Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

РЕПОРТАЖ: Электромобиль - техника настоящего. Как готовят специалистов по ремонту и обслуживанию

Общество 13.10.2017 | 18:33

Экспериментальный образец белорусского электромобиля был впервые представлен широкой общественности в августе. Ожидается, что массовое производство бесшумного, экологически чистого транспорта в стране может быть налажено в 2019 году. На улицах Минска уже можно увидеть электробусы, разработан белорусский электровелосипед, на подходе электроскутер. Назревает вопрос - кто будет обслуживать новую технику? Корреспонденты БЕЛТА узнали, где, когда и как будут готовить специалистов по эксплуатации, обслуживанию и ремонту электротранспорта.

Заместитель директора по производственному обучению Минского государственного автомеханического колледжа Виктор Исаков сразу ведет нас в уникальный ресурсный центр, созданный на базе колледжа. "Наш центр работает по направлению "Техническая эксплуатация автомобиля и автосервис", - рассказывает замдиректора, пока мы идем по длинным коридорам ССУЗа. - Таких центров в Беларуси больше нет. Здесь мы обучаем будущих слесарей по ремонту автомобилей и техников-механиков. Кроме этого на базе центра повышают квалификацию уже действующие сотрудники предприятий. Здесь же мы будем готовить специалистов нового уровня".

Минский государственный автомеханический колледж в этом году впервые произвел набор на подготовку будущих специалистов, способных осуществлять обслуживание и ремонт электромобилей. "К нам пришли ребята после девятого класса, которые согласно модернизированным учебным программам начнут качественно изучать электромобиль. Его изучение предусмотрено экспериментальным учебным планом специальности "Техническая эксплуатация автомобилей". В дисциплинах специальности теперь заложена тематика обслуживания, диагностики и ремонта электромобилей. Изучая потребность в тех или иных компетенциях на производстве, мы видим, что на данный момент подготавливать узкого специалиста по электромобилям смысла не имеет. Выпущенные через четыре года техники-механики обновленной специальности смогут обслуживать всю линейку автомобилей, включая электромобиль", - отмечает Виктор Исаков.

Однако, по словам замдиректора, специалисты, способные найти общий язык с электромобилем появятся раньше. "Компетентные люди появятся гораздо раньше, - уверяет Виктор Петрович. - Колледж планирует ввести дополнительные образовательные курсы для тех, кто учится на третьем и четвертом курсе, чтобы наполнить специалистами рынок заранее. Академия наук планирует выставить опытный образец отечественного электромобиля к декабрю 2018 года. Появятся электромобили, и кому-то надо будет их обслуживать". Замдиректора затруднился пока сказать точно, сколько таких специалистов будет подготовлено в Беларуси в ближайшее время. Известно, что на данный момент пройти подготовку по обслуживанию электромобиля изъявили желание около 25% учащихся старших курсов колледжа, это примерно 50-70 человек. Предполагается, что образовательный курс наберет своих первых слушателей уже в декабре. К этому времени будет разработана учебная программа, определится форма занятий, для получения знаний на платной основе будет установлена стоимость.

Пока же размеренная подготовка уникальных специалистов проходит в аудиториях колледжа и ресурсного центра. Для этих целей в этом году ресурсный центр пополнился новыми учебными макетами. Заведующий лабораторией Владимир Астровский знакомит нас с одним из них. "Очень интересен макет электромобиля в разрезе. Это полноценный автомобиль, только разрезанный в учебных целях. Его основные функции не нарушены, он даже способен передвигаться. Служит для более полного понимания устройства электромобиля - в нем открыты все полости, можно видеть то, что обычно скрыто от потребителя. Здесь выполнены разрезы, видны тяговые батареи, разрезы усилителей - все сделано для того, чтобы автомобиль был доступен для изучения, - объясняет Владимир Астровский и смеется, - Nissan Leaf уполовиненный - единственный в Беларуси". Затем он садится в салон и включает электромобиль. Да-да, электромобиль в центре именно "включают" (иногда "активируют"), а не "заводят".

"Наша задача в условиях изменяющейся реальности - подготовить специалистов, которые бы без страха и с полным осознанием подходили к таким автомобилям. Больший уклон в их подготовке делается на изучение электроустройств, электроцепей, поскольку эти автомобили обслуживаются гораздо проще, чем обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания. В общем-то суть общения человека с этим автомобилем сводится к общению с электронными системами нежели к работе с механическими устройствами", - констатирует завлабораторией. По его словам, водителю, управляющему электромобилем, следует представлять его как большой смартфон. Это означает, что всегда нужно думать о зарядке, исходя из этого рассчитывать свои маршруты. Для удобства водителей многие производители в навигационной системе обозначают два контура - ближний и дальний. Предполагается, что в пределах первого - электромобиль сможет совершить поездку в пункт назначения и вернуться обратно, в пределах второго - заряда хватит только на поездку в одну сторону.

"Выпускники модернизированной специальности, а затем и дополнительного курса по электромобилю смогут работать на любом предприятии автосервиса. Обслуживать автомобиль, каким бы он ни был, нужно всегда, поэтому по мере роста количества электромобилей в Беларуси они будут чаще заезжать на наши станции. Там всегда должен находиться специалист, который грамотно выполнит все необходимые действия с этим автомобилем, чтобы он оставался надежным и безопасным для своего водителя. Таких специалистов мы начали готовить", - подчеркивает Владимир Астровский.

Помимо макета электромобиля в разрезе в этом году по тендеру было закуплено диагностическое оборудование, комплект учебных плакатов, зарядная станция и собственно сам электромобиль. В перспективе - докупить специализированные учебные стенды.

В целом ресурсный центр состоит из класса теоретического обучения и пяти лабораторий. Лаборатория Uni Train оборудована ноутбуками с программным обеспечением "Автодиагностика" и установками Uni Train. Здесь также располагаются учебно-наглядные пособия в виде реальных современных агрегатов автомобиля с разрезами и стендов систем автомобиля. Лаборант Павел Пекарский демонстрирует учащимся макет гибридного двигателя Toyota Prius. "Это переход от бензинного двигателя к более экологичному двигателю, - объясняет Павел. - Электрическая часть работает от аккумулятора. Если не хватает тяги электрическому двигателю, то подключается двигатель внутреннего сгорания".

В лаборатории электронных систем размещены два уникальных макета: макет шасси заднеприводного автомобиля с дизельным двигателем и макет переднеприводного автомобиля с бензиновым двигателем. "Это достаточно хорошее наглядное пособие, - отмечает преподаватель спецдисциплин Дмитрий Гемский. - Здесь даны разрезы самых главных узлов и агрегатов автомобиля. При этом узлы для большей наглядности могут быть приведены в действие - отображается принцип их работы. Макет представляет собой настоящий автомобиль, только без внешней "оболочки".

Макет обладает всем, что есть в настоящем автомобиле: все элементы управления, двигателя, трансмиссии, тормозной системы в их реальном масштабе. По словам Дмитрия Гемского, учащиеся модернизированной специальности также будут изучать строение автомобиля по этим макетам, ведь электромобиль по конструкции точно такой же, как и автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. "В принципе это два одинаковых автомобиля. Они отличаются только двигателями. Одинакова ходовая, тормозная система, рулевое управление. Различия только в топливной системе питания. Если это двигатель внутреннего сгорания, то там жидкое топливо, если это электромобиль, то там аккумуляторная батарея большого размера", - объясняет преподаватель.

Кроме этого в лаборатории учащиеся осваивают систему энергоснабжения автомобиля, освещения, системы кондиционирования и климат-контроля, систему питания различных двигателей, тормозную систему с АБС, автосигнализацию с обратной связью, генераторную установку, системы пассивной безопасности автомобилей.

В лаборатории диагностики учащиеся отрабатывают свои навыки на легковом автомобиле со встроенным имитатором неисправностей. В их распоряжении также есть дизельный двигатель с системой питания Common Rail, шасси легкового автомобиля с бензиновым двигателем с распределенным впрыском, мотор-тестер, диагностический сканер и многое другое.

Здесь свои профессиональные навыки в сфере кузовных работ совершенствует учащийся четвертого курса автомеханического колледжа Дмитрий Зубков под руководством заведующего лабораторией Константина Шайтара. Эта слаженная команда в текущем году принимает участие в международном соревновании WorldSkills в Абу-Даби - Дима стал победителем республиканского чемпионата. "По нашей компетенции в конкурсе участвуют представители 22 стран мира. Нас ждут очень сильные соперники из Кореи, Китая, Японии, Канады. Я чувствую себя подготовленным, хоть и присутствует некоторое волнение", - делится переживаниями Дмитрий Зубков. "Участие в соревнованиях такого масштаба очень важно как для самого участника, так и для страны в целом, - добавляет преподаватель. - Там можно получить доступ к современным технологиям. Фирма CAR-O-LINER является официальным спонсором этой площадки. То оборудование, которое будет установлено на мировом чемпионате, это оборудование мировых лидеров в плане кузовного ремонта. Мы сможем увидеть, как готовят своих участников другие страны, получить неоценимый опыт".

По словам Константина Шайтара, весь полученный на соревнования WorldSkills опыт будет перенесен на учебные программы и будет в дальнейшем применяться для подготовки белорусских специалистов. Обычно все новые знания находят отражение в учебных программах следующего года.

В компетенции "Автомобильные технологии" на WorldSkills выступят учащийся Белорусского государственного аграрно-технического университета Алексей Щара под руководством тренера Олега Царука. Алексей победил в республиканском конкурсе, занял второе место в своей компетенции в Краснодаре, уверяет, что те знания, которые получил при подготовке к WorldSkills, в том числе в ресурсном центре колледжа, нельзя получить ни в одном учебном учреждении. "Обычные базовые знания, преподаваемые в учреждениях образования, направлены на работу с более простыми неисправностями автомобиля. Здесь же все настолько усложняется, что в обычной жизни с такими неисправностями вряд ли встретишься. Это многократно повышает интерес, особенно, когда все получается", - рассказывает студент.

"По приезду с соревнований за участников WorldSkills среди работодателей разворачивается настоящая борьба, - обращает внимание Олег Царук. - Он уже имеет право выбрать себе лучшее место работы. Для страны в целом соревнования - это обмен опытом и знаниями между экспертами, а также обмен опытом в методиках подготовки специалистов. Соответственно улучшается качество подготовки специалистов, и Беларусь становится интересной площадкой для инвестиций".

Тем временем наша экскурсия по учебному учреждению близится к концу. Заместитель директора Виктор Исаков отмечает, что согласно постановлению Совета Министров Беларуси "Об утверждении Национального плана действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь до 2020 года", к 2025 году по благоприятным прогнозам в стране ожидается около 50 тыс. электромобилей. "Это довольно большое количество. Актуальность подготовки специалистов, способных качественно обслуживать и ремонтировать новую технику назревает сама собой. Мы надеемся, что наш опыт поможет подготовить достойных специалистов не только для Минска, но и для всей республики", - заключил Виктор Исаков.

Светлана ПЕКАРЬ,

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА.

БЕЛТА.-0-

Присоединяйтесь к нашему каналу telegramm.png и сообществу viber.png

Новости рубрики Общество
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4175 BYN 2.407 BYN 2.413 BYN
USD
2.1254 BYN 2.125 BYN 2.129 BYN
RUB
3.1964 BYN 3.195 BYN 3.205 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Брегович представил в Минске проект "Три письма из Сараево"

Инфографика

Кто чаще всего посещает Беларусь по безвизу По данным на 29 ноября, возможностями 30-дневного безвизового пребывания в Беларуси воспользовались почти 179 тыс. граждан различных стран
Пресс-конференция Наталья Жаркина,
Игорь Чульба,
Ирина Усова,
Николай Власюк
11 декабря Проект "Зеленые города": опыт реализации пилотных инициатив и перспективы развития зеленого градостроительства в Беларуси
Пресс-конференция Владимир Гракун,
Елизавета Козленко,
Андрей Кузьмич
5 декабря О развитии производства органической продукции в Беларуси
Пресс-конференция Александр Барауля,
Юлия Комлева,
Александр Веденин,
Денис Крупец
21 ноября Подготовка к проведению в Минске чемпионата Европы по фигурному катанию на коньках - 2019
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы
Пресс-конференция Андрей Лобович,
Валерий Голубовский
13 ноября Подготовка кадров для современного рынка труда. Совершенствование Национальной системы квалификаций