РЕПОРТАЖ: Как работается минским контролерам общественного транспорта без спецформы

2017-03-27 15:10

Экипировка минских контролеров общественного транспорта менялась не раз - от специальной формы до жилетов с яркими светоотражающими элементами, затем просто синих. Последнее нововведение - разрешение работать в обычной одежде. Правда, пока оно коснулось только трамвайных маршрутов. Транспортники рассчитывают сделать сотрудников менее заметными, а пассажиров более дисциплинированными. А 25 марта в СМИ появилась информация, что с 1 апреля помогать ловить зайцев будут дружинники. О ревизорах в штатском и уловках безбилетников - в репортаже корреспондентов БЕЛТА.

"Многие минчане, увидев издали контролеров, сразу покидают транспорт или быстро пробивают талоны, - отмечает начальник контрольно-ревизорской службы государственного предприятия "Минсктранс" Юрий Давидович. - Мы приняли решение провести эксперимент и отказаться от фирменных жилетов при контроле трамвайных линий. Так работают во многих европейских странах. В перспективе возможно распространение опыта и на троллейбусные маршруты. Что касается автобусов, то в типовом положении о контрольно-ревизорской службе на автомобильном транспорте закреплена норма об обязательном наличии опознавательной формы".

Новые правила действуют меньше месяца и пока о конкретных результатах говорить рано. Количество составленных протоколов на нарушителей не увеличилось, но контролеры и водители заметили, что больше людей стали оплачивать проезд, а не дежурить у выхода. Хотя всегда есть те, кто никого не боится. В месяц в среднем за безбилетный проезд привлекаются к ответственности свыше 5 тыс. человек, из них на месте уплачивают штраф около 3,5 тыс. На остальных нарушителей составляется протокол об административном правонарушении.

Транспортники уверяют: нововведением не смогут воспользоваться мошенники. У работников контрольно-ревизорской службы при себе есть удостоверение, на одежде - бейдж с фотографией, указанием должности, имени и фамилии, скрепленные печатью, а также видеорегистратор. Последний нужен, чтобы исключить необоснованные обвинения контролеров в недостойном поведении, а также зафиксировать нарушения.

"Есть разные ситуации. Например, некоторые идут на принцип и отказываются давать контролеру свой билет или показывают его издалека. Случается, что подобные инциденты перерастают в конфликт с привлечением милиции, а пассажирам в возрасте требуется помощь медиков, - рассказывает Юрий Давидович. - Человек, который пользуется услугой, но за нее не платит, должен быть готов к тому, что будет оштрафован. Зачем пытаться уйти от ответственности, прибегать к различным уловкам, тратить свое время и здоровье? Контролер выполняет свою работу и заинтересован решить вопрос мирным путем".

Также встречаются факты, когда минчане пробуют прокомпостированным талонам вернуть прежний вид или дежурят у компостеров и валидаторов. Правда, с введением электронной системы зайцам стало сложнее - проверяющий при помощи служебной карточки блокирует устройства. А вот с поддельными талонами, а тем более проездными сотрудникам "Минсктранса" сталкиваться не приходилось.

Еще один непременный атрибут ревизора - ручной считыватель бесконтактных смарт-карт или мобильный терминал. Именно им проверяется оплата услуги.

Штат контрольно-ревизионной службы "Минсктранса" - 220 человек, есть свободные вакансии. Контролер в штатском Ирина Моисеенко отмечает, что в основном минчане оплачивают проезд, протоколов составляется немного. А зоркие зайцы успевают заприметить в толпе людей с видеорегистраторами и выскочить из трамвая. Коллега Мечислав Кевра добавляет: "Чаще всего попадается молодежь, те, кто не видел нас, уткнувшись в телефон".

Интересуемся у собеседников, каковы их действия, когда установлен факт нарушения. Для начала пассажира просят предъявить паспорт или вид на жительство, в противном случае контролирующее лицо должно обратиться в органы внутренних дел для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении.

"Даже если человек согласен уплатить штраф, но не представил документ, такая процедура обязательна, - поясняют контролеры. - Мы не можем привлечь к ответственности, не зная фамилию, имя, отчество, паспортные данные. Эта информация заносится в постановление о наложении административного взыскания, которое пассажир подписывает. При расчете на месте выдается квитанция. Нет наличных, но гражданин готов возместить ущерб, - ему через некоторое время придет извещение, штраф оплачивается через банк. Когда пассажир не признает вину, составляется протокол об административном правонарушении. Его можно обжаловать".

Штраф за безбилетный проезд в городском транспорте составляет Br11,5. Кроме этого, нужно оплатить поездку. Безбилетным считается проезд без талончика; с проездным, не соответствующим выполняемой перевозке (например, поездка в троллейбусе с проездным на трамвай), с проездным билетом (талончиком) без отметки в валидаторе или компостере; без документа, подтверждающего льготу по оплате проезда.

Наиболее распространенная отговорка у безбилетников - планировал купить талон у водителя, но у него не оказалось сдачи, или хотел рассчитаться карточкой. В таких случаях многие считают необоснованными претензии к себе. "Но это не правильно, - считают в контрольно-ревизорской службе. - Ведь в магазине никто не берет хлеб, если нет денег или продавец не смог рассчитать. То же касается и общественного транспорта".

Контролеры подчеркивают: законопослушным гражданам боятся нечего. Нововведение направлено на тех, кто хочет схитрить и бесплатно воспользоваться услугой. Главная его цель - не наказать, а заставить платить за проезд.

Надежда МАТВЕЕВА,

Фото Геннадия ЖИНКОВА,

БЕЛТА.-0-