Лучшая точка съемки, или Фотолетопись Николая Желудовича

2017-09-13 18:45

О нем коллеги говорят как о человеке-легенде - одном из основоположников белорусской репортажной фотографии. Он, как никто другой, умел заставить яркое мгновение остановиться и войти в вечность. Неслучайно его работы занесены в золотой фонд белорусской фотографии. Только в личной фототеке Николая Сергеевича Желудовича хранится более 10 тыс. негативов, сделанных за более чем 30-летнюю работу в журналистике, из которой 25 лет он посвятил работе в БЕЛТА. Несмотря на свой почтенный возраст, а ему 16 сентября исполнится 90 лет, он по-прежнему активен и бодр, следит за жизнью страны и развитием фотографии, занимается съемкой автобиографического кино.

Первые шаги в профессию

Мир фото ему приоткрылся в удивительно красивом и в то же время суровом крае - на Чукотке, куда его забросила служба в армии. Его друг в конце 1950 года купил старенький фотоаппарат ФЭД и, не сумев освоить, продал Николаю Сергеевичу. Он быстро разобрался и стал выполнять просьбы о фотографиях на память, что приносило небольшой доход и моральное удовлетворение. Часть средств отправлял переводом на малую родину, в село Дашковка (Могилевский район), где жила семья. После службы вернулся в Могилев и поступил в техникум при машиностроительном институте. Все разнообразие жизни коллектива снимал на пленку и организовывал фотовыставки. Так что одновременно с технической учебой приобретал навыки фоторепортера. Фотографы-бытовики, которые оформляли выпускные альбомы, использовали жанровые снимки начинающего фотографа.

Фотографию не забросил и тогда, когда пришел на работу в качестве инженера по внедрению новой техники на завод "Строммашина". Как-то в начале 1958 года завод посетил фотограф газеты "Звязда". Его заинтересовали снимки Николая Желудовича, и он предложил ему стать внештатным фотокором. "А уже к концу 1958 года переводом обкома партии я ушел с завода штатным фотокорреспондентом газеты "Могилевская правда", - вспоминает ветеран. - Освободилось место под солнцем из-за ошибки коллеги, который вместо заслуженной доярки дал на передовицу фото официантки и ее комментарий про высокие производственные показатели сельчан".

Новая работа пришлась Николаю по душе, и вжиться в коллектив у коммуникабельного и обаятельного от природы молодого человека получилось быстро. Начались командировки по районам, и в одиночку, и с пишущим корреспондентом. Совместные фоторепортажи, фотозарисовки. "Работа увлекала и нравилась. Каждый день общался с людьми разных профессий: хлеборобами, врачами, производственниками, спортсменами, работниками культуры и искусства, делегациями из-за рубежа. Каждый день открывал для себя что-то новое, - рассказывает Николай Сергеевич. - Только благодаря тому, что стал фотожурналистом, я в первый же год своей работы по ходатайству газеты получил на семью двухкомнатную квартиру. На "Стромммашине" пришлось бы еще лет 20 ждать. Поэтому стимул, условия для работы и творчества были, но в тоже время была высокая ответственность за порученный участок работы".

Не успел проработать молодой специалист и года в газете, как его начали агитировать на работу в фотохронику БЕЛТА. "В Минске понравились мои фото, а также привлекло то, что удачно снимает именно молодой человек, у которого хорошие перспективы. Но я подумал, что уйти сразу в БЕЛТА - неудобно и нескромно. Скажут, мол, только получил квартиру и тут же уходит, - отмечает собеседник. - Но в конце 1962-го я все же стал работать фотокорреспондентом БЕЛТА по Могилевской области. Работа была посолидней и более самостоятельная. Приходилось самому продумывать темы, составлять план на текущий месяц, согласовывать его с редакцией и выполнять. В Доме Советов тогда корпункт был совмещен с фотолабораторией, где можно было проявлять пленки и печатать снимки. Со временем редакция обеспечила фотокоров японской аппаратурой и автотранспортом".

"Для меня это была серьезная школа профессионального роста, - не скрывает Николай Желудович. - Нас чуть ли не каждый год посылали в Москву на семинары, где мы совершенствовали квалификацию, работали в связке с более опытными репортерами, набирались ума и знаний. Встречались, общались с коллегами, и это было постоянно. Трудовая биография в БЕЛТА - это еще и работа в тесной связке с пишущим журналистом. Для меня Николай Степанович Назарович, с которым мы трудились до самой пенсии, стал не просто коллегой, но и близким другом, с которым делили и тяжесть трудовых будней, и радость творческих успехов, всегда поддерживали друг друга. Это человек доброй души и щедрого сердца, с которым мы до сих пор общаемся".

Фото замечательных людей

"Я горжусь знакомством с маршалом авиации, трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом, - продолжает разговор собеседник. - Он прилетал в Могилев на всесоюзный туристический слет. Тогда в Любужском лесопарке вырос палаточный город. Там жили, общались и соревновались сотни туристов со всех уголков огромного СССР. По заданию обкома Компартии Беларуси и БЕЛТА мне довелось три дня провести с этой легендарной личностью. Я восхищался этим изумительной души человеком. К нему нельзя было безразлично относиться. И я до сих пор храню тассовский снимок, где Кожедуб вместе с маршалом Советского Союза Георгием Жуковым и трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным. Мне просто повезло быть рядом с человеком такой величины - асом-летчиком мирового масштаба на все времена. Вот кем нужно гордиться украинцам, вот пример для патриотического воспитания молодежи. Мы вместе с Кожедубом завтракали, обедали и ужинали, много общались, выезжали на встречи с трудовыми коллективами. Мои снимки маршала авиации были тогда напечатаны в передовицах многих популярных газет и изданий. Мне также посчастливилось снимать для репортажей и зарисовок других замечательных людей: председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, первого секретаря Компартии БССР, Героя Социалистического Труда Петра Машерова, легенду советской эстрады Людмилу Зыкину, прославленного пианиста Святослава Рихтера, знаменитого танцора Махмуда Эсамбаева и многих других". В личной фототеке мастера насчитывается более 10 тыс. негативов, которые собирается передать своему внуку Николаю. Он пошел по стопам деда и сейчас работает телеоператором в Москве.

Суд над Хусто Лопесом, или Непростая доля фоторепортера

Колхоз "Рассвет" (Кировский район), слава о котором гремела на весь Советский Союз, был в те времена одним из центральных мест для съемки фоторепортеров и для материалов журналистов. "А мне еще повезло не просто познакомиться с его основателем - Героем Социалистического Труда Кириллом Орловским, но и подружиться. Я даже мог позволить себе обмениваться с ним анекдотами, - замечает гуру репортажной фотографии. -Я понимал, не дай бог поругаться с этим человеком, не так что-то скажу или сделаю и получу в ответ, как он многим говорил, - "аферист, вон из колхоза!". И все, больше доступа туда не будет. Это я говорю еще и к тому, что не так легка и проста работа фоторепортера. Здесь нужно не только уметь щелкать рычажком камеры, но быть тонким психологом, обладать разносторонними знаниями и умением общаться с людьми, заслужить их расположение и доверие. Многие несведущие люди думают, мол, что тут такого: дали задание, отправили в командировку, поехал, нащелкал снимков и передал, вот и вся работа - ничего сложного. А я привожу, в том числе на мастер-классах с молодежью, пример из профессиональной биографии, как делал фоторепортаж в поддержку известного испанского коммуниста Хусто Лопеса. Когда шел над ним суд, мне дали в ТАСС задание - сделать снимки, как реагирует Кирилл Орловский, который был лично знаком с Хусто Лопесом, на то, что происходит с его другом. Сажусь в машину, беру фотокамеру и вперед. Приезжаю в "Рассвет", а Орловского нет, он на совещании в Могилеве. Возвращаюсь назад. Захожу в здание облдрамтеатра, где шло совещание с участием руководства области, отпрашиваю Орловского, объяснив, что это задание Москвы - ТАСС срочно нужны снимки Орловского. Когда Кирилл Прокопович узнал, в чем дело, то сразу выдал: "Это поможет Хусто Лопесу как мертвому припарки. Но раз тебе задание дали, то его надо выполнять. Поехали". Едем в "Рассвет" и на ходу в машине устраиваем перекус. А у меня голова кружится - что и как снимать? Это же для центральных газет. И тут возникла идея организовать оперативно в хозяйстве митинг, где руководитель выступает в поддержку Лопеса. Кирилл Орловский мне в ответ: "А ты знаешь, чтобы митинг организовать, нужно разрешение ЦК Компартии". Тогда я предлагаю: "Давайте, вы в трудовом коллективе будете читать газету, вокруг соберутся колхозники, а вы как будто им что-то по ходу рассказываете, жестикулируете". Вот этот снимок и пошел. Или вот пример, кода хочется снять не просто постановочный кадр, а развернуто - что-то жизненное, красивое, но люди иногда настолько зажаты, что боятся лишнее движение сделать. Чтобы снять это внутренне напряжение, мне пришлось однажды взять за талию одну из участниц заслуженного творческого коллектива и с ней пуститься в пляс. Они все хохотали так, что порвали животы. Но результат был налицо - тебе доверяют и фото выходят на высшем уровне".

Кроме работы и постоянных командировок, официальных репортажей, была возможность проявить себя творчески: пейзажные зарисовки, портреты обычных людей, городская среда и даже юмор. "Конечно, не все пропускали, но старались избегать зашоренности, - вспоминает Николай Сергеевич. - Однажды с моим коллегой Геннадием Семеновым делали репортаж о могилевских тяжелоатлетах, медальных надеждах страны. Они тогда базировались в Любужском лесопарке. Утром во время тренировки мы их поснимали и пообщались. И один из них, хорошо помню, что это был чемпион мира среди юниоров, как бы в шутку после упражнения с гирей, сказал, что я и вас могу также поднять. Я с фотоаппаратом взгромождаюсь ему на руку, и он медленно меня поднимает над головой. А в это время Геннадий Семенов делает несколько снимков. И в репортаже о штангистах этот снимок становится главным, его публикуют многие центральные газеты за подписью "Лучшая точка съемки фоторепортера Николая Желудовича". Вот так я стал знаменитым и попал на передовицы, хотя судьба фотографа быть, наоборот, за кадром".

О мастерстве

"Школа для журналиста нужна обязательно, - считает Николай Желудович . - Хотя бы элементарные правила. А затем проще вносить свои какие-то элементы, с опытом приобретаются умения. И все же у каждого фоторепортера должно быть свое мнение и свое видение. У меня постоянная связь с могилевским кинофотоклубом "Радуга". Они частенько приглашают на встречи, и я стараюсь выбираться, общаюсь с коллегами, передаю опыт молодым журналистам. Сейчас все гораздо проще - новая эпоха, мир цифровой фотографии. Раньше было гораздо сложнее и с пленкой, и с ее проявлением, и с печатанием фото. Да, изменилась технология, но суть-то ведь осталась прежней. В любой профессии ты должен быть мастером своего дела. Только в этом случае заслужишь авторитет и уважение. Ну и, главное, никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно совершенствоваться, быть смелым и дерзать, открывая новые горизонты!"

После выхода на пенсию он смог еще больше путешествовать, снимать документальные фильмы о семье.

Почти 23 года с момента ухода на пенсию прожил в Крыму, где успел еще в советское время построить дом и открыть бизнес. "Но каким бы ни был прекрасным Крым, я все чаще в последнее время стал задумываться о возвращении в свою родную Беларусь, - говорит Николай Сергеевич. - В 2014 году переехал домой". Сейчас живет в Могилеве в квартире у дочери Лены, осваивает компьютер и интернет, переводит свою фотолетопись в цифру, пишет автобиографию о непростой, но в то же время яркой и интересной жизни.

К 90-летнему юбилею Николая Желудовича БЕЛТА подготовила фотовыставку, на которой будут представлены 50 фотоснимков мастера - его уникальная фотолетопись за 25 лет работы в БЕЛТА. Открытие выставки состоится 25 сентября в кинотеатре "Чырвоная зорка" Могилева. На протяжении месяца могилевчане и гости города смогут познакомиться с творчеством мэтра белорусской репортажной фотографии.

Сергей КУЛЯГИН,

ФОТО Олега ФОЙНИЦКОГО,

БЕЛТА.-0-