Флаг Пятница, 26 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +12°C
Технологии
02 февраля 2023, 12:55

Что из себя представляет космическая программа "Комплекс-СГ" и что она даст Беларуси?

Новый 2023 год открывает перед Беларусью в прямом смысле слова космические перспективы. С февраля белорусскую астронавтку начнут готовить к полету на МКС, на очереди - старт новой программы "Комплекс-СГ". Зачем Союзному государству понадобилась целая группа спутников, кто и сколько раньше зарабатывал на фото из космоса и какой профит получит именно наша страна от запуска зондов на просторы бескрайней Вселенной?

Беларусь уже 20 лет развивает космические технологии. Хотя и до этого наши ученые и инженеры активно участвовали в создании технических новинок, без которых полет к звездам оставался чем-то из области фантастики. Например, обшивка космических кораблей до сих пор создается на основе технологий, разработанных в Институте тепло- и массообмена. Но именно в 2003 году белорусы замахнулись на нечто особенное - собственный спутник, причем самого высокого уровня - с разрешением 2 метра. Таких на орбите в то время было всего несколько, и это делало проект не только имиджевым, но и экономически целесообразным.

- Стоимость фото, полученных от таких спутников, достигала $8 за квадратный километр, а аппарат в сутки мог сделать фото 100 тыс. кв. км. Даже если бы нашелся покупатель на каждый десятый снимок, то сам спутник окупился бы уже через два года, - подсчитывает директор предприятия "Геоинформационные системы" Национальной академии наук Беларуси Сергей Золотой.

Что наработали за 20 лет?

Над первым спутником - "БелКА" - начали работать после того, как Президент подписал соответствующий указ. Уже тогда белорусским предприятиям пришлось ломать голову над импортозамещением: "Пеленг" взялся за разработку оснащения для цифровых космических аппаратов, способного выдержать особые условия открытого космоса - перепады температур в 400 градусов и радиацию. А "Интеграл" с нуля создал аналог фотоприемных матриц для телескопа, производство которых в мировом разрезе до сих пор находится под контролем Госдепа США. И пускай запуск "БелКА" провалился из-за неисправности ракеты, обнаруженной уже после старта, этот проект все же сделал большое дело - он поднял на новый уровень знания наших инженеров, что очень пригодилось при создании второго спутника. Аппарат для дистанционного зондирования Земли запустили на орбиту в 2012 году, и несколько десятков белорусских организаций до сих пор пользуются полученной благодаря ему информацией. Причем совершенно бесплатно.

Так что к 20-летию наша космическая отрасль подошла с внушительным багажом наработок: многочисленные белорусские госпрограммы и восемь - в рамках Союзного государства. На подходе девятая - "Комплекс-СГ".

- Эта научно-техническая программа - продолжение уже реализованных космических проектов Союзного государства. "Комплекс-СГ" направлен на создание наноспутников, аппаратуры наблюдения и мониторинга атмосферы, - рассказал председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков. - Рассчитываем, что к 2026-му в рамках программы будет создан малый космический аппарат и два наноспутника - российский и белорусский. Нашему государству это позволит закрыть пробел в развитии приборостроения, который связан с созданием малых спутников, а также производить на своей территории высокотехнологичную продукцию, сформировать кадры для космической отрасли. С белорусской стороны в программе будут участвовать различные институты НАН, промышленные предприятия, вузы и другие организации.

В целом, отмечает Сергей Шлычков, благодаря реализации Союзных программ наука и экономика стран-партнеров уже получили сотни новейших разработок мирового уровня.

Какие требования к тем, кто хочет полететь в космос? Рассказал академик НАН Беларуси

Информация в "Комплексе"

Специалисты отмечают: с одной стороны, на рынке космической информации каждый год появляется все больше предложений, с другой - в критических ситуациях купить ее бывает невозможно. Здесь уже во главу угла становится политический вопрос. Сейчас, например, снимки высокого разрешения, сделанные над Украиной, не продаются.

- Следовательно, если у тебя нет своего спутника, то и информации нет, - говорит Сергей Золотой.

И даже несмотря на то, что на орбите уже находится немало спутников дистанционного зондирования Земли, спрос на их данные растет.

- Как и на продукты их обработки. Причем интерес увеличился не только за рубежом, но и в странах Союзного государства. В Беларуси и России спрос растет примерно на 30-40% каждый год, - отмечает директор департамента стратегического планирования Роскосмоса Юрий Макаров.

Программа "Комплекс-СГ" предполагает создание ряда спутников, причем белорусско-российский станет более совершенным, чем уже работающий на орбите БКА. У нашего аппарата дистанционного зондирования Земли разрешение 2 м, у новинки - 0,35 м.

"Комплекс-СГ" предполагает и создание двух наноспутников - белорусского и российского. Над отечественным наши ученые уже работают. Планируют завершить его в течение нескольких лет.

- Белорусский спутник может быть запущен в 2025 году. Там 100-процентная отечественная комплектация - съемочное оборудование, электроника, - отметил председатель президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков.

Наш наноспутник запустят вместе с российским, следуя мировому тренду: в космос аппараты доставляют кластерно, чтобы они смогли образовать орбитальную группировку, - так запуск становится дешевле. Управлять спутниками Союзного государства будут с Земли - это совершенно новая для наших стран технология.

Что даст новая космическая программа?

Какой эффект ждут от новой космической программы? С помощью спутников мы, например, сможем получить более полную и точную информацию о температурных аномалиях, очагах лесных пожаров, в том числе приближающихся к границе нашей страны. Подразделениям МЧС это поможет с минимальными потерями останавливать огонь. Подобный случай, кстати, был в 2019 году. Тогда со стороны Украины приближался пожар. Достоверно узнать об этом нам помогли только снимки из космоса, ведь страна-соседка отказывалась признавать, что в Чернобыльской зоне что-то горит. В результате к тому времени, когда огонь подошел к границе, белорусские пожарные были наготове и быстро потушили его. Поэтому с нашей стороны тогда выгорело всего 4 га, с украинской - тысячи.

Не менее важно и то, что наблюдение из космоса за сельхозугодьями поможет более точно прогнозировать урожайность посевов, а за геологическими формациями - рациональнее искать полезные ископаемые.

И, конечно же, все полученные во время работы над программой "Комплекс-СГ" знания, опыт и технологии помогут белорусской науке и инженерии сделать очередной шаг вверх по лестнице, ведущей прямо в небо.

| Елена ИВАШКО, газета "7 дней", фото БЕЛТА.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ