Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Онлайн-конференция

Применение льгот по НДС

23.09.2013 | 11:00 - 12:00
Белорусским налоговым законодательством для налога на добавленную стоимость предусмотрены льготы в виде освобождения от его уплаты и применения пониженных ставок. Освобождение от налогообложения сопряжено с соблюдением специальных требований и условий. Об особенностях применения отдельных льгот в виде освобождения от НДС расскажет во время онлайн-конференции начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Светлана Новикова.

Конференция организована Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр". Ответы будут публиковаться 23 сентября после 11.00 по мере готовности.

Лента новостей
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
В чем заключается целесообразность и эффективность применения налоговых льгот?
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Цель установления налоговых преимуществ - снижение налоговой нагрузки для плательщика.

Основанием для предоставления таких преимуществ могут являться как экономические причины (например, стимулирование развития приоритетных отраслей экономики, поддержка научных и инновационных предприятий), так и социальные причины (поддержка категорий граждан с ограниченными способностями к трудовой деятельности и с низкими доходами).

Любые формы налоговых преимуществ оказывают влияние на объем средств, остающихся в распоряжении плательщиков, темпы накопления капитала, эффективность использования государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоговые льготы признаются одними из ведущих инструментов налоговой политики, а порядок их администрирования является предметом повышенного внимания со стороны налоговых органов. Налоговые льготы отдельно декларируются в налоговой отчетности плательщиков, контролируются налоговыми органами и выделяются ими в ведомственной отчетности по специальным формам.

На современном этапе упрощение налоговой системы является одним из основных направлений налоговой политики в Беларуси. Эффективность налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание: наиболее эффективна та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах на их сбор. Поставленная задача связана со стремлением повысить рейтинг Беларуси в отчете Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.

Так, в целях сокращения временных затрат на налоговое администрирование с 2012 года для плательщиков отменена обязанность представлять в налоговый орган вместе с декларациями документы, подтверждающие обоснованность применения льгот. Такие документы будут проверяться в ходе выездных проверок или запрашиваться налоговым органом при камеральном контроле.

С 2012 года согласно пунктам 3 и 4 статьи 70 Налогового кодекса при проведении камеральной проверки плательщика, использующего налоговые льготы, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие его право на эти льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов. Если при проведении камеральной проверки плательщик не представил по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на льготы, или если согласно представленным документам право на льготу не подтверждено, то налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов без учета льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.

Ирина Печерская
Тарифы на платные медицинские услуги формируются без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов. Можно ли применить освобождение от НДС в соответствии с подп. 1.2. п. 1 ст. 94 НК в отношении материалов, используемых при оказании медицинских услуг?
Нет. Но освобождение от НДС возможно применить в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса как к оборотам по реализации лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному указом от 6 марта 2005 года №118.
Андрей Логвин
В соответствии с подп. 1.4. п. 1 ст. 94 НК от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Беларуси социальных услуг, оказываемых государственными организациями и их структурными подразделениями по перечню таких услуг, утвержденному постановлением Совмина от 19.02.2013 №117 "Об утверждении перечня социальных услуг, оказываемых государственными организациями (их структурными подразделениями), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость". Какие государственные организации могут воспользоваться данной льготой?
Для целей настоящего перечня используются термины и их определения в значениях, установленных законом "О социальном обслуживании".

Согласно статье 8 закона к государственным организациям (их структурным подразделениям), оказывающим социальные услуги, относятся: больницы сестринского ухода; геронтологические центры; дома (центры) временного пребывания лиц без определенного места жительства; социально-педагогические центры; специализированные трудовые мастерские; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) и другие; центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; центры ресоциализации и (или) социальной адаптации; иные государственные организации (их структурные подразделения) в соответствии с законодательством.

Дополню, что проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» на 2014 год предусмотрено освобождение от НДС также социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания. Это позволит применять льготу по НДС негосударственным организациям, финансируемым за счет пожертвований и иных добровольных взносов и оказывающим социальные услуги физическим лицам в условиях их постоянного или временного круглосуточного пребывания (проживания) в таких организациях.
Инга Жуковская
Учреждение образования имеет на балансе структурное подразделение - столовую, которая обеспечивает питанием обучающихся в данном учреждении. Произведенные структурным подразделением продукты питания реализуются всем посетителям столовой, в том числе преподавателям и другим лицам. Возможно ли применение освобождения от НДС при реализации продуктов питания лицам, не обучающимся в данном учреждении образования?
В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 94 НК обороты по реализации на территории Беларуси продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования (столовыми), при организации питания обучающихся в этих учреждениях образования освобождаются от налога на добавленную стоимость.

При этом необходимо учитывать, что произведенные столовыми при организации питания обучающихся продукты ввиду невозможности ограничения круга лиц, которые в них питаются, могут реализовываться не только обучающимся, но и сотрудникам учреждений образования.

Учитывая, что при организации питания обучающихся в период учебно-воспитательного процесса не представляется возможным разделить обороты по реализации столовыми продуктов питания по категориям лиц, возможно применение льготы по НДС также в отношении оборотов по реализации продуктов питания столовыми в период учебно-воспитательного процесса лицам, которые не обучаются в данном учреждении образования. Исключением являются обороты по реализации продуктов питания указанным лицам, в отношении которых имеется возможность их выделения. Это значит, что стоимость продуктов питания, реализованных физическим лицам на основании договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также стоимость продуктов питания, оплаченная путем удержания из заработной платы сотрудников учреждений образования, облагается НДС в общеустановленном порядке.

Кроме того, освобождение от НДС не применяется при реализации столовыми произведенных продуктов питания в иных, кроме питания обучающихся, случаях. Так, обороты по реализации произведенных продуктов питания на банкетах, юбилеях и других торжествах в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, в вечерние часы (в отсутствие обучающихся) по заказам физических и юридических лиц облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Андрей Логвин
Организация приобретает ритуальные предметы, связанные с погребением, затем реализует их на сторону с применением освобождения от НДС согласно подпункту 1.8 статьи 94 НК. Требуется ли для применения данной льготы указывать в ТТН на отгрузку ритуальных предметов дополнительную запись об освобождении от НДС?
Данная льгота по НДС является "сквозной", то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы.

Ранее норма подпункта 1.8 пункта 1 статьи 94 НК (в редакции, действовавшей в 2011 году) содержала норму, обязывающую продавца в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке ритуальных предметов, производить запись "Освобождение согласно подпункту 1.8 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь", что являлось для последующих продавцов основанием для применения "сквозной" льготы по НДС при реализации ритуальных предметов. С 2012 года такая обязанность продавца исключена. Теперь продавец при отгрузке ритуальных предметов в первичных документах делает запись или ставит штамп "Без НДС".

Глотова Марина
Организация занимается оптовой торговлей надгробными памятниками и других ритуальных предметов. Поставщик ритуальных предметов указывает сумму НДС, так как он не пользуется льготой, предусмотренной подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 94 НК. Имеет ли право организация воспользоваться льготой по НДС при продаже ритуальных предметов, приобретенных с НДС?
Да, имеет. Данная льгота по НДС является "сквозной", то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы.

Поскольку с 2012 года исключена обязанность продавца производить специальную запись в товаросопроводительных документах, являвшуюся для последующих продавцов основанием для применения "сквозной" льготы по НДС при реализации ритуальных предметов, то покупатель самостоятельно идентифицирует приобретенный с НДС товар как ритуальный предмет и при дальнейшей его реализации применяет освобождение от НДС, установленное подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 94 НК. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении ритуального предмета, вычету не подлежит на основании пунктов 2 и 3 статьи 106 НК и может быть отнесена на увеличение его стоимости, что определено частью первой пункта 4 статьи 106 НК.

При идентифицировании приобретенного с НДС товара как ритуального товара следует учитывать, что законодательством не установлен какой-либо перечень, определяющий, что именно относится к ритуальным предметам, связанным с погребением. При отнесении приобретенного товара к ритуальному предмету необходимо исходить из назначения произведенного товара, в частности, из его наименования либо из сведений, указанных в договоре, что такой товар приобретается покупателем для размещения в местах погребения, что такой товар предназначается и связан с осуществлением похоронного ритуала. Эта информация также может содержаться в товаросопроводительных документах, сертификатах, в справке производителя и иных документах (ярлыках, этикетках).

Освобождение от НДС не применяется при реализации товаров, предназначенных для использования в изготовлении ритуальных предметов, то есть фактически являющихся материалами для их изготовления.
Светлана Константиновна
Освобождаются ли от НДС транспортные услуги, по доставке строительного оборудования и материалов на строительную площадку при возведении жилого дома, оказываемые транспортной организацией?
Нет, освобождение от НДС неправомерно. Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утвержденному указом от 26.03.2007 №138. Во-первых, транспортные услуги в перечне не указаны, а во-вторых, от НДС освобождаются обороты по реализации работ, а не услуг.
Ирина Печерская
В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении. Освобождаются ли от обложения НДС услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси?
Приведенная редакция подпункта 1.14 пункта 1 статьи 94 НК с 2013 года изложена в новой редакции в связи с приведением норм Налогового кодекса в соответствие с терминологией, применяемой в сфере пассажирских перевозок.

В предыдущей редакции, действовавшей до 2013 года, содержалась прямая норма, исключающая применение льготы по НДС при перевозках пассажиров автомобилями-такси. Несмотря на то, что в действующей редакции такой нормы нет, изменений в налогообложении перевозок пассажиров автомобилями-такси с 2013 года не произошло, поскольку такие перевозки не оказываются в регулярном сообщении.
Андрей Логвин
В соответствии с подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 94 НК от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утвержденному указом Президента от 7 февраля 2006 года №81. Имеет ли право на освобождение от налога на добавленную стоимость организация, которая приобрела и реализует изделия народных промыслов на основании записи, сделанной продавцом в ТТН: «Освобождение согласно подп. 1.15 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь»?
Перечень изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых на территории Беларуси освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден указом от 7 февраля 2006 года N 81 (Перечень №81). Перечень №81 включает наименование видов изделий и их краткое техническое описание. В него вошли: тканые изделия; строчевышитые изделия; изделия, плетеные из лозы, камыша, корней, лыка, бересты; художественные изделия из соломы; керамика; художественные изделия из дерева. Законодательством установлена процедура признания изделий народных промыслов и ремесел таковыми, по результатам которой плательщику, как правило, производителю, государственным производственно-торговым объединением "Белхудожпромыслы" выдается заключение об отнесении продукции к изделиям народных промыслов и ремесел.

Льгота по НДС, установленная подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 94 НК, является "сквозной", то есть освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные изделия, указанные в этом подпункте.

Ранее норма подпункта 1.15 пункта 1 статьи 94 НК (в редакции, действовавшей в 2011 года) содержала норму, обязывающую продавца в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке изделий, производить запись "Освобождение согласно подпункту 1.15 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь", что являлось для последующих продавцов основанием для применения "сквозной" льготы по НДС при реализации изделий. С 2012 года исключена такая обязанность продавца, и при отгрузке изделий продавец в первичных документах производит запись или ставит штамп "Без НДС", что определено пунктом 6 статьи 105 НК.

С 2012 года основанием для применения освобождения от НДС организацией, реализующей приобретенные изделия, служит полученная от продавца копия заключения об отнесении продукции к изделиям народных промыслов и ремесел. При его отсутствии обороты по реализации приобретенных изделий, отгруженных организацией с 2012 года, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Данилов Артем
Оборот по передаче лома, содержащего драгоценные металлы, специализированной перерабатывающей организации освобождается от НДС в соответствии с подп. 1.17 п. 1 ст. 94 НК. При этом организация - переработчик перечисляет организации - сдатчику сумму денежных средств за переданный лом за минусом стоимости переработки лома. Какая в данном случае сумма является для сдатчика освобождаемым от НДС оборотом?
Оборот по сдаче драгоценных металлов в виде лома в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (Госфонд) освобождается от НДС в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 94 НК. При этом организации заключают договоры с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке извлеченных драгметаллов в Госфонд.

По результатам переработки лома, содержащего драгметаллы, переработчик оформляет расчет-паспорт, который является актом выполненных работ по переработке лома и подтверждает их стоимость. В нем содержатся также окончательные сведения о фактическом количестве и стоимости драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома. При этом, как правило, в расчете-паспорте общая сумма от сдачи извлеченных из лома драгоценных металлов, подлежащая перечислению сдатчику, уменьшается на стоимость работ по переработке лома. В результате переработчик перечисляет организации - сдатчику сумму денежных средств за сданные драгоценные металлы за минусом стоимости работ по переработке лома.

Суммой оборота признается сумма налоговой базы и НДС, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы (пункт 24 статьи 107 НК). Налоговая база НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен на товары (пункт 1 статьи 98 НК).

В изложенной ситуации размер освобождаемого от НДС оборота, подлежащий отражению в налоговой декларации по НДС (налоговая база НДС), определяется как указанная в расчете-паспорте стоимость драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома, которая складывается из суммы средств, поступивших на расчетный счет организации-сдатчика от переработчика, и стоимости работ по переработке лома, указанной в расчете-паспорте. Приобретенные организацией работы по переработке лома являются затратами организации.

Дополню, что согласно проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» в 2014 году указанные обороты исключаются из освобождаемых от НДС оборотов и включаются в обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС.

Данное новшество позволит организациям – сдатчикам не отражать в налоговой декларации по НДС стоимость сданных в 2014 году в Госфонд драгоценных металлов, извлеченных в процессе переработки лома. В свою очередь отсутствие в налоговой декларации по НДС освобождаемых от НДС оборотов исключит необходимость распределения налоговых вычетов, подлежащих отнесению на затраты, что сократит время плательщиков на администрирование НДС.
Загрузить еще
или перейти на страницу

Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-конференция Михаил Талабаев,
Андрей Бабкин,
Андрей Ярошевич,
Сергей Тишук,
Юлия Гончарова
9 января Осторожно: тюбинги! Профилактика зимнего травматизма
Пресс-конференция Виталий Грицевич,
Валерия Клицунова,
Анатолий Ганец
9 января Агроэкотуризм в Беларуси как национальный бренд. Как развивать экономику впечатлений
Круглый стол Элла Селицкая,
Дмитрий Семенкевич,
Ирина Бабаченок,
Виолетта Брезовская,
Жанна Тарасевич
28 декабря Условия ведения бизнеса в Беларуси: что изменилось за год?
Пресс-конференция Александр Купченя,
Андрей Зырянов,
Сергей Хмарук
27 декабря Профилактика правонарушений в городе Минске в 2018 году. Предварительные итоги
Онлайн-конференция Андрей Асташонок,
Елена Горнак
22 декабря Контроль и надзор по-новому: практика применения
Онлайн-конференция Дмитрий Кийко,
Элла Селицкая
21 декабря Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году
Пресс-конференция Главный белорусский Дед Мороз,
Нина Богуш
19 декабря Встреча главного белорусского Деда Мороза с журналистами
Пресс-конференция Инна Гаврильчик,
Ирина Барышникова,
Анна Суша,
Ирина Астафьева
19 декабря Новый закон о защите прав потребителей: что изменится с 23 декабря
Пресс-конференция Валентин Шатравко 17 декабря Об организации елочных базаров и наведении порядка в лесном фонде Онлайн-конференция Владимир Гридюшко 12 декабря Чем удивит Большой театр Беларуси в рождественские и новогодние праздники
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Заявка на проведение мероприятия

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Криставчук Светлана Алексеевна

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4528 BYN 2.452 BYN 2.46 BYN
USD
2.1546 BYN 2.154 BYN 2.158 BYN
RUB
3.2408 BYN 3.233 BYN 3.24 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко назвал плодотворными переговоры с Президентом Зимбабве

Инфографика

Окунание в прорубь на Крещение Традиционно праздник Крещения Господня сопровождается массовыми купаниями в проруби.
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-конференция Михаил Талабаев,
Андрей Бабкин,
Андрей Ярошевич,
Сергей Тишук,
Юлия Гончарова
9 января Осторожно: тюбинги! Профилактика зимнего травматизма
Пресс-конференция Виталий Грицевич,
Валерия Клицунова,
Анатолий Ганец
9 января Агроэкотуризм в Беларуси как национальный бренд. Как развивать экономику впечатлений
Пресс-конференция Александр Купченя,
Андрей Зырянов,
Сергей Хмарук
27 декабря Профилактика правонарушений в городе Минске в 2018 году. Предварительные итоги
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-конференция Михаил Талабаев,
Андрей Бабкин,
Андрей Ярошевич,
Сергей Тишук,
Юлия Гончарова
9 января Осторожно: тюбинги! Профилактика зимнего травматизма
Пресс-конференция Виталий Грицевич,
Валерия Клицунова,
Анатолий Ганец
9 января Агроэкотуризм в Беларуси как национальный бренд. Как развивать экономику впечатлений
Круглый стол Элла Селицкая,
Дмитрий Семенкевич,
Ирина Бабаченок,
Виолетта Брезовская,
Жанна Тарасевич
28 декабря Условия ведения бизнеса в Беларуси: что изменилось за год?