Еще десятилетие назад сложно было себе представить, что в школах будут использовать цифровые доски, планшеты вместо книг, а после занятий дети будут учиться собирать самых настоящих роботов. Однако технологии не стоят на месте, а школы идут с ними в ногу: теперь здесь мультиборды, планшеты и современные компьютеры. А в Александрийской средней школе Шкловского района с этого учебного года появился еще роббо-класс. И первыми, кто загорелся идеей собрать своего робота, стали пятиклассники. Корреспонденты БЕЛТА приехали в Александрию, чтобы познакомиться с будущими робототехниками и их учительницей информатики.
Школа, как обычно, встречает гулом детских голосов: у ребят перемена и они стайками перебегают туда-сюда. Найти среди них пятиклассников оказалось несложно - они почти всем классом торопились к кабинету информатики - ведь у них должен был начаться факультатив по робототехнике."Заходите скорее", - зовет всех в класс учитель физики и информатики Жанна Анатольевна Карпина. Ребятам дважды повторять не надо.
"Наш робофакультатив появился только в этом учебном году. Для того, чтобы учить детей собирать и программировать роботов, сначала нужно было самой научиться это делать, - смеется учительница. - Мне самой это очень интересно, потому прошла курсы повышения квалификации, активно продолжаю участвовать в различных семинарах и вебинарах по этой теме. Хочется дать детям максимум полезной и интересной информации, которую они будут использовать уже тогда, когда мы перейдем к практической части".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000025_191BC25CD5C001494325890B003D5954_151124.jpg)
Жанна Анатольевна поделилась, что раньше даже и думать не могла, что будет вместе с детьми роботов собирать. "Мне всегда нравилась физика и математика. Поступила в МГУ им. А.А. Кулешова вместе с подружкой за компанию. В Александрийскую школу попала не сразу, работала в другой. И вот уже 7 лет я преподаю физику и информатику в Александрии, - рассказала она. - Живу в Шклове, добираться до места работы несложно: ходят автобусы, дизели, иногда на попутках".
Учительница рассказала, что работу свою любит и никогда бы не променяла ее на что-то другое. "Где еще можно научиться собирать и программировать роботов? - говорит она. - Конечно, мы еще только в самом начале нашего пути в роботехнике, у нас появились специальные конструкторы по роботехнике, стойки, компьютеры".
Мы заглянули в одну из коробочек со специализированным конструктором: микросхемы, провода, какие-то платы - ничего общего с обычным конструктором. Нам показали и пример уже собранного робота - прозрачный круглый механизм на двух небольших колесах.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000025_191BC25CD5C001494325890B003D5954_601248.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000025_191BC25CD5C001494325890B003D5954_115983.jpg)
"На самом деле процесс создания робота начинается задолго до его непосредственной сборки. Ведь сначала нужно научиться его программировать. Для этого есть специальная компьютерная программа, с которой мы сейчас и работаем с классом. Сначала полностью изучим ее, потом перейдем уже к практической части - сборке. Тут же важно правильно соединить все компоненты, спаять провода и микросхемы, подключить их друг к другу. Конечно же, все это будут делать дети, а я им помогать. Но уже сейчас могу вам сказать, что это не самое обычное занятие, но очень интересное".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000025_191BC25CD5C001494325890B003D5954_979897.jpg)
Пятиклассники наперебой начинают рассказывать, что роботов собирать - это круто! "Когда сказали, что у нас будет такой факультатив - я сразу решила, что буду на него ходить. Было интересно посмотреть на разных роботов, научиться ими управлять. Сейчас мы играем на компьютерах, в программе собираем слова, которые как бы описывают, что будет делать робот, - поделилась пятиклассница Полина Мошкина. - Мне нравится математика. Я еще не думала, кем стану, когда вырасту. Но думаю, что знания, полученные на этих занятиях, мне пригодятся. Родителям мое новое увлечение тоже нравится".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000025_191BC25CD5C001494325890B003D5954_847756.jpg)
Иван Кучеров тоже учится в пятом классе. "Когда рассказали про это факультативное занятие, я подумал, что это было бы интересно: собрать и запрограммировать робота. Решил, что надо попробовать, - рассказал школьник. - Тут нужны знания по математике и физике. Потому что без них не получится правильно задавать программы для роботов. Иногда, конечно, бывает сложно во всем разбираться, но нам помогает наша учительница. Мне в школе очень нравится математика, русский язык, физкультура и искусство. А когда вырасту - хочу стать директором".
Александрийская школа в этом году пополнилась не только роботами - у них первыми в Шкловском районе появился свой 3D-принтер. И по словам Жанны Анатольевны, эта новая технология вызвала интерес у ребят постарше. "3D-моделирование заинтересовало учеников 8-9-х классов. Для нас всех - это тоже новая технология, которую мы будем осваивать. Уже попробовали сделать небольшой кубик на принтере. Процесс длился несколько часов, так ребята, и младшие и постарше, каждую перемену прибегали посмотреть, как все идет, - рассказала учительница. - В дальнейшем 3D-модели можно будет интегрировать в учебный процесс. Например, придумаем что-нибудь с учителем математики, чтобы можно было использовать созданные модели на уроках. А потом, может быть, разработаем свою сувенирную продукцию. Какие-нибудь брелоки или подставки".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000025_191BC25CD5C001494325890B003D5954_481921.jpg)
Жанна Анатольевна уверена - учебный процесс неотделим от новых технологий. "Мир сейчас очень быстро развивается. И нам необходимо давать детям знания и навыки, которые будут востребованы в современном мире. Кроме этого, в учебный процесс необходимо внедрять что-то новое: это делает процесс получения знаний более интересным. Причем как для детей, так и для самих учителей. Ведь несмотря на то, что мы сами даем знания, мы тоже продолжаем учиться, совершенствовать и узнавать что-то новое. В этом одна из особенностей работы учителем", - подытожила учительница физики и информатики.
По словам директора Александрийской средней школы Екатерины Петровской, новации в образовательном процессе попросту необходимы. "Развитие науки не стоит на месте. И новации в образовании нужны. Потому что общество шагает вперед, а наша задача - сделать выпускников конкурентоспособными, дать им знания и умения, которые помогут социализироваться в современной жизни, - отметила она. - Развитие материально-технической базы еще нужно и для того, чтобы помочь детям определиться с будущей профессией. Не попробовав, они не смогут это понять. В нашей школе появилась возможность познакомиться с тем оборудованием, которое применяется в современных технических профессиях. Это дает им возможность понять, интересно ли им развиваться в этом направлении, увлекает ли их этот процесс. А может быть, те ребята, которые даже не рассматривали техническую и IT-сферу, откроют ее для себя благодаря оборудованию, которое у нас появилось. В будущем мы будем развивать этот факультатив и привлекать на занятия детей всех возрастов".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2022/000025_191BC25CD5C001494325890B003D5954_206508.jpg)
Анастасия ГУЗОВСКАЯ,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-