Врачи рекомендуют отдавать детей с гиперкинетическим расстройством в школу с 7 лет

2015-08-19 15:41

19 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Детей с гиперкинетическим расстройством внимания и поведения желательно отдавать в школу с 7 лет. Такую рекомендацию озвучила сегодня на пресс-конференции в Минске заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков ГУ РНПЦ "Мать и дитя" Маргарита Девялтовская, передает корреспондент БЕЛТА.

"Детям с гиперкинетическим расстройством внимания и поведения рекомендуется идти в школу с 7 лет. Гиперкинетическое расстройство уходит по мере того, как созревает нервная система ребенка - к 11 годам. Если этим состоянием заниматься правильно, то оно может пройти благодаря психолого-логопедической и медицинской коррекции. Если не заниматься, то после 11 лет такое состояние перерастает в расстройства личности, формы аддиктивного поведения - зависимость от психоактивных веществ, употребление спайсов, спиртного, табака и т.д.", - пояснила Маргарита Девялтовская.

По ее словам, физическое состояние ребенка, состояние его органов и систем во многом определяет то, как он усваивает материал, насколько устает к концу учебного дня, как переносит нагрузки. В настоящее время количество пограничных нервно-психических состояний у детей достаточно велико. Им уделяется много внимания, но этот вопрос по-прежнему актуален. "У многих школьников есть гиперкинетическое расстройство внимания и поведения. Есть много профилактических мероприятий, которые помогают избежать ситуаций, когда ребенок буквально с первого дня получает характеристику, что он какой-то неусидчивый, что он не слушает на уроках, отвлекается и т.д. Увидеть проблему и помочь ребенку очень важно", - пояснила специалист.

Маргарита Девялтовская рассказала, что гиперкинетическое расстройство внимания и поведения характеризуется тем, что ребенок не может долго находиться на одном месте, ему все время нужно двигаться вплоть до того, что он просто не может сидеть за партой. При более легких формах ребенок постоянно двигает рукой или ногой, отвлекается. Для таких детей характерна импульсивность, отсутствие страха как такового: например, ребенок может перебегать дорогу, совершенно не думая о том, что попадет под машину. Они с трудом концентрируют внимание, долго не могут заниматься чем-то одним, хуже усваивают материал. "Всегда нужно разобраться, ведет ли ребенок себя таким образом просто потому, что ему хочется, или потому, что у него такое состояние нервной системы. Диагноз имеет право выставлять психиатр, психотерапевт, имеющий специализацию по психиатрии, невролог. Педиатр, который работает в поликлинике, должен об этом подумать и отправить ребенка на соответствующее тестирование", - подчеркнула она.

По словам специалиста, если родители приняли решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет, необходимо посадить его на первой парте рядом с учителем, который должен понимать, что школьник плохо себя ведет не потому, что он вредный, а потому, что не может по-другому в силу состояния здоровья. "Есть еще одна большая проблема. Ребенок, который идет в школу, сразу получает первый опыт обучения. Если этот опыт неудачный, то формируется негативное отношение к школе, к процессу обучения. Потом переструктурировать это практически невозможно. Что может учитель? Понимать, что к ребенку нужен индивидуальный подход", - пояснила Маргарита Девялтовская. Она констатировала, что дети с гиперкинетическим расстройством постоянно нуждаются во внимании. У них работает компонент эмоций, и каждый урок учительница должна лично к ним обратиться, как-то их поощрить, подбодрить, потому что похвала на них действует эффективнее всего. Им нельзя ставить цели, достижение которых требует большого количества времени. Полезна система поощрения, которую могут применять и родители, и учителя. "За любое самое небольшое достижение ребенку назначается какой-то приз. Когда ребенок достигает цель, он получает бонус, если не выполняет что-то - бонус вычитается", - рассказала специалист.

При этом она подчеркнула, что по интеллектуальным возможностям дети с гиперкинетическим расстройством, как правило, выше среднего уровня: "Если они реализуют потенциал, из них получаются талантливые люди, отличники учебы к подростковому возрасту, специалисты, которые достигают больших результатов. Если этими детьми не заниматься, то они уходят в негатив и к средним классам начинают существенно отставать от сверстников по оценкам", - отметила Маргарита Девялтовская.-0-