ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 2 мая 2024
Минск Переменная облачность +15°C
Все новости
Все новости
Социум
19 апреля 2024, 15:15

Православный календарь на 2024 год

Православный календарь на 2024 год содержит перечень христианских праздников, которые чтит Православная Церковь. Здесь вы также сможете ознакомиться с их смыслом и существующими традициями.

Православный календарь на январь

6 января (суббота) – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник. Последний день Рождественского поста и канун великого праздника Рождества Христова – день перед Праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Откуда пошло название этого дня?

Слово "Сочельник" напрямую связанно с разновидностью пищи – сочивом. В славянской традиции это блюдо чаще всего называют кутьей. Блюдо состоит из отварной смеси зерен риса, ячменя, или пшеницы с обязательным добавлением изюма, орехов, или меда. В Православной Церкви принято готовить данное блюдо перед праздником Рождества Христова.

Самое же Навечерие Рождества Христова, отмечаемое накануне великого события – пришествия в мир Спасителя Иисуса Христа – характеризуется отдельным уставом церковного богослужения и собственными постовыми ограничениями.

Если Сочельник приходится на субботний день, как это случилось в нынешнем 2024 году, то богослужение разделяется на три дня: великие часы переносятся на пятницу, но Божественную литургию не служат. Она совершается во время навечерия, при этом после нее отдельно происходит великая вечерня.

Непосредственно в день Рождественского сочельника служат литургию святителя Василия Великого, которая в Православной Церкви совершается только в определенные дни.

Рождественский сочельник принято считать днем строгого поста. Однако в Церковном уставе в этот день разрешено употребление "елея и вина", что говорит о том, что пост не строгий. Что же касается принятого в около-церковных кругах представления о том, что в этот день вкушать пищу разрешается только с появления на небе первой звезды, то его можно рассматривать лишь с точки зрения личного воздержания.

В современной богослужебной практике Православной Церкви вкушение постной пищи в этот день допустимо по окончании богослужений и касается это тех, кто в этот день участвовал в праздничной литургии.

7 января (воскресенье) – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Поста нет, богослужение воскресного дня отменяется, все молитвы и песнопения посвящены только празднику. 

Праздновать событие Рождества Христова впервые начали в III веке на Востоке. К тому же, воспоминание рождества Спасителя было объединено с его крещением в реке Иордан. А само название "Богоявление" выражало мысль о Божественном явлении во плоти – Рождеством Христовым.

Традиция совместного празднования оставалась актуальной до второй половины IV века, а в некоторых регионах сохранялась до середины VI века.

Постепенно эти два события: Рождество Христово и Крещение стали разделяться. Празднование Рождества Спасителя было перенесено на 25 декабря, а Крещение Иисуса Христа вспоминали 6 января – в единый ранее день.

Первыми такое разделение стали соблюдать церкви Антиохии и Каппадокии. Под их влиянием празднования разделили и в Константинополе. Примерно в 430 году праздники стали отдельными и в Александрийском патриархате. Последним перенявшим новую традицию стал Иерусалим – в середине VI века. Правление императора Юстиниана I положило конец практике раздельного празднования двух важных событий церковной истории.

Повествование о дне Рождества Христова существуют в двух Евангелиях: от апостолов Матфея и Луки. Описания Рождества Христова взаимно дополняются евангелистами, каждый из них вносит в повествование что-то свое.

В дни Рождества Христова – с 7 по 17 января – пост в Православной Церкви отменяется, а вместе с ним не совершают коленопреклоненных поклонов.
14 января (воскресенье) – По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Евангельское предание сообщает, что на восьмой день после Рождения Иисуса Христа он прошел обряд обрезания, как это было принято в ветхозаветном законе. Данная традиция была обязательной для каждого еврейского младенца мужского пола, как знак завета Бога с праотцом Авраамом и его будущими поколениями.

Считается, что факт обрезания являлся прообразом таинства Крещения.

Первые упоминания празднования Обрезания Господня в Восточной Церкви формируются ближе к IV веку.

Накануне праздника служится всенощное бдение.

18 января (четверг) – Навечерие Богоявления или Крещения Господня (Крещенский сочельник).

Постный день.

До разделения двух событий - Рождества и Крещения Спасителя - этот день был подобием предпасхального поста, который в первые века христианства длился два дня.

Сегодня меру поста верующие определяют индивидуально: по своим силам или совету священника.

В этот день, как и в Рождественский Сочельник, принято варить сочиво. Согласно Типикону Православной Церкви (Церковно-богослужебная книга, определяющая порядок православного богослужения), вкушать пищу сверх нужды считается неприемлемым.

По окончании Божественной литургии в храмах совершают великое освящение воды, что считается особенно торжественной службой. Вода, освященная в этот день в храме, носит называние Агиасма.
Начиная с XI – XII века торжественное освящение воды совершают два раза: в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господа и Спаса Иисуса Христа.

19 января (пятница) – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Поста нет.

Богоявлением праздник называется в честь события, описанного в Евангелиях: при крещении Господа миру показалась Пресвятая Троица в лицах Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец произнес с небес о своем Сыне, Сын – Иисус – принял Крещение в священной реке Иордан от Пророка Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

В этот день среди верующих распространена традиция окроплять святой водой жилища, произнося молитвенное песнопения Праздника.

Святую Крещенскую воду полагается употреблять натощак в малых количествах. Если освященная вода заканчивается, ее остатки принято разводить с обычной питьевой водой.

Православный календарь на февраль

15 февраля (четверг) – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Поста нет.

Церковная история говорит об этом дне следующее: спустя сорок дней после Рождества Иисуса Христа его родители – Пречистая Божья Матерь вместе со святым Иосифом – пришли из Вифлеема в Иерусалим к храму, чтобы принести Богомладенца Христа для исполнения Моисеева закона. Данный закон предполагал очищение путем принесения жертвы Богу через священническую молитву. Кроме этого, следовало поместить первенца пред Богом и внести плату за него установленной ценой.

В законе Моисеевом обязательным считается посвящение Богу всех первенцев мужеского пола. Таким образом евреи отдавали дань Богу за Его великое благодеяние по отношению к их народу в Египте, когда Господь, убив египетских первенцев, пощадил израильских.

В то самое время, когда Богородица и праведный Иосиф принесли младенца Иисуса для совершения над ним предписанного обычая, в храме был праведный израильский старец Симеон, ожидавший утешения и благоденствия для народа Израилева, которые наступили бы с пришествием в мир Мессии. Самим Святым Духом праведному Симеону было обещано не умереть до тех пор, пока он не увидит Миссию Иисуса Христа. Встретив в храме Пречистую Деву с Младенцем, он подошел и принял Иисуса с радостью и благоговением. Благодаря Господа, он произнес: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром".

Кроме старца Симеона предание Церкви упоминает также живущую у храма вдову Анну - пророчицу, проводившую богоугодную жизнь. Именно она много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, всем, ожидавшим избавления.

Православный календарь на март

9 марта (суббота) – Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Поминовение усопших. Поста нет.

С 18 марта (понедельник) у православных верующих начинается Великий пост.

30 марта (суббота) – вторая неделя Великого поста. Поминовение усопших.

Православный календарь на апрель

7 апреля (воскресенье) – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Название праздника означает радостное известие Пресвятой Богородицы.

Данное событие описывается только в Евангелии от Луки. В нем рассказывается о том, что в небольшом палестинском городе Назарет произошло превышающее человеческое разумение явление – Божественное естество присоединилось к человеческой природе. К юной и скромной сироте из династии израильского царя Давида, к которой принадлежал и будущий ее обручник – праведный Иосиф, хранитель девства Марии, вдовец, которому она была обручена по еврейской традиции, которая воспрещала женщине быть одинокой, явился Ангел Господень – архангел Гавриил. Посланник Божий предрек ей восстановление древнего Союза Бога и человека. Начался отсчет предстоящей Новой эры – Рождества Иисуса Христа Спасителя мира.

"Сегодня – начало нашего спасения...", – воспевает Православная Церковь на богослужении в праздник Благовещения.

В этот день в народе существует красивый обычай – отпускать на волю плененных птиц, обычно белый голубей.

13 апреля (суббота) – четвертая неделя Великого поста, Крестопоклонная. Поминовение усопших.

28 апреля (воскресенье) – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Постный день. Разрешается употребление морепродуктов.
православный календарь
Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается в последний день шестой недели Великого поста, за неделю до события Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Вербное Воскресенье – это народное название праздника. Накануне и в сам день праздника верующие христиане приходят на богослужения в храмы с веточками верб.
Событие Входа Господня в Иерусалим описано в Новом Завете. Ранняя весна приблизительно 30 года от Рождества Христова, в Иерусалиме прибывает прокуратор Иудеи Понтий Пилат, для наблюдения за римскими подданными – иудеями. Близится еврейская Пасха – важный праздник для богоизбранного народа. За шесть дней до нее Иисус Христос отправляется к главным городским воротам, как настоящий Царь. Но въезжает Он туда не на боевом коне, но на кротком осле, являющимся символом мира. Встречные люди приветствуют Иисуса Христа пальмовыми ветвями и скандируют: осанна! ("спаси нас!"). Они надеются, что Он покажет божественную мощь и римские захватчики исчезнут, а начнется вечное Спасительное Царство. Но Христос не собирался уничтожать римскую армию и исправлять политическую систему.

На манер встречающим Христа его современникам, мы также идем в этот день с зелеными ветвями в руках. Только для наших широт это чаще всего первые распустившиеся после зимы веточки дерева. Христиане теплых широт встречают Спасителя как и прежде – с ветвями пальм, лавра или с цветами.

Православный календарь на май

5 мая (воскресенье) – Светлое Христово Воскресение. Пасха.

Великий христианский праздник. Дата рассчитывается по лунно-солнечному календарю в период с 4 апреля по 8 мая.
православный календарь на 2024 годВоскресение Иисуса Христа – важнейшее событие Священной истории. О нем говорится во всех четырех Евангелиях. Невинного Христа распяли на Кресте, и Он умер за грехи всех людей, живущих тогда, сейчас и тех, кто будет жить в будущем.

Мертвое Тело Спасителя сняли с Креста, отнесли в гроб, высеченный в скале и, закрыв вход камнем, ушли, потому что начиналась суббота – иудейский праздник пасхи.

На рассвете после субботы женщины пришли к гробу, чтобы подготовить тело Учителя к погребению – помазать его специальным миром. Но, подойдя к скале, они увидели пустую пещеру: только пустые погребальные пелены остались на месте, где должно было лежать тело Спасителя. Женщинам-мироносицам (от слова – миро) предстал ангел, известивший их о том, что Христос Воскрес!

6 мая (понедельник) – начало Светлой Седмицы – сплошная неделя.

Пост отменяется.

Начиная с Пасхального воскресенья и во всю Светлую Седмицу по великой радости в честь Воскресения Христова в православных храмах не служат заупокойные службы.

14 мая (вторник) – Радоница. поминовение усопших, поминовение усопших воинов.

Радоница произошла от слова "радость". Начиная со Светлой пасхальной Седмицы церковь предлагает радоваться рождению в жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Иисусом Христом, через Его Распятие и Воскресение, заслоняет скорбь о разлуке с усопшими родными. Христиане верят в то, что и после смерти верующие в Иисуса Христа не перестают быть членами Божией Церкви.

В этот день верующие посещают могилы своих усопших родственников и близких.

Благочестивые христиане перед тем как посетить кладбище отправляются в храм, чтобы поучаствовать в таинствах и помянуть усопших на Божественной литургии.

В околоцерковной среде существует обычай посещения кладбища в день Пасхи, что противоречит Церковному Уставу. Если человек погибает на Пасху, то его отпевают по особому пасхальному чину. Событие Воскресения Христова – это период исключительной радости по причине победы над смертью и печалью.

Православный календарь на июнь

13 июня (четверг) – Вознесение Господне.

Поста нет.

На сороковой день после Пасхи приходится событие, называемое в Церкви Вознесением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. О нем упоминается в Евангелиях от Марка и Луки и наиболее полно - в книге Деяний апостольских.

С момента Своего Воскресения и в течение сорока дней Иисус Христос возникал рядом с апостолами и разговаривал с ними о Царстве Небесном. Но по прошествии этого периода Христос с апостолами оказался на Елеонской горе, где Иисус оповестил их, что они примут Святого Духа и станут свидетелями о Нем по всему миру (Деян: 1:8). Благословив их, Иисус стал отдаляться в небо, пока совершенно не скрылся от их глаз в облаке. После чего к ним опустились два мужа в светлых одеждах и сказали о том, что Иисус придет таким же образом как ушел – восходящим на небо.
 
23 июня (воскресенье) – День Святой Троицы. Пятидесятница.

Поста нет.

Православные верующие в этот день вспоминают, о том, что на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

Церковь рассказывает, что Божья Матерь и апостолы собрались в Сионской горнице для того чтобы встретить иудейский праздник Пятидесятницы – когда после Исхода евреев из Египта Бог даровал Моисею Десять заповедей.

В книге Деяний это событие описано так: неожиданно возник грохот с неба, словно от сильного порыва ветра, и появились как бы огненные разделяющиеся языки, и остановились по одному на каждом из присутствующих. От чего они исполнились Духа Святаго, и стали способны говорить на разных языках. Бог осуществил Свое обещание о том, что даст Утешителя, который останется с верующими в Господа навсегда – Духа истины.

Это событие считается днем рождения Церкви Христовой.

Праздник также называют Днем Святой Троицы, потому что в этот день открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – основополагающий догмат христианской веры.

В традициях Русской Православной Церкви на Троицу храмы украшают ветвями березы, а на пол выкладывают свежую траву. Священнослужители в этот праздник одеты в облачения зеленого цвета – цвета Святого Духа.

По окончании праздничной Божественной литургии в храмах служат великую вечерню, на которой поются песнопения, величающие Святого Духа, после чего священник коленопреклоненно читает особые молитвы: о Церкви, о спасении молящихся и об упокоении всех усопших. Во время чтения этих молитв все верующие в храме также стоят на коленях. Этим богослужением заканчивается пасхальный период, в течение которого не полагается совершать земные поклоны.

Православный календарь на июль

1 июля (пятница) – Начало Петрова поста.

Пост также имеет название Апостольского, в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Ежегодно начинается в разные числа – спустя неделю после празднования Пятидесятницы, но всегда длиться до 12 июля.

Пост создан в память о миссионерском труде и мученической кончине апостолов. Он не является строгим: на протяжении всего периода разрешается употребление в пищу рыбных блюд. Исключение – среда и пятница.

12 июля (пятница) – День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Разрешается употребление рыбных блюд.

Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла назван в честь апостолов Христовых, распространивших благую весть по миру. Оба апостола встретили мученическую смерть за веру в Иисуса Христа.

Православный календарь на август

14 августа (среда) – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

Начало Успенского поста.

Точный греческий перевод слова "изнесение" означает "процессия". В древнем Константинополе была традиция: в августе верующие проносили Святыню крестным ходом вокруг города с мольбой об исцелении горожан.

В Русской Православной Церкви этот праздник присоединился к событию Крещения Руси, произошедшему 1 августа 988 года.

В этот день из алтаря каждого православного храма выносят украшенный крест и водружают его на середине храма для поклонения верующим.

В сам день праздника также принято освящать воду и мед нового урожая, после чего благословляется его вкушение.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня дает старт подвигу Успенского поста.

19 августа (понедельник) – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Яблочный Спас.

Разрешается употребление рыбных блюд.

Само слово "преображение" переводится как "изменение формы". Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелиях (кроме Евангелия от Иоанна), так: апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа в Божественной и вечной славе.

В народе этот праздник носит название Яблочный Спас и всегда отмечается православными верующими 19 августа.

В Греции и Израиле праздник Преображения приходится на время созревания виноградных лоз. Христиане приносили спелые гроздья в храм для освящения и в знак благодарности Всевышнему. В наших широтах виноград распространен мало, но некоторые сорта яблок, например, в это время уже готовы к употреблению. Поэтому православные верующие несут в храм именно яблоки. Существует даже особая молитва – "На освящение начаток овощей (плодов)".

28 августа (среда) – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Разрешается употребление рыбных блюд.

"Успение" – устаревшее слово, в переводе на современный русский язык оно означает "смерть, кончина".

Праздник посвящен Божией Матери. В этот день Богородица приняла смерть и отправилась в Вечность к Господу. О смерти Пречистой Девы Марии известно из церковного Предания – источника православного вероучения, почитаемого вместе с Новым Заветом.
православные праздникиСогласно письменным источникам IV века, после смерти Богородица была телесно взята от гроба прямо на небо. На погребении Божией Матери находились все апостолы, кроме Фомы. По прибытие на место погребения спустя несколько дней апостол Фома пожелал увидеть гроб Пречистой. Чтобы проститься. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем не оказалось.

Этим событием у православных христиан заканчивается двухнедельный пост, по строгости сопоставимый с Великим.

29 августа (четверг) в народе отмечают Ореховый (или Хлебный) Спас. Это время сбора орехов, а также грибов. Наши предки в этот период заготавливали на зиму овощи и фрукты. Начиналось время засевания озимых культур.

Православный календарь на сентябрь

11 сентября (среда) – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Строгий пост.

В этот день православные верующие вспоминают событие, описанное в Новом Завете – убийство великого пророка Божия Иоанна.

Святой Иоанн Креститель, предсказавший пришествие в мир Спасителя и крестивший Господа Иисуса Христа, был отправлен в темницу по приказу царя Ирода Антипы, правящего в то время в Галилее. Предтеча Господень уличал правителя и его окружение в смертных грехах и злодеяниях. Правитель Иудеи страшился казнить святого, потому что народ любил Пророка. Но Иродиада – жена его брата, с которой он сожительствовал (чем нарушал еврейский закон) – научила свою дочь Саломею, чтобы она попросила царя убить Иоанна. Был пир, на котором Саломея танцевала для Ирода и его гостей. Танец понравился присутствующим, и царь дал слово, что исполнит любое желание исполнившей этот танец. Дочь Иродиады попросила принести ей на блюде голову Пророка. Ирод повелел исполнить просьбу.

Вспоминание этого события тесно связано с бытовыми суевериями. Например, считается, что нельзя в этот день есть круглые плоды (арбузы, яблоки, лук и картофель), потому что они символизируют голову. Раньше в домах было принято прятать острые предметы, так как они напоминали орудие казни святого. Некоторые убирали со стола напитки красного цвета, символизирующие цвет крови Крестителя.

21 сентября (суббота) – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Поста нет.

Событие Рождества Божией Матери описано в Церковном Предании – в Протоевангелии Иакова (II век н.э.).

Мария родилась от благочестивых и богобоязненных престарелых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был царского происхождения, а Анна – дочерью первосвященника. Их бездетность была источником печали для будущих родителей и была презренна в иудейской среде.

Однажды, праведный Иоаким пришел в Храм, чтобы принести положенную жертву Богу, но первосвященник не разрешил ему этого сделать из-за бездетности Иоакима. В отчаянии Иоаким ушел в пустыню, чтобы помолиться, Анна же молилась дома. Перед ними возник ангел и сказал о том, что их молитва услышана и родится у них потомство, о котором будут говорить весь мир.

Новорожденную праведники по данному ими обету, посвятили Богу, отдав Марию воспитываться в Иерусалимский храм до совершеннолетия.

27 сентября (пятница) – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Строгий пост.

В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Об этом свидетельствует Священное Предание.

А также в этот день принято говорить о возвращение Животворящего Креста из Персии в Иерусалим греческим императором Ираклием в VII веке.

Оба события являлись значимыми для верующих тех лет. В память о них Церковь установила строгий пост.

Православный календарь на октябрь

14 октября (понедельник) – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Поста нет.
православный календарьЦерковное предание говорит об этом событии следующее: сама Божия Матерь явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. Во время своего появления Богородица распростерла свой омофор (часть своего облачения, в виде широкой ленты, покрывающей голову) над присутствующими, что явилось благоприятным знаком заступничества Божией Матери над всеми людьми.

Тем не менее, Покров Пресвятой Богородицы отмечает только Русская Православная Церковь.

Православный календарь на ноябрь

28 ноября (четверг) – Начало Рождественского или Филиппова поста.

Филиппов пост называется так потому, что начинается после дня памяти апостола Филиппа. Заканчивается он к празднику Рождества Христова. К этому величайшему событию и готовит христиан период поста.

Православный календарь на декабрь

4 декабря (среда) – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Разрешается употребление рыбных блюд.

В это день православные христиане вспоминают момент, когда святые Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить данный ими обет Господу – посвятить единственную и долгожданную дочь Богу. Праздник пришел к нам из Церковного Предания.-0-
Новости рубрики Социум
Топ-новости
Свежие новости Беларуси