ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 1 мая 2024
Минск Переменная облачность +16°C
Все новости
Все новости
Регионы
15 июня 2023, 17:27

На какой инновационный проект сделали ставку в ОАО "БАТЭ" - управляющая компания холдинга "Автокомпоненты"

Крупнейшему производителю Беларуси автокомпонентов в сентябре - 65 лет!

"Сработать так же, а может, и лучше, чем в прошлом году".

Именно этими словами Главы государства охарактеризовал основной принцип деятельности предприятия генеральный директор ОАО "БАТЭ" - управляющая компания холдинга "Автокомпоненты" Александр Марченко.

Быть управляющей компанией - большая ответственность

- Прошлый год, считаю, был неплохим. В этом мы тоже идем лучше бизнес-плана. Активно реализуем инновационный проект, за которым будущее всего холдинга. Без выпуска новых изделий работать невозможно - это путь в никуда, - подчеркнул Александр Анатольевич.

Инновационный проект называется "Создание производства нового поколения автомобильных компонентов, соответствующих требованиям экологических стандартов Евро-5, Евро-6 и выше для перспективных моделей легковой, коммерческой, грузовой, сельско­хозяйственной и специальной техники". Он включен в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021- 2025 годы и имеет экспортоориентированную и импортозамещающую направленность. Но это только часть преобразований - коллективная стратегия развития холдинга "Автокомпоненты" в ближайшей перспективе направлена на реализацию предприятиями 14 инвестиционных проектов!

В ОАО "БАТЭ" согласован целый ряд программ долгосрочного сотрудничества со стратегическими партнерами в России: ПАО "КамАЗ", АО "АЗ "Урал", ООО "УАЗ", "Группа ГАЗ", а также с крупнейшими белорусскими автопроизводителями. Особый интерес гигантов авторынка вызывают модельные ряды стартеров консольного типа с планетарным редуктором и генераторов повышенной мощности для комплектации перспективных двигателей различных модификаций. С одной стороны, ОАО "БАТЭ" стремится максимально учесть индивидуальные требования и особенности производств потенциальных потребителей, с другой - заместить импортные поставки подобных товаров в Беларуси и России.

Однако выпуск новой продукции, которая будет массово востребована через три-четыре года, требует не только новых технических разработок, но и замещения жестких производственных линий на гибкие быстропереналаживаемые станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Потребуется также оптимизация производственных площадей.

За период работы в рамках инновационного проекта ОАО "БАТЭ" приобрело и ввело в эксплуатацию 25 единиц оборудования. В этом году планируется поставка еще девяти металлообрабатывающих станков с ЧПУ, двух листо­штамповочных пресс-автоматов и шести единиц сварочного оборудования.

В текущий момент конъюнктура рынка требует от предприятия выпуска более широкого спектра продукции для удовлетворения условий самых взыскательных потребителей. Поэтому непрерывно ведется работа по освоению производства новых видов продукции.

- Нужно учитывать реалии сегодняшнего рынка, - отмечает Александр Марченко. - Нам удалось компенсировать просадку, вызванную потерей покупателей из Евросоюза и Украины, найти новых партнеров в Российской Федерации. Продолжается успешное сотрудничество ОАО "БАТЭ" с потребителями из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и других стран. Но ситуация меняется каждый день. В условиях конкурентной борьбы за потребителя мы работали всегда, сегодня она более ужесточилась за счет увеличения числа местных производителей и китайских брендов. Тем не менее, мы справляемся. Коллектив ОАО "БАТЭ" настроен на решение стоящих задач. Нам оказывают колоссальную поддержку Президент, правительство, область.

Может показаться, что каждодневная работа белорусских автопроизводителей заметна не сразу, но в нашей стране каждый трактор "БЕЛАРУС", автомобиль МАЗ, БелАЗ, автобус, комбайн, машина "АМКОДОР" сходят с конвейеров с комплектующими холдинга "Автокомпоненты".

- Быть управляющей компанией - большая ответственность. Сегодня мы в срок выполняем все заказы и выпускаем полный перечень необходимых узлов, - рассказывает генеральный директор предприятия. - Тот же российский КамАЗ отмечает предприятия холдинга как надежного партнера, который подставил плечо и в прошлом году закрыл своей продукцией объемный перечень европейских комплектующих, которые из-за санкций исчезли с рынка. Среди других наших преимуществ - близость предприятий холдинга к автопроизводителям, что позволяет ускорить поставки.

- Непосредственно мы поставляем в Россию продукцию ОАО "БАТЭ". Но в наш холдинг входит одиннадцать предприятий, производящих различные автокомпоненты, - делится секретами работы Александр Марченко. - Это играет на руку. В последние годы всегда приходим к покупателям с пакетными предложениями. Одно дело - предлагать только стартеры и генераторы, которые, кроме нас, делают еще 10-15 компаний. Пакетные предложения, включающие амортизаторы, карданные шарниры, рулевые механизмы, гидроусилители, провода и автотракторные жгуты, турбокомпрессоры, насосы водяные и масляные, приборы для бортовой сети автомобилей, антиблокировочные системы, отопители и воздушные фильтры, светотехнические изделия, воспринимают гораздо лучше.

Поэтому, как отмечают в ОАО "БАТ­Э", реализация инновационных проектов находится на первом месте. Благодаря им и программам долгосрочного сотрудничества получается предвидеть ситуацию, понять, какие машины или тракторы будут выпускаться в ближайшие годы. Под будущие модели постоянно разрабатывают и испытывают новые компоненты. Есть даже профессиональная поговорка: "Без вчера нет завтра".

"Коллектив - большая семья: когда всех знаешь и поддерживаешь, тогда и работается гораздо легче".

"Нам оказывают колоссальную поддержку Президент, правительство, руководство области".

Взяли курс на Россию

Ввод западных санкций и ужесточение условий на рынке, вопреки ожиданиям авторов ограничений, дали толчок в развитии работы всего холдинга. В первую очередь, заводчане изменили процесс закупок и перечень поставщиков, освоили выпуск новых изделий, изменили экспортный вектор.

Так, предприятия холдинга быстро переориентировались на альтернативных поставщиков, в первую очередь - из стран Ближнего Востока и России. Заменили импортные материалы на продукцию отечественного производства или от предприятий из ближнего зарубежья. Перестроили логистические цепочки доставки грузов с сохранением действующих договорных условий. Было частично освоено производство ранее покупных деталей.

Сегодня более 60 % производимой продукции поставляется в другие страны. Основным рынком сбыта является российский, на его долю приходится более 90 % экспортных поставок. Рынок России - самый емкий и востребованный в условиях импортозамещения. Это связано с расположением основных автосборочных предприятий, на которые в большей степени ориентирована производимая холдингом продукция.

Кроме того, руководство Беларуси предпринимает ряд мер, направленных на поддержку реального сектора экономики, а в Российской Федерации взят курс на импортозамещение. Также для государств-участников ЕАЭС и членов Союзного государства введен ряд преференций. Все это позволяет ОАО "БАТЭ" - управляющая компания холдинга "Автокомпоненты" прогнозировать наращивание темпов экспорта товаров в этом году.

Основная задача

Как и в докризисный период, она неизменна - разработка и внедрение новых видов продукции, соответствующих мировым аналогам и требованиям международных стандартов. В этом процессе активно используются новые технологии. Так, навыки работы в среде 3D-моделирования позволяют сотрудникам ОАО "БАТЭ" эффективно решать самые сложные конструкторские задачи при разработке новых и модернизации существующих изделий.

Изготавливаемые в настоящее время и планируемые к производству узлы, как отмечают на предприятии, по своим характеристикам являются достойными конкурентами импортных аналогов, что сегодня особенно актуально для десятков предприятий машиностроения.

Так, в 2021-2022-м разработана и освоена линейка стартеров серии 5422.3708 с консольным исполнением крышки со стороны привода. Решение минимизирует попадание продуктов износа и других инородных включений в электродвигатель стартера. А следовательно, улучшаются эксплуатационные свойства всего узла. Кроме того, был изменен материал крышки стартера - с чугуна на алюминиевый сплав, - что снизило массу изделия и позволило использовать собственные отливки. Стартеры семейства 5422.3708 сегодня поступают на конвейеры ПАО "КамАЗ". Но на базе данного изделия идет освоение модификаций стартера и для других потребителей.

В 2023 году планируется разработка и освоение стартеров и генераторов для двигателей производства ОАО "ММЗ", выполненных по двухпроводной схеме, для комплектации двигателей, применяемых в составе электроагрегатов на судах внутреннего и смешанного плавания. Перспективным направлением в ОАО "БАТЭ" считают разработку и освоение генераторов повышенной мощности для комплектации широкого ряда автомобилей, тракторов и спецтехники с входными параметрами 28В, 180…200А.

В 2023-м проведены испытания, произведена поставка опытно-промышленной партии реле включения стартера 54.3747 для техники ООО "МотоВелоЗавод".

Работы по модернизации конструкции выпускаемых изделий повышают их надежность, снижают материалоемкость и улучшают эксплуатационные характеристики.

Побочной продукции не бывает

Появление когенерационного комплекса для выработки тепловой и электрической энергии в ОАО "БАТЭ" многие назвали прорывом в производственной сфере. Помимо выработки электроэнергии дополнительно вырабатывается тепловая энергия как за счет охлаждения двигателей, так и за счет утилизации тепла уходящих продуктов сгорания.

Сегодня когенерационный комплекс обеспечивает электрической энергией практически весь завод! На предприятии отмечают, что ОАО "БАТЭ" планирует дальнейшее внедрение сверхэффективных инновационных технологий.

В 2012 году в рамках программы импортозамещения на имевшихся свободных площадях был реализован проект "БАТЭПЛЕКС". Запущены линии для выпуска экструдированного пенополистирола различных марок, плотности и толщины. Это производство безотходное и экологически чистое за счет применения компонентов, не разрушающих озоновый слой земли.

"БАТЭПЛЕКС" быстро нашел применение как в строительстве, так и во многих других отраслях народного хозяйства. Материалом утепляют дома, дороги и взлетно-посадочные полосы, его используют в производстве рефрижераторов и изотерм. Сегодня продукция под торговой маркой "БАТЭПЛЕКС" известна не только в Беларуси, но и в других странах.

Главное - люди!

- В сентябре этого года ОАО "БАТЭ" отметит 65-летний юбилей. В преддверии этой даты хочется искренне поздравить всех сотрудников и выразить благодарность персоналу, который трудится на предприятии, - говорит Александр Марченко. - Когда есть заказы, бывают переработки или работа в выходные дни. За это отдельное спасибо! Огромная благодарность тем, кто приводит на предприятие своих детей, супругов. Если у новичков нет специальности, мы обучаем, назначаем наставников. Отмечу, что нашим успехом мы во многом обязаны трудовым династиям. Коллектив - большая семья, когда всех знаешь и поддерживаешь, тогда и работается гораздо легче.

Сегодня холдинг "Автокомпоненты" объединяет 11 промышленных предприятий, расположенных в пяти областях Беларуси. Общая численность работающих - порядка 9 тысяч человек. Предприятия холдинга производят механизмы, узлы и детали для комплектования автомобилей, тракторов и автобусов, производимых как в нашей стране, так и за ее пределами. Для обеспечения выпуска качественной продукции в ОАО "БАТЭ" - управляющая компания холдинга "Автокомпоненты" внедрена и результативно функционирует система менеджмента качества в соответствии с требованиями EN ISO 9001:2015, IATF 16949:2016, СТБ ISO 9001-2015.

Благодаря усилиям коллектива предприятия и поддержке со стороны государства ОАО "БАТЭ" - управляющая компания холдинга "Автокомпоненты" не только восстановило допандемический уровень объема производства, но и прогнозирует достижение допандемического объема экспорта продукции в 2023 году.

Алексей ГОРБУНОВ,

Фото Виталия Пивоварчика

Размещение рекламы на БЕЛТА

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси