Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Политика

Беларусь и Индия: на пути к обновлению двусторонних отношений

18.03.2024 | 17:41
Глава МИД Беларуси Сергей Алейник 12-13 марта посетил с официальным визитом Индию, где провел переговоры со своим коллегой Субраманьямом Джайшанкаром, в других министерствах и госучреждениях, встретился с представителями местного бизнеса, а также передал в адрес премьер-министра Нарендры Моди послание Президента Беларуси Александра Лукашенко о путях развития белорусско-индийских отношений. Ранее глава нашего государства подтвердил интерес к укреплению взаимодействия с Индией до уровня стратегического партнерства, хотя остался недоволен состоянием дел в двусторонних отношениях, поручив откалибровать их основные направления, развивая которые на плановой основе мы могли бы быть полезны этой стране.

Своим мнением о важности взаимодействия Беларуси и Индии, о роли последней в новой глобальной архитектуре с корреспондентом БЕЛТА поделился заместитель начальника управления внешней политики Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Юрий Ярмолинский, который участвовал в международной конференции высокого уровня Raisina Dialogue в Нью-Дели.

"Гнев и другие сильные эмоции - это не политика"

Ключевым моментом в экономических дискуссиях стал тезис о необходимости переформатирования цепочек поставок и развития собственных производств в критических отраслях.

Эволюция повестки Raisina Dialogue последних лет показывает отход индийского экспертного сообщества от нарратива "мирового порядка, основанного на правилах", а также скепсис по поводу универсальности принципов западной демократии со ссылкой на отсутствие консенсуса об этих ценностях в самих странах Запада.

Лозунги западных спикеров о необходимости объединить усилия "для противостояния российской угрозе" парировались встречными просьбами индийских экспертов прояснить долгосрочное видение самой Европы по России. Одна из наиболее ярких цитат: "Гнев и другие сильные эмоции - это не политика".

Таким образом, Индия не собирается отказываться от реальной мультивекторной политики, сохраняет роль моста между Западом и Востоком, Югом и Севером, продвигает идею более справедливых международных институтов (в частности ООН), а также активно предлагает решения глобальных проблем.

Обширная география и количество участников конференции служат маркером того, что с Индией хотят дружить все, особенно страны Запада. В основе желания стоять в очереди за дружбой лежит понимание того, что именно Индия с учетом ее совокупного потенциала является реальным балансиром как России, так и Китая.

Такое внимание во многом определяет самосознание индийских элит, у которых в силу смены поколений от периода советской эпохи практически ничего не осталось. Они системно встроены в глобальные процессы, а базовым критерием развития отношений с партнерами выступает прагматичный национальный интерес.

Предвыборные расклады

Согласно последнему опросу Pew Research Center, премьер-министр Моди получил рекордный рейтинг одобрения сограждан - 79%, заняв третье место в мире по уровню поддержки нацией. Показательны также предпочтения индийцев автократической форме правления, поддержка которой возросла на 12% с 2017 по 2023 год.

Таким образом, исход грядущих в Индии в апреле - мае общенациональных выборов, кажется, предрешен. У Моди не появилось достойных соперников, а курс на строительство сильной независимой Индии, опирающейся на традиционные духовные ценности индуизма, по-прежнему работает и себя оправдывает. Конечно, есть ошибки и застарелые проблемы, но неизменным остается способность власти к тотальной эффективной мобилизации всех сил и ресурсов.

Экономический трек

ВВП Индии, выросший в прошлом году на 7,5%, сделал страну самой быстрорастущей экономикой планеты. По прогнозам международных институтов развития, он будет ежегодно увеличиваться на 6-9% в течение ближайших пяти лет, что позволит стране войти в тройку крупнейших экономик мира.

На долгосрочную перспективу индийское правительство делает ставку на трудоемкую промышленность. Сейчас она считается третьей в мире: уступает лишь Китаю и США, но уже опережает Германию. Доля промышленного производства, включая строительство, в ВВП Индии составляет около 25%. Обрабатывающие отрасли при этом занимают долю примерно 16-17%, что существенно выше, чем в России (13,8%), но ниже, чем в КНР (27,5%).

Аналитики Goldman Sachs считают, что одним из ключевых факторов успеха Индии является растущая демография. В ближайшие 20 лет страна сможет использовать это преимущество для увеличения производственного потенциала, развития сектора услуг и инфраструктуры. С учетом половозрастной структуры населения мобилизационный ресурс для промышленного рывка составляет от 250 млн до 500 млн человек - это огромные резервы, способные серьезно повлиять на мировой экономический баланс.

Устойчивый экономический рост, стабильная денежно-кредитная политика и динамика кредитования за последнее десятилетие повысили покупательную способность индийцев с высокими доходами. По оценкам консалтинговой компании Knight Frank, в 2023-2028 гг. число сверхбогатых людей (с активами $30 млн и более) во всем мире увеличится на 28%, а в Индии - на 50%.

Следует отметить, что экономический ландшафт Индии во многом сформирован традиционными бизнес-династиями, которые играют ключевую роль в развитии страны, а их деловые интересы охватывают практически все основные отрасли. По мере того, как Индия держит курс к статусу глобальной державы, эти династии, вероятно, продолжат влиять в том числе на политические процессы.

Переходу в категорию развитых стран к 2047 году, когда Индия будет отмечать 100-летие своей независимости, призвана помочь новая (2023) внешнеторговая политика, целью которой является доведение объема экспорта товаров и услуг до $2 трлн к 2030 году.

Меры по развитию экспорта во многом направлены на поддержку микро-, малых и средних предприятий, которые в экономике Индии играют одну из ключевых ролей, обеспечивая около 30% ВВП.

Продолжается развитие сети городов-кластеров отраслевой компетенции (towns of excellence) - промышленных хабов для максимизации экспортного потенциала конкретных секторов экономики.

Предусматривается усиление роли штатов в развитии экспортной деятельности, что подчеркивает потенциал регионального сотрудничества. Предполагается их отраслевая специализация в отношении товаров и услуг, создание институциональных механизмов и разработка программ развития экспорта. В новой политике также заложено увеличение доли сектора электронной торговли в экспорте до $200-300 млрд к 2030 году.

Важно понимать, что индийская стратегия - это игра в долгую. Ее целью является обеспечение экономического роста с выходом на третье место по ВВП в мире и вхождение в клуб великих держав. Достижение этой цели подразумевает наращивание экономических связей с США и ЕС, привлечение инвестиций и технологий. При этом, чтобы не попасть в критическую зависимость от Запада, Индия продолжит развивать связи с Россией и даже с КНР (несмотря на все противоречия), но по понятым для себя правилам.

При этом основополагающим принципом ведения бизнеса в стране является постулат Моди: "Когда вы помогаете развиваться Индии, Индия гарантирует ваше развитие", который перекликается с основными положениями программы "Делай в Индии".

Опыт соседей и белорусский путь

Российский и другой зарубежный опыт свидетельствует, что само по себе наличие стратегического партнерства с Индией, которое, как правило, имеет отраслевую специализацию и предполагает продвинутые экономические связи, не дает каких-либо преимуществ.

Например, соседняя Польша, товарооборот у которой с Индией за 2010-2022 годы вырос с $1,32 млрд до $5,56 млрд, не смогла убедить Нью-Дели в необходимости поднять планку двусторонних отношений до такого уровня. К слову, белорусско-индийская торговля в лучшие годы едва превышала $600 млн.

Несоразмерность ресурсных потенциалов с той же Россией не позволяет Беларуси в моменте более широко и быстро охватить Индию как в отраслевом, так и в региональном разрезе. А это значит, что нам нужна ассиметричная стратегия. В ее центре должны быть насущные потребности Индии. Важным представляется также системное преодоление стереотипного восприятия Индии в белорусском обществе при одновременном повышении осведомленности о ее возможностях среди управленцев и экспортеров.

У мировых амбиций Индии есть два измерения: политическое и экономическое, а ее элиты мыслят мир в категориях концентрических кругов: непосредственное соседство, расширенное соседство и остальной мир. Форматы взаимодействия с этими двумя Индиями нужны разные, но все они требуют от нас куда большей гибкости.

Да, Индия - страна сложная и малопонятная, обремененная множеством проблем. Но сегодня эта нация претендует в мире на моральную исключительность и цивилизационное величие хотя бы потому, что самобытность и многоукладность ее культуры уже давно стала глобальной мягкой силой.

Сегодня для Беларуси принципиально важно адекватно оценивать характер и темпы перемен в Индии, но особенно - ее будущие перспективы. Страна, которая ежедневно строит 28 км автомагистралей, а ежегодно - восемь новых аэропортов и полтора-два метро, претендует на роль лидера Глобального Юга и заслуживает большего внимания.

Именно поэтому нам надо в среднесрочной перспективе сделать Индии эксклюзивное, подкрепленное соответствующими ресурсами предложение в контексте ее потребностей и стратегических целей. Иначе в силу самодостаточности индийцев и встречного интереса к их стране остального мира белорусско-индийские экономические связи, вероятнее всего, продолжат слабеть.

Подтверждением тому, что такой подход работает, может служить опыт Армении. Так, министр труда и социальных вопросов этой страны Нарек Мкртчян, принимавший участие в упомянутой выше международной конференции в Нью-Дели, предложил Индии наладить альтернативный торговый маршрут для поставок грузов в Европу, в обход Красного моря. В марте по нему уже отправлен первый самолет, что, по оценкам СМИ, ознаменовало начало новой эпохи для индийских логистических возможностей и стратегического экспорта.

На своем уровне способствовать оживлению двусторонних отношений призван открытый откровенный диалог по линии экспертных сообществ двух стран с фокусом на их образе будущего. Надеемся, что достигнутые в Нью-Дели на полях конференции Raisina Dialogue предварительные договоренности с индийскими партнерами в ближайшей перспективе материализуются в конкретные проекты в сфере экспертной дипломатии и станут хорошей базовой инвестицией в более глубокое понимание этой страны.-0-