дополнен еще одним основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (ст. 8.8), согласно которому юридическое лицо освобождается от ответственности, если совершенное должностным лицом юридического лица административное правонарушение не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Также следует отметить, что статья 5.5 КоАП предусматривает возможность освобождения от административной ответственности юридических и должностных лиц, если по результатам налоговой проверки сумма неуплаты, неполной уплаты плательщиком (в данном случае юридическим лицом) налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, учет которых осуществляет налоговый орган, не достигла 1% от исчисленных этим субъектом сумм налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей по итогам каждого календарного года, который подвергался проверке.
Герус Дарья, специалист ООО "ЮрСпектр"
Примечание к главе 13 КоАП дополнено нормами, уточняющими понятия "плательщик", "налог", введено понятие "налоговая декларация". Каким образом введенные понятия повлияют на применение административной ответственности по результатам налоговых проверок?
Действительно, примечание к главе 13 КоАП претерпело изменения. В частности, оно дополнено понятием "плательщик". Под плательщиком понимается плательщик налогов, сборов и пошлин, а также иных обязательных платежей в республиканский или местный бюджет, учет которых осуществляется налоговыми органами. Следует пояснить, что на налоговые органы уже достаточно давно возложен контроль за поступлением платежей от аренды земельных участков (положения указа № 101 от 01.03.2010), а также отчислений части прибыли в соответствии с указом № 637 от 28.12.2005 г. Однако за неуплату или неполную уплату этих платежей налоговые органы не могли применять административную ответственность. В связи с этим потребовалось уточнение терминологии в соответствии с теми контрольными функциями, которые возложены на контрольные органы.

Теперь, при наличии конкретизированного определения плательщика, по статье 13.6 к административной ответственности будут привлекаться те плательщики, которые не обеспечивают своевременную и полную уплату как арендных платежей за землю, так и платежей в соответствии с указом №637.

Именно в этой связи было также уточнено понятие "налоговая декларация", которая предоставляется в налоговые органы такими плательщиками.
Загрузить еще
или перейти на страницу

Пресс-конференция Юрий Альберс,
Александр Гагиев,
Елена Зубрилова
14 февраля Большие биатлонные старты в Беларуси: Гонка легенд и открытый чемпионат Европы
Брифинг Владимир Станилевич,
Геннадий Акстилович
12 февраля Особенности организации охраны общественного порядка и медицинского обслуживания на массовых мероприятиях
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Пресс-конференция Кирилл Вяткин,
Иван Судникович,
Дмитрий Острейко,
Вадим Ипатов
11 февраля Борьба с преступлениями в сфере высоких технологий. Итоги года и новые вызовы
Пресс-конференция Виолетта Брезовская,
Сергей Красуцкий,
Марина Буйко,
Ольга Бартман
1 февраля Меры по ужесточению антитабачного законодательства в Беларуси
Онлайн-конференция Андрей Лобович,
Валерий Ковальков
31 января Практика реализации декрета "О содействии занятости населения"
Пресс-конференция Елена Симакова,
Анна Котова,
Сергей Янковский,
Светлана Белаш
30 января Дети в социально опасном положении: как выявить, защитить и не навредить
Брифинг Андрей Ромашко 24 января Изменения в порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилья
Пресс-конференция Сергей Вязович,
Александр Василевский,
Алексей Вишневский,
Григорий Пацкевич
23 января "МАЗ-СПОРТавто": по следам "Дакара-2019"
Пресс-конференция Кирилл Глущенко,
Елена Моргунова,
Ирина Ненартович,
Людмила Скорина,
Алла Бондарук
22 января Требования к качеству и маркировке пищевой продукции: новации в технических регламентах ЕАЭС
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Заявка на проведение мероприятия

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Криставчук Светлана Алексеевна

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4349 BYN 2.433 BYN 2.439 BYN
USD
2.1455 BYN 2.144 BYN 2.15 BYN
RUB
3.261 BYN 3.257 BYN 3.265 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Праздник биатлона: в "Раубичах" прошла третья "Гонка легенд"

Инфографика

Население Беларуси Численность населения Беларуси на 1 января 2019 года составила 9 475,6 тыс. человек и по сравнению с началом 2018 года сократилась на 16,2 тыс.