ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 26 апреля 2024
Минск Переменная облачность +9°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
29 октября 2014, 11:00

Все о денежно-кредитной политике Беларуси

Реализация денежно-кредитной политики в этом году дала позитивный результат по целому ряду позиций. Так, удалось обеспечить положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. В январе-августе оно составило $652,8 млн в то время как годом ранее дефицит внешней торговли достигал $839,6 млн. Рублевые депозиты по-прежнему приносят больше дохода, чем валютные. Процентная ставка по кредитам для юрлиц регулярно снижается.

Следующий год для белорусской экономики должен пройти под знаком устойчивого развития, несмотря на непростую ситуацию в ряде стран, которые выступают основными торговыми партнерами Беларуси. Какие меры будет предпринимать Нацбанк для сдерживания инфляции? Как будут поддерживаться золотовалютные резервы страны в условиях пиковых выплат по внешним долгам? Каким прогнозируется курс белорусского рубля к концу года?

На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии и онлайн-конференции ответит председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ", а также по телефону прямой линии + 375 17 327-24-47. Ответы будут публиковаться после 11.00 по мере готовности.

Вопросы конференции

Ольга Игоревна, Минск
Надежда Андреевна, сейчас власти снова заговорили про налог с тунеядцев. МВД предлагает штрафовать их, сажать под арест и заставлять работать. Но проблема в том, что по большому счету непонятно, кого собираются наказывать: то ли маргиналов, то ли уклоняющихся от налогов, то ли домохозяек. Как вы считаете, кого можно считать тунеядцем? И как таких людей нужно наказывать (если нужно вообще)?

Мое личное мнение, что тунеядец - это тот, кто ленится работать. Да, есть домохозяйки, есть женщины, которые воспитывают детей, ухаживают за семьей. Они живут за счет доходов мужа (хотя иногда бывает и наоборот, поскольку жена может зарабатывать больше мужа). Тунеядец же, я считаю, тот, кто не хочет работать, тот, кто отбирает деньги у родителей или бабушек/дедушек, садится на шею сестре или брату. Зачастую девушки садятся на шеи своих мужчин. Всякое бывает. Но мое мнение такое: тунеядец - этот тот, кто ленится работать, не хочет сам себя обеспечивать. Определить это, к сожалению, не так просто, однако бороться с этим злом нужно. Ведь сколько пожилых людей уходят из жизни от того, что не могут мириться с тем, что внуки отбирают их пенсии, сколько пьющих людей допенсионного возраста нигде не работают, но при этом за чей-то счет пьют.

Артур Боровой, Минск
Эксперты продолжают советовать белорусским властям заморозить рост зарплат, чтобы не раскручивать инфляцию. Так, как мы видим, и происходит. Если сравнить данные по Минску за сентябрь 2013 и 2014-го, получаем, что средняя зарплата в пересчете на доллары стала даже меньше. Вопрос Надежде Андреевне: а сколько получаете сейчас вы? В прошлом году вы говорили, что около $2 000. Спасибо.
Что касается моей зарплаты, то сегодня она такая же, как и в прошлом году. Если же говорить о совете заморозить рост зарплат в стране, то давайте для начала вспомним, что такое заработная плата. Это заработанная плата (за работу). Поэтому заработная плата должна быть заработана. Как она определяется в масштабах страны и в макроэкономике? Это определяется ростом производительности труда. То есть это то, что работающий человек или население в целом заработали, сколько они создали продукта. У нас, если можно так сказать, заморожен рост заработной платы в том плане, что ограничен рост темпов зарплаты ростом производительности труда. Это экономическая философия, экономический закон, при нарушении которого появляется дополнительная инфляция.
Корр. БЕЛТА
Премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что Беларусь сегодня не нуждается в чрезвычайном финансировании, кредитах МВФ. Скажите, а что с золотовалютными резервами? Не секрет, что определенные заимствования пошли именно на поддержание ЗВР.
Политика Нацбанка - формировать золотовалютные резервы. Эта такая же политика, как и политика правительства - золотовалютные резервы должны быть. Хотелось бы, конечно, чтоб их было больше. Ведь всегда, когда запас больше, спится спокойнее. Что касается наших резервов, то не тают. На конец года, мы просчитываем, они будут на том же уровне, что и в начале года. У нас несколько улучшился товарооборот, имеется в виду торговое сальдо, снизился импорт. На розничном валютном рынке особых проблем нет.

Проблема же пока есть по товарам почтой (правда, это не совсем розничный рынок), которые покупаются за белорусские рубли, и потом идет конвертация, поскольку с той страной, откуда товар пришел почтой, надо рассчитываться валютой. По этому направлению у нас минус. В обменниках у нас плюс.
Корр. БЕЛТА
Надежда Андреевна, как вы оцениваете перспективы перехода к единой валюте в ЕАЭС? Когда это может произойти и что это будет за валюта, на ваш взгляд?
Экономическая интеграция Беларуси, Казахстана и России прошла этапы формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. А 29 мая в столице Казахстана Астане главы трех государств подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который предусматривает не только создание с 1 января 2015 года институциональных основ нового интеграционного объединения, но также обязательства сторон по проведению согласованной политики почти во всех секторах экономики, включая валютную политику.

Для полноценного функционирования интеграционного объединения нового уровня странам-участницам необходимо полностью выполнить совокупность мероприятий по созданию равных условий ведения хозяйственной деятельности экономическими субъектами и обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Лишь после завершения формирования общего рынка, основанного на упомянутом принципе "четырех свобод", возможно образование валютного союза и введение единой валюты. Для этого сторонам необходимо выстроить определенные финансово-экономические и правовые основы. А это требует поэтапного сближения ряда макроэкономических показателей трех государств, выработки и проведения ими единой макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, а также гармонизации и унификации национальных законодательств в перечисленных сферах.

Осуществление странами указанных мероприятий рассчитано на долгосрочный период и закреплено в соответствующих положениях Договора о Евразийском экономическом союзе. Таким образом, вопрос о перспективах будущего валютного союза и единой валюте Беларуси, Казахстана и России в среднесрочной перспективе не стоит, поскольку ее введение - это завершающий этап процесса интеграции. В ближайшем будущем в Евразийском экономическом союзе предполагается функционирование национальных денежных систем.
Татьяна Алехина, Минск
В белорусском правительстве высказываются за то, чтобы Беларусь и Россия отказались от доллара во взаимных расчетах. Как вы считаете, насколько реален такой вариант ведения торговли? Какие плюсы и минусы может принести Беларуси и России такой шаг?
Прежде всего необходимо сказать, что на текущий момент доллар США в расчетах между предприятиями Беларуси и России занимает только 20%, а 70% внешнеторговых операций субъектов хозяйствования обслуживаются российскими рублями.

На Межбанковском валютном совете Центрального банка России и Национального банка Беларуси принято решение о проработке вопросов стимулирования дальнейшего роста расчетов в национальных валютах.

Основные объемы расчетов в долларах США приходятся на импорт Беларусью российских энергоносителей. В настоящее время Банк России проводит переговоры с крупнейшими российскими нефтегазовыми экспортерами для оценки возможностей перевода расчетов с белорусской стороной на российские рубли.

Дальнейший рост доли национальных валют во взаимных расчетах повысит интеграцию финансовых рынков государств, минимизирует операционные издержки и снизит подверженность стран геополитическим рискам.

При этом такой шаг не принесет белорусским предприятиям и физическим лицам неких дополнительных стоимостных или временных издержек. Основная организационная нагрузка ляжет на банковские системы двух стран, в частности, по формированию дополнительных операционных резервов в национальных валютах, развитию инфраструктуры финансовых рынков и согласованию валютного законодательства сторон.
Сергей Владимирович, Гродно
Какие меры будут предприниматься для дальнейшего снижения ставок по кредитам для бизнеса? Какого снижения удалось добиться в течение этого года и какими будут ставки к концу года?
В текущем году Национальным банком был предпринят ряд мер, направленных на повышение доступности кредитных ресурсов для экономики страны. Ставка рефинансирования с начала года снизилась на 3,5 процентного пункта и с 13 августа составляет 20% годовых.

В целях уменьшения стоимости кредитных ресурсов проводилась политика постепенного снижения ставок по инструментам предоставления и изъятия ликвидности. Так, с начала года процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности банкам снизились с 35% до 24% годовых, ставка по операциям изъятия ликвидности - с 20% до 17% годовых.

В мае вступило в силу решение Национального банка об административном ограничении процентных ставок по кредитованию юридических лиц в белорусских рублях. Максимальный размер процентных ставок на день заключения кредитного договора не должен превышать среднюю процентную ставку по новым кредитам за последний отчетный месяц.

В дополнение к этому с 28 сентября вступило в силу решение Национального банка, которым предусмотрено снижение процентных ставок по новым кредитам юридическим лицам в белорусских рублях на 1 процентный пункт относительно сложившейся средней процентной ставки за предыдущий месяц.

Согласно статистическим данным, средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставляемым юридическим лицам в белорусских рублях, снизилась с начала года на 12,6 процентного пункта и составила в сентябре 33,3% годовых. Это значит, что с 14 октября размер процентных ставок по предоставлению банками кредитов юридическим лицам - резидентам Беларусь в белорусских рублях не должен превышать 32,3% годовых.

По оценкам Национального банка, принятые меры позволят установить к концу 2014 года процентные ставки по кредитам, предоставляемым юридическим лицам в национальной валюте, на уровне 27-28% годовых. При этом необходимо понимать, что вопрос повышения доступности кредитных ресурсов нельзя рассматривать в отрыве от решения проблемы эффективности использования полученных кредитов. В настоящее время у белорусских банков достаточно рублевых и валютных ресурсов для осуществления кредитования. Главная задача на текущем этапе - направить их на финансирование исключительно эффективных проектов с высокой отдачей.
Антон, Минск
На каком этапе находится создание в Беларуси гарантийного фонда для малого и среднего бизнеса? Известно ли, какие суммы можно будет получать в кредит под гарантии этого фонда? Какова будет стоимость этих гарантий?
Вопросы создания гарантийного фонда либо нескольких гарантийных фондов сейчас прорабатываются правительством и Национальным банком. Так, правительство изучает вопрос создания региональных гарантийных фондов в каждой области за счет средств местных бюджетов. Предполагается, что региональные фонды могли бы предоставлять поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 70% залогового обеспечения, требуемого для получения кредитных ресурсов.

Альтернативным вариантом может стать создание гарантийного фонда в виде коммерческой организации с участием банков. Национальный банк в настоящее время прорабатывает такую возможность с представителями Министерства экономики, Банком развития Беларуси, коммерческих банков. Создана соответствующая рабочая группа.

После определения целесообразности создания гарантийного фонда в виде коммерческой организации будут решены вопросы возможных размеров поручительств, порядка определения стоимости гарантий и другие вопросы.
Корр. БЕЛТА
В какую сумму обошлась покупка Банка Москва-Минск? Многие российские банки находятся в сложном положении из-за мировых санкций и вынуждены оптимизировать сеть дочерних структур. Готово ли государство приобрести их, если такие предложения будут поступать? Можно ли сейчас говорить о каких-то планах в этом направлении?
Продажа Группой ВТБ дочернего банка ОАО "Банк Москва-Минск" никак не связана с применением санкций США и стран Евросоюза в отношении России. Дело в том, что еще в 2011 году Группа ВТБ приобрела российский ОАО "Банк Москвы". С этого момента на территории Беларуси у нее появился второй дочерний банк. Необходимости в наличии двух дочерних банков в Беларуси у Группы ВТБ нет, в связи с чем и принято решение о продаже банка.

Переговорный процесс по проведению данной сделки шел в течение нескольких лет и завершился буквально вчера:  в Национальном банке состоялось подписание договора купли-продажи 100% акций ОАО "Банк Москва-Минск". От Республики Беларусь покупателями акций выступили Национальный банк  и "Паритетбанк", продавцами – российский "Банк Москвы" и швейцарская компания БМ Холдинг АГ, входящие в Группу ВТБ. Акции были приобретены по рыночной стоимости, определенной после проведения независимой финансовой оценки "Банка Москва - Минск".

Что касается возможности совершения других аналогичных сделок, то на данный момент Национальный банк не прогнозирует предложений со стороны  российских банков о продаже своих белорусских дочерних структур. Соответственно, никаких планов в этом отношении у нас нет.

По законодательству нашей страны банк может быть только акционерным обществом, поэтому должен быть какой-то второй акционер. Буквально 0,25% акций выкупил Паритетбанк. Почему Паритетбанк? Потому что с ним как-то, может быть, и проще работать, потому что 45% его капитала - это тоже Национальный банк. Паритетбанк тоже был собственностью Национального банка. С давних времен, когда банки банкротились, остались эти активы у Национального банка. Потом часть акций передали Управлению делами Президента. Не просто так передали, а потому что есть у них видение наращивания капитала. Не просто потому, что нужен свой карманный банк, не в этом причина.

Покупка Банка Москва-Минск связана с тем, что куда-то этому банку надо было деваться. Политика Группы ВТБ, которому принадлежит Банк Москвы, а Банк Москвы является материнским банком Банка Москва-Минск, предусматривает закрытие за границей часть своих учреждений. Банк Москвы, по политике ВТБ, становится банком, который будет обслуживать Москву и Московскую область. Варианты были такие: они кому-то продают банк или присоединяют к Банку ВТБ (Беларусь). Вариант присоединения к ВТБ Беларусь нас не совсем устраивал, потому что при этом должны были закрыться учреждения одного из банков, скорее всего Банка Москва-Минск. А они хорошо работают, там есть клиенты. То есть это не лучший вариант для Беларуси. Какой-то инвестор, которого можно было пустить на финансовый рынок Республики Беларусь, не появился.

Корр. БЕЛТА: А если бы он был, вы бы не участвовали?

Надежда Ермакова: У нас политика такая, и мы давно об этом говорим: на рынок должен прийти инвестор - крупный сетевой банк с хорошим именем и с хорошими технологиями. Российского капитала у нас достаточно. Поэтому мы решили, что мы сейчас его выкупаем, потом капитализируем, докапитализируем, то есть развиваем в том же плане, как он и есть. Это универсальный банк, возможно, будем отрабатывать на нем какие-то новые технологии - то, что надо для методологии, технологии банковской системы страны. Инвестор должен быть банком высшего разряда. Надеемся, что когда-то в нашу страну придут такие банки.
Ирина, Витебск
Следующий год для Беларуси - пиковый по выплатам внешних долгов. Насколько могут уменьшиться золотовалютные запасы страны? Какие действия предпримет государство для поддержания ЗВР на должном уровне, понадобятся ли новые кредиты?
В настоящее время объем золотовалютных резервов является достаточным для выполнения Беларусью в 2015 году своих обязательств перед внешними кредиторами, объем которых составит $4 млрд. Вместе с тем, учитывая необходимость поддержания золотовалютных резервов на текущем уровне для обеспечения экономической безопасности страны, правительством и Национальным банком проводится комплекс мероприятий по рефинансированию внешних и внутренних обязательств. Для погашения обязательств будут привлечены несвязанные внешние кредитные ресурсы, а также использованы внутренние источники заимствования. Кроме того, в 2015 году на погашение внешнего госдолга планируется направить поступления от взимания экспортных пошлин на нефтепродукты и пошлин от экспорта сырой нефти собственной добычи.
Анастасия, Витебск
Известно ли, когда Беларусь получит шестой транш кредита АКФ ЕврАзЭС? Можно ли сейчас ожидать этого транша, если ЕврАзЭС официально прекратило существование?
В августе текущего года белорусская сторона подготовила новую редакцию Письма о намерениях для получения 6-го транша кредита, которое направила в Антикризисный фонд ЕврАзЭС для дальнейшего его согласования. Продолжается работа по уточнению отдельных показателей.

Что касается дальнейшего функционирования фонда, то, несмотря на подписание главами государств Договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 года, Антикризисный фонд продолжит свою деятельность. Поскольку в соответствии со ст.3 этого договора учредительные документы Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а именно - Договор об учреждении фонда и Соглашение об управлении его средствами - свое действие не прекращают. Таким образом, Антикризисный фонд ЕврАзЭС продолжает свою работу и выполняет возложенные на него функции.
Николай Левченя, Минск
Правда ли, что в Беларуси планируется создать национальное рейтинговое агентство? Если так, то зачем оно нужно, если есть авторитетные международные рейтинговые агентства?
В Беларуси идет работа по созданию правового поля, регламентирующего деятельность национальных рейтинговых агентств. Планируется, что функционировать будет не одно, а несколько национальных рейтинговых агентств. Такой подход, по нашему мнению, будет более эффективным и создаст здоровую конкуренцию на рынке рейтинговых услуг.

Национальный банк совместно с заинтересованными министерствами и иными организациями разработал проект Концепции формирования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Документ проходит согласование. Концепция до конца 2014 года будет представлена Президенту для одобрения. Она определит направления формирования законодательства, регламентирующего рейтинговую деятельность в стране.

Проектом концепции  предусмотрено, что до вступления в силу закона "О рейтингах и рейтинговой деятельности в Республике Беларусь" Совет Министров и Национальный банк смогут своими решениями определить временный статус национальных рейтинговых агентств и признать присвоенные ими рейтинги.

Создание системы национальных рейтинговых агентств является экономически обоснованным и необходимым решением, учитывая современную ситуацию. Несмотря на то, что в мире насчитывается около 100 рейтинговых агентств, более 90% рынка этих услуг приходится на три рейтинговых агентства: Standart & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch. О необходимости ограничения такой олигополии неоднократно заявляли высокопоставленные чиновники и бизнесмены различных стран - Германии, Италии, Франции, Китая, России, поскольку действия этих рейтинговых агентств создают экономические проблемы не только отдельным государствам и их субъектам хозяйствования, но и могут негативно влиять на глобальную финансовую систему.

Следует понимать, что на финансовом рынке рейтинговые агентства являются мощным инструментом влияния. Необоснованное снижение либо повышение рейтинга дестабилизирует фондовые и валютные рынки. Кроме того, рейтинги ведущих иностранных агентств все более заметно начали приобретать политическую окраску.

Тенденция по созданию независимых рейтинговых агентств особенно сильно начала проявляться во многих странах мира после 2008 года. Есть национальные рейтинговые агентства и в государствах - членах будущего Евразийского экономического союза - в Казахстане и России.

Рейтинги национальных рейтинговых агентств рассчитаны на внутренний финансовый рынок, на отечественного инвестора. Они наряду с рейтингами международных агентств призваны обеспечивать равный доступ к информации, характеризующей рискованность инвестиций, и тем самым способствовать развитию финансового рынка страны. Чем больше независимых рейтинговых оценок, тем более объективной будет информация, на основе которой принимаются решения.
Алексей, Осиповичи
На какой стадии находится разработка государственной системы стройсбережений? Можно ли назвать размер премий, которые планируется выплачивать участникам системы?
В настоящее время Национальным банком совместно с заинтересованными органами государственного управления, Беларусбанком и институтом жилища – НИПТИС им. Атаева подготовлен проект соответствующего государственного решения. Предусмотрено, что размер ежегодной премии государства составит 20% годовых от накопленной суммы жилищных строительных сбережений за текущий год с учетом фактического времени хранения средств. При этом размер премии государства за отчетный год не сможет превышать размера номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в декабре отчетного года. В настоящее время данный документ согласовывается с заинтересованными, в том числе и в части премии государства.

Необходимо отметить, что расчет размера премии государства основан на опыте работы системы жилищных строительных сбережений в Казахстане. Там это 20% от суммы поощряемого вклада, включающего вклад в систему и начисленное по нему вознаграждение Жилстройсбербанка Казахстана.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси