Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Онлайн-конференция

Транспортный комплекс Беларуси: состояние и перспективы

01.10.2015 | 10:00 - 11:00

Транспортный комплекс Беларуси объединяет более 10 тыс. организаций всех форм собственности, в которых работают свыше 280 тыс. человек. В составе транспортной системы около 1 млн единиц коммерческих транспортных средств, свыше 100 тыс. км автомобильных дорог и 5,5 тыс. км железнодорожных путей общего пользования, 1,7 тыс. км внутренних водных путей, почти 1 тыс. км трамвайных и троллейбусных путей и линий, 50 км метрополитена, а также около 12 тыс. км магистральных трубопроводов. В преддверии Белорусской транспортной недели первый замглавы ведомства ответит на вопросы, касающиеся реконструкции и строительства автодорог, планов по развитию внутренних и международных пассажирских и грузоперевозок, о возможности увеличения белорусским авиаперевозчиком транзита пассажиров между Москвой и Киевом и др.

Участники:

Лента новостей
Все новости
КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Через несколько дней начинается Белорусская транспортная неделя. Расскажите о наиболее важных мероприятиях. Участники из каких стран прибудут в Беларусь на транспортный форум?
Рогачев Евгений

В этом году на выставочной площадке будут представлены продукция и услуги более 200 компаний из Германии, Австрии, Казахстана, России, Латвии, Литвы, Польши и других европейских стран. В рамках Белорусской транспортной недели впервые пройдет международная специализированная выставка "Транспортная инфраструктура".

В нынешнем году Президент поддержал инициативу председателя КНР о стыковке стратегий развития двух стран и реализации концепции экономического пояса Шелкового пути - глобальной идеи, которая предполагает создание инфраструктурной сети от западных границ Китая через Среднюю Азию в Европу. Потенциал транспортной инфраструктуры и логистической системы Беларуси, перспективы участия нашего государства в проекте "Экономический пояс Шелкового пути" - основные направления, на которых будет сосредоточено внимание Министерства транспорта и коммуникаций в ближайшие годы, и это те вопросы, которые предлагаются к обсуждению на пленарной дискуссии и других мероприятиях Белорусской транспортной недели.

Белорусская транспортная неделя пройдет с 6 по 8 октября 2015 года в Футбольном манеже в Минске. Форум включает IX Международную специализированную выставку "Транспорт и логистика-2015", IV Международную специализированную выставку "Логистический инжиниринг-2015", I Международную специализированную выставку "Транспортная инфраструктура-2015" и IX Белорусский транспортно-логистический конгресс.

Корр. БЕЛТА
Наверняка есть предварительные планы - встречи на высоком уровне подписание соглашений и контрактов.
Рогачев Евгений

Запланированы двусторонние встречи главы Минтранса Беларуси с министром транспорта и коммуникаций Литвы Римантасом Синкявичюсом и министром сообщения Латвии Анрийсом Матиссом. В ходе встреч будут рассмотрены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в области транспорта и логистики, а также намечены перспективы взаимодействия.

В мероприятиях Белорусской транспортной недели примет участие генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Умберто де Претто. Планируется встреча заместителя премьер-министра Беларуси Анатолия Калинина и министра транспорта и коммуникаций Анатолия Сивака с генсекретарем МСАТ. На встрече Анатолия Сивака с Умберто де Претто, в частности, предполагается рассмотреть вопросы текущей ситуации на международном рынке автотранспортных услуг и перспективы развития автомобильных перевозок грузов в регионе Евразии.

Эдуард Мисенко, Минск
Правительство весной этого года раскритиковало результаты реализации Государственной программы развития транспортного потенциала Беларуси на 2011-2015 годы. Какие меры со своей стороны предприняли транспортники для улучшения ситуации? За 2014 год доходы от транзита составили 90,6% к прогнозу. Каких цифр можно ожидать по итогам 2015 года?
Рогачев Евгений

Снижение в 2014 году доходов от транзита на 9,4% по сравнению с прогнозным показателем, установленным Государственной программой развития транзитного потенциала Беларуси на 2011-2015 годы, обусловлено неблагоприятными внешними факторами, сложившимися во второй половине прошлого года. Главными среди них являются экономические санкции, принятые США и Евросоюзом в отношении России, а также ответные санкции со стороны России. Наряду с продолжающимися кризисными процессами в мировой экономике это существенным образом повлияло на объем внешней торговли между Россией и странами Запада и как следствие, на транзит грузов по территории Беларуси.

Так, если за первое полугодие 2014 года темп роста объема перевозок железнодорожным транспортом в транзитном сообщении составил 106,8% к аналогичному периоду 2013 года, то по итогам года - 96,5%. Процесс снижения перевозок грузов железнодорожным транспортом в транзитном сообщении и, соответственно, доходов от них продолжается и в этом году. В первом полугодии объем грузоперевозок по железной дороге составил 81% к аналогичному периоду 2014 года, а доходы от этих перевозок - 74,9%.

Помимо вышеназванных неблагоприятных факторов, снижение эффективности использования транзитного потенциала железнодорожного транспорта связано с девальвацией российского рубля, поскольку логистика внешнеторговых поставок грузовладельцами из России выстраивается в валюте этой страны. Также повлияло изменение вектора внешней торговли России с западного направления (страны ЕС) на восточное (Китай, Япония и страны АТР), продолжение переориентации российских внешнеторговых грузопотоков на собственные порты (с портов Литвы и Латвии на порты Ленинградской области), то есть без участия Белорусской железной дороги.

Для минимизации негативного влияния внешних факторов БЖД проводит работу с железнодорожными администрациями, грузовладельцами и операторами рынка транспортных услуг по привлечению дополнительных транзитных грузопотоков, в том числе по увеличению объемов перевозок ускоренными контейнерными поездами в сообщении Китай-Европа-Китай, которые проходят транзитом через нашу территорию. Повышению привлекательности транзита грузов способствует сокращение времени проведения таможенных, фитосанитарных и пограничных операций с грузовыми поездами. Но следует отметить, что применяемых мер явно недостаточно.

Следует отметить, что в результате негативного влияния внешних факторов снижение объемных и финансовых показателей в первом полугодии 2015 года произошло также на воздушном и автомобильном транспорте. Так, количество транзитных полетов иностранных воздушных судов и доходы от услуг по их сопровождению в первом полугодии 2015 года снизились на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Количество транзитных поездок грузовых автомобилей и автобусов, принадлежащих иностранным перевозчикам сократилось на 30,2% и 22,6% соответственно.

Количество поездок белорусских перевозчиков при выполнении автомобильных перевозок грузов в (из) третьих стран транзитом через Беларусь в первом полугодии этого года снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 15,5%. Доходы белорусских перевозчиков от выполнения этих перевозок сократились на 29,2%.

Таким образом, исходя из перечисленного, ожидается, что по итогам 2015 года общий объем доходов от транзита составит примерно 70% от прогноза, установленного госпрограммой.

Войтешеня С.М.
Есть ли подвижки в решении вопроса об автомобильных перевозках в/из третьих стран на территориях России и Беларуси? Называются ли конкретные сроки, когда соответствующая проблема может быть решена?
Рогачев Евгений

С 1 января 2015 года международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов ЕАЭС, осуществляются на безразрешительной основе между страной, на территории которой перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом, транзитом через территории других государств-членов. Распоряжением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 марта 2015 года №17 было поручено проработать с уполномоченными органами стран ЕАЭС вопрос либерализации перевозок грузов автомобильным транспортом в/из третьих стран, не являющихся членами союза, для подготовки проекта решения Высшего Евразийского экономического совета по данному вопросу.

В мае Минтранс Беларуси был проинформирован письмом ЕЭК, что, кроме белорусской стороны, уполномоченные органы Армении, Казахстана и России не поддержали рассмотрение данного вопроса. В частности, Минтранс России отметил "нецелесообразность" рассмотрения данного вопроса на площадке ЕАЭС.

Таким образом, с российской стороной действует принцип разрешительной системы для белорусских перевозчиков при осуществлении перевозок в/из третьих стран и переговорный процесс продолжается.

Кирилл Боскин, Оршанский р-н
Насколько известно, Беларусь и Россия с 1 января 2016 года планируют начать каботажные перевозки в приграничных областях. Выработан ли уже механизм контроля за такого рода перевозками и решены ли прочие организационные вопросы с тем, чтобы реализовать намеченное с указанной даты?
Рогачев Евгений

Актуальным вопросом является необходимость либерализации каботажных перевозок автомобильным транспортом в ЕАЭС. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года утверждена программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена ("каботажные перевозки"), на период с 2016 по 2025 годы с определением степени и условий этой либерализации. При этом договором допускаются разные уровни и скорости проведения либерализации таких перевозок.

Минтранс в течение 2014-2015 годов принимал участие совместно с Евразийской экономической комиссией и другими государствами-членами в разработке и согласовании проекта данной программы.

Важно подчеркнуть, что белорусская сторона с первого дня переговоров выступала за более быструю либерализацию и максимальную прозрачность условий допуска к таким перевозкам. Однако Казахстан категорически отказался от участия на начальных этапах и согласился присоединиться только с 2025 года. С российской стороной были долгие переговоры на разных уровнях, в том числе на уровне руководства Минтранса, по согласованию конкретных этапов и условий либерализации. В итоге стороны пришли к компромиссным решениям, которые и нашли отражение в последней редакции программы.

Так, предусмотрено четыре этапа либерализации каботажных перевозок (после завершения международной перевозки в попутном направлении в страну регистрации ТС). В 2016-2017 годах будет возможна одна перевозка только в рамках приграничных территорий, 2018-2019-м - одна перевозка с остальной части территории государства-члена в приграничную территорию, в 2020-2024-м - одна перевозка в пределах всей территории государства-члена. Предполагается, что с 2025 года будет до трех последовательных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории государства-члена.

В настоящее время департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК занят практической работой по подготовке порядка ведения бортового журнала учета и контроля выполнения каботажных перевозок.

Дмитрий, Минск
Сообщалось, что на базе Национального аэропорта Минск будет работать центр Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Когда он откроется, и что это даст Беларуси?
Рогачев Евгений

15 мая 2015 года Центр профессиональной подготовки в области авиационной безопасности Национального аэропорта Минск был сертифицирован Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в качестве Учебного центра авиационной безопасности ИКАО. Центр осуществляет подготовку специалистов в области авиационной безопасности.

13 октября в Национальном аэропорту Минск состоится торжественное открытие центра с участием представителей штаб-квартиры ИКАО (Канада), регионального бюро ИКАО (Франция), глав авиационных администраций и руководителей аналогичных центров Европейского и Североатлантического регионов, представителей министерств, руководителей авиационных организаций и служб авиационной безопасности Беларуси.

Открытие в республике Учебного центра ИКАО, а в мире их всего 29, является важным шагом в деле повышения эффективности мер защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и позволит повысить имидж Беларуси в международном авиационном сообществе, привлечь к процессу подготовки специалистов по авиационной безопасности значительные опыт и ресурсы этой авторитетной международной организации. Также удастся не только сэкономить валютные средства, которые направлялись на подготовку таких специалистов за рубежом, но в перспективе и зарабатывать на обучении иностранных специалистов, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.

Корр. БЕЛТА
Какие знаковые для белорусской транспортной отрасли проекты будут реализованы до конца текущего года?
Рогачев Евгений

Транспортной отраслью реализуется ряд серьезных проектов. Это в том числе проект "Электрификация участков Гомель-Жлобин-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи" - мы планируем закончить работы по электрификации второго участка Гомель-Жлобин протяженностью 86 км (электрификация первого участка Жлобин-Осиповичи завершена в 2013 году). Это позволит перевозить грузы по нашим транспортным коридорам с большей скоростью и меньшими затратами. Начата также электрификация транспортного коридора в сторону Литвы.

В 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска на первом участке от автодороги М3 до М6.

В этом году будет сдаваться первая очередь авиаремонтного завода возле Национального аэропорта Минск. Кроме того, будем начинать подготовительные работы по второй взлетно-посадочной полосе.

Наталья, Витебск
К деятельности автошкол в этом году определены дополнительные требования. В том числе они касаются обеспечения возможности расчетов за их услуги посредством ЕРИП. Согласно постановлению Совмина соответствующие организации должны быть подключены к системе не позднее 20 декабря нынешнего года. Насколько активно идет этот процесс, и какие еще новшества могут быть внедрены в автошколах в ближайшее время?
Рогачев Евгений

Действительно, в этом году определены дополнительные требования к деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. В настоящее время подготовку водителей автомобилей осуществляют более 460 учебных организаций, что позволяет полностью удовлетворять потребность населения в данных услугах.

В то же время во многих автошколах качество подготовки водителей находится на достаточно низком уровне. За 2014 год подготовлено 160 143 водителя, при этом процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях ГАИ составляет около 56%. Наименьший процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях ГАИ регистрируется в Минске (около 30%).

Предложение касательно ЕРИП вносилось Национальным банком и поддержано Минтрансом. Вступление в силу данной нормы расширит возможности учащихся по оплате за оказанные услуги, в том числе с использованием интернета, и будет способствовать развитию безналичных расчетов в республике. Несмотря на то, что все автошколы проинформированы о вступлении в силу в декабре этих требований, многие заняли выжидательную позицию и, соответственно, подключение автошкол к ЕРИП идет недостаточными темпами. Ориентировочно, подключилось около 20% автошкол.

Хотелось бы напомнить, что у Национального банка достаточно плотный график подключения организаций республики к ЕРИП, и в связи с этим автошколам следует заблаговременно направить заявки на подключение в главное управление единого расчетного и информационного пространства Национального банка. В случае невыполнения автошколами после 20 декабря этого года новых требований и выявления нарушений, деятельность таких автошкол может быть прекращена или приостановлена до выполнения этих требований.

Учитывая, что по статистике более 70% дорожно-транспортных происшествий совершаются по вине водителей механических транспортных средств, вопросы качества подготовки водителей в значительной мере определяют и уровень безопасности дорожного движения. В связи с этим работа по совершенствованию системы подготовки водителей Минтрансом будет продолжена. В 2016 году будут вступать в силу требования о применении видеорегистраторов при экзаменах в учебной организации, и поэтому ведется работа по подготовке сопутствующих нормативных правовых актов.

Галецкий Иван, Гродно
В прошлом году БЖД понесла значительные потери в связи с сокращением перевозок пассажиров и грузов в украинском направлении. Как складывается ситуация в этом году? Удалось ли компенсировать эти потери, и за счет чего?
Рогачев Евгений

Потери компенсировать не удалось, снижение пассажиропотока на БЖД по сравнению с прошлым годом наблюдается и в настоящий момент. Этот достаточно серьезный пробел в работе Белорусской железной дороги. Сейчас мы активно работаем с БЖД над снижением расходов и издержек, есть соответствующее поручение правительства, и я думаю, что есть чем заняться в плане снижения цены билета как в части международных перевозок, так и в части перевозок внутри страны. Мы работаем над этими вопросами. Полагаю, что в ближайшее время будут приняты соответствующие решения.

Рудый Н.П., Клецк
С вводом санкций в отношении России в прошлом году серьезно пострадали отечественные автоперевозчики. Удалось ли нашим перевозчикам переориентироваться? Какова сейчас ситуация?
Рогачев Евгений

Грузовые автомобильные перевозки - это один из тех рынков, на которые государство оказывает влияние в меньшей степени. Предприятия в сфере грузовых перевозок, акции которых подконтрольны государству, Минтрансу, сейчас составляют не более 15%. По нашей статистике и данным совместной работы с ассоциациями "БАМАП", "БАМЭ", на рынке сейчас тяжелая ситуация. Нельзя сказать, что она тяжелее или легче ситуации в соседних европейских странах - Литве, Латвии, Польши. Ситуация в Украине также не лучшим образом отражается на транспортном рынке. Не в лучшем положении находятся и российские перевозчики.

Положение тяжелое, это в целом отражает ту ситуацию, которая сложилась в связи с санкциями в отношении России. Перевозки белорусских грузов перераспределяются, работа находится в том числе на перевозках из третьих стран в Россию. Восстановить объем, который был до кризисных ситуаций, на сегодняшний момент не удалось.

Загрузить еще
или перейти на страницу

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА
Пресс-конференция Юрий Альберс,
Александр Гагиев,
Елена Зубрилова
14 февраля Большие биатлонные старты в Беларуси: Гонка легенд и открытый чемпионат Европы
Брифинг Владимир Станилевич,
Геннадий Акстилович
12 февраля Особенности организации охраны общественного порядка и медицинского обслуживания на массовых мероприятиях
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Пресс-конференция Кирилл Вяткин,
Иван Судникович,
Дмитрий Острейко,
Вадим Ипатов
11 февраля Борьба с преступлениями в сфере высоких технологий. Итоги года и новые вызовы
Пресс-конференция Виолетта Брезовская,
Сергей Красуцкий,
Марина Буйко,
Ольга Бартман
1 февраля Меры по ужесточению антитабачного законодательства в Беларуси
Онлайн-конференция Андрей Лобович,
Валерий Ковальков
31 января Практика реализации декрета "О содействии занятости населения"
Пресс-конференция Елена Симакова,
Анна Котова,
Сергей Янковский,
Светлана Белаш
30 января Дети в социально опасном положении: как выявить, защитить и не навредить
Брифинг Андрей Ромашко 24 января Изменения в порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилья
Пресс-конференция Сергей Вязович,
Александр Василевский,
Алексей Вишневский,
Григорий Пацкевич
23 января "МАЗ-СПОРТавто": по следам "Дакара-2019"
Пресс-конференция Кирилл Глущенко,
Елена Моргунова,
Ирина Ненартович,
Людмила Скорина,
Алла Бондарук
22 января Требования к качеству и маркировке пищевой продукции: новации в технических регламентах ЕАЭС
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 327-24-47

т/ф.: +375 (17) 327-13-46

e-mail: pressuser@belta.by

Заявка на проведение мероприятия

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Криставчук Светлана Алексеевна

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.439 BYN 2.436 BYN 2.442 BYN
USD
2.1574 BYN 2.155 BYN 2.159 BYN
RUB
3.2566 BYN 3.252 BYN 3.26 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко: проблемы в отношениях Беларуси и ЕС не носят хронического характера и подлежат разрешению

Инфографика

Достижения Домрачевой и Скардино Дарья Домрачева - первая среди женщин-биатлонисток, кому удалось на Олимпийских играх разных лет завоевать четыре золотые награды.