Проект "Архив свидетеля войны" представит Беларусь на 56-й Венецианской биеннале

2015-01-21 17:27

21 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Проект "Архив свидетеля войны" представит Беларусь на 56-й Венецианской биеннале современного искусства. Об этом сообщила на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, передает корреспондент БЕЛТА.

Беларусь представляла свои национальные павильоны на Венецианской биеннале дважды - в 2005 и 2011 годах. На нынешней биеннале, которая пройдет с 9 мая по 22 ноября, она представит проект "Архив свидетеля войны" (кураторы Алексей Шинкаренко и Ольга Рыбчинская, реализуется при участии художника Константина Селиханова), победивший в конкурсе концепций, который организовывало Министерство культуры. Всего в конкурсе участвовали более 30 проектов, и жюри в составе искусствоведов, критиков, представителей творческих союзов было поставлено в довольно сложные условия выбора, поскольку предложения поступили очень интересные. Второе место отдано проекту "Киносеанс" Константина Селиханова и Ольги Рыбчинской, третье - "РеинкарНация" Григория Ситницы.

Как отметила комиссар национального павильона, директор Центра современных искусств Наталья Шарангович, интерес к конкурсу кураторских концепций был высоким. Среди участников много молодых авторов, студентов, тех, кто через несколько лет будут развивать современное искусство. Жюри пришлось выбирать лучшее из хорошего. А отправным моментом послужило видение организаторов биеннале национальных проектов, которые бы раскрывали важные социально значимые вопросы. Оценивается в первую очередь креативная идея проекта, подчеркнула комиссар.

Особенность проекта "Архив свидетеля войны" в том, что посетитель становится не только зрителем, но и благодаря использованию информационных технологий его участником. Это проект о человеке - свидетеле явлений вневременного характера - о войне, конфликте, боли другого, страдании, страхе перед грядущим, неравнодушии. "Пространство общения" в проекте возникает на основе фотографического архива переломных моментов ХХ века - Первой и Второй мировых войн.

Павильон в Венеции символически будет представлен в двух пересекающихся плоскостях. Вертикальной - визуализация темы войны вне времени и географии через "неизвестный" фотоархив, и горизонтальной - плоскость взаимодействия и формирования незабываемого сильного впечатления у зрителя, которое будет происходить в контакте с содержанием архива: оригиналами и копиями фотографий, созданных во время военного конфликта, а также историями, оставленными участниками проекта. Фотографическая очевидность предлагается зрителю как отправная точка для формирования внутренней картины проекта. Описывая эту картину, зритель павильона тем самым оставляет свою историю, которая в конце процедуры участия предоставляется ему в виде напечатанной или электронной копии. Человек уходит с сознанием себя как активного участника, а не пассивного зрителя. Документальная фотография становится средством коммуникации между людьми, которая прорывает рамки времени.

Уже сейчас белорусы имеют несколько предложений о размещении своего проекта в центре Венеции. По словам Натальи Шарангович, планируется остановить выбор на современном здании, в котором можно разместить высокотехнологичный проект. Национальный павильон будет отмечен на карте города, в каталоге биеннале. У входа в павильон планируется установить инсталляцию, что позволит туристам не обойти его стороной.

Проект "Архив свидетеля войны" будет работать одновременно и в Минске в Музее современного изобразительного искусства (к слову, этот проект не готовился специально к конкурсу кураторских концепций и в августе-сентябре прошлого года уже был представлен в Музее современного искусства). Цель параллельной работы двух архивов мировых войн - выдерживая географическую дистанцию, проявить разницу свойств этих архивов, выявить их связь и взаимодействие. Между двумя площадками, как и между архивами, будет происходить обмен мнениями, вопросами и ответами.

Мультимедийным элементом в экспозиции павильона станет инсталляция Константина Селиханова "Лес" - множественный образ и метафора вечной природы, белорусского ландшафта, дома, укрытия как продолжение дигитальной среды павильона, призванной замедлить и предложить зрителю паузу, переменить тактику восприятия.-0-