Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Андрей Заяц

Зачем и на каких условиях сектору услуг научных исследований Беларуси следует вливаться в ЕАЭС

Комментарии 05.10.2016 | 17:10
Андрей Заяц Андрей Заяц Заведующий отделом исследований интеграционных процессов Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси

Когда говоришь об общих рынках Евразийского экономического союза, невольно на ум приходит рынок энергоресурсов - как самый непростой для обсуждения. Однако создание интеграционного объединения предполагает сближение позиций и во многих других вопросах - например, это касается сектора услуг научных исследований и разработок (НИР). О том, насколько сложной будет для Беларуси либерализация в этом направлении, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассуждал заведующий отделом исследований интеграционных процессов Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Андрей Заяц.

"Суть вопроса, который решают страны при либерализации доступа к секторам услуг, часто заключается в том, чтобы либо принять решение о предоставлении равных условий всем поставщикам услуг на рынке, либо ввести ограничения для защиты национальных поставщиков услуг, например, предоставив им особые права на получение государственной поддержки", - пояснил специалист.

Многие развитые страны придерживаются режима полной либерализации сектора услуг научных исследований и разработок, кроме общих для всех секторов услуг ограничений по временному присутствию физических лиц. Но, в других случаях, ограничения по торговле услугами в этом секторе предоставляют странам высокую степень свободы в формировании национальной политики и систем поддержки научной сферы и производства инновационной продукции.

"Почему вопрос либерализации рынка является весьма чувствительным для сектора НИР Беларуси? Дело в том, что в нашем случае низок уровень конкуренции и велика доля государственной поддержки по отношению к мировым трендам", - заметил Андрей Заяц.

Так, доля государственного финансирования в секторе стабильно высока в республике на фоне других стран (по данным Белстата, 45% расходов на научную деятельность в 2015 году профинансировано государством). Это может косвенно говорить о том, что изменение правил игры в связи с более жесткой конкуренцией на рынке со стороны частных и иностранных компаний, вероятно, повлечет изменения в структуре занятости, собственности, источников финансирования в этом секторе услуг. В то же время в странах Организации экономического сотрудничества и развития, по ее данным, в среднем расходы на НИР составляют 2,4% к ВВП, у стран-членов Евросоюза - 2%, а доля государственного участия в данных расходах составляет соответственно 32% и 34%. То есть средний уровень государственного финансирования науки - это величина почти постоянная в цивилизованном мире, и вопрос лишь в том, каким образом страны мотивируют корпоративный сектор нарастить свои расходы на научные проекты.

"В организациях НАН Беларуси изучались последствия развития сценария, при котором значительную часть государственного финансирования в нашей стране получат научные организации-нерезиденты. Результаты изучения показали, что последствия от либерализации рынка НИР могут выражаться в ежегодных потерях сектора госуправления от снижения налоговых и других доходов бюджета, в сокращении рабочих мест в государственных научных учреждениях, снижении количества новейших белорусских разработок", - рассказал собеседник. Однако эти потери могут быть компенсированы ростом деловой активности, в том числе занятости, в негосударственных исследовательских организациях.

С другой стороны, параллели для поиска стратегии либерализации рассматриваемого сектора услуг можно искать не только в международном опыте, но и в инновационных секторах национальной экономики. Так, данные о секторе IT-услуг республики говорят, что на основе иностранных инвестиций почти без участия государственной формы собственности (доля которой составляет менее 3% по числу организаций) поставщики IT-услуг из Беларуси заняли высокие позиции в международных рейтингах и, по всей видимости, не нуждаются в защитных оговорках для рынка этих услуг.

Таким образом, ограничения по торговле услугами в секторе исследований и разработок, по данным ВТО, во-первых, применяются достаточно широко, а во-вторых, определяются в наиболее общей форме, предоставляющей странам высокую степень свободы в формировании национальной политики и систем поддержки научной сферы. В то же время страны, которые пошли по пути снижения конкуренции на рынке НИР и ввели ограничения национального режима, имеют достаточно невысокие показатели уровня производства услуг и расходов на исследования и разработки и большую часть этих расходов финансируют из своих национальных бюджетов.

Например, такие партнеры Беларуси по ЕАЭС, как Россия и Казахстан, при вступлении в ВТО не приняли обязательств перед членами ВТО в отношении государственной поддержки исследований и разработок независимо от сектора экономики, в которых они проводятся. При этом данные страны могут себе позволить профинансировать две трети расходов на НИР из государственных источников.

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.417 BYN 2.414 BYN 2.423 BYN
USD
2.112 BYN 2.108 BYN 2.114 BYN
RUB
3.2096 BYN 3.206 BYN 3.219 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко посетил агротуристический комплекс "Гарадзенскi маентак "Каробчыцы" 

Инфографика

Минск входит в тройку самых чистых городов мира Минск согласно рейтингу американского интернет-ресурса финансовых и аналитических новостей The Street занял по чистоте 3-е место.