Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Последние новости
Все новости

ДОСЬЕ: К 155-летию основоположника белорусского театра Игната Буйницкого

Культура 19.08.2016 | 09:56
Бюст Игнату Буйницкому в городе Глубокое
Бюст Игнату Буйницкому в городе Глубокое

Жизненная и творческая биография основателя белорусского национального профессионального театра Игната Терентьевича Буйницкого богата на множество интересных событий. Всего себя он отдал белорусскому народу, изучению и умножению его культуры и делал это по велению души, не взирая ни на какие трудности и преграды.

Родился Игнат Буйницкий в шляхетской семье в имении Полевачи Глубокского района Витебской области 22 августа 1861 года. В Риге окончил землемерное училище. Получив от отца небольшой надел болотистой земли, превратил ее в цветущий сад. По роду службы Игнату Буйницкому приходилось много ездить по Беларуси. Он наблюдал за жизнью простых людей, близко к сердцу принимал их беды. Образованный и вместе с тем простой и товарищеский, он быстро завоевывал симпатии людей и всегда был желанным гостем в крестьянских избах. Глубокое ощущение и понимание народного творчества, природный художественный талант позволили ему постигнуть характер и особенность веселых вечеринок, песен и танцев.

Согласно биографическим сведениям, Игнат Буйницкий учился в Виленской драматической студии, что имело значение для его дальнейшей театральной деятельности. Современники вспоминали, что Игнат Терентьевич не расставался с тетрадью, в которой записывал увиденное и услышанное: тексты белорусских песен, танцевальные композиции, узоры вышивок, собирал образцы народной одежды и орнаменты. Все чаще он устраивал в своем имении театральные вечеринки, в которых принимали участие сельские парни и девчата. К "дядьке Игнату" (так звали его окрестные крестьяне) люди шли с большой охотой - их привлекало доброе, открытое сердце этого человека, его искреннее увлечение песней и танцем. Буйницкий хорошо ощущал неутолимую потребность в основательном сценическом искусстве.

В 1907 году Игнат Терентьевич вместе с дочерьми Вандой и Еленой, а также со своими близкими друзьями создал в фольварке Полевачи любительский коллектив, в состав которого вошли танцоры, певцы, музыканты и чтецы. Был разработан репертуар из белорусских песен и танцев, стихотворений и небольших сценок преимущественно комедийного характера. Сначала бесплатные спектакли для крестьян шли в сельском "театре", который представлял собой крытый ток со "сценой" и лавками для зрителей.

Выступления проходили не только в имении Полевачи и деревне Прозороки, но и в соседних селах и местечках. Главное их достоинство было в том, что со сцены звучал родной язык, исполнялись знакомые простым людям народные танцы.

Слухи о "дворовом театре" Игната Буйницкого разнеслись далеко, и в феврале 1910 года коллектив пригласили принять участие в первой публичной белорусской вечеринке, которая прошла в Вильно. На ней выступал хор под руководством Людомира Роговского, был показан спектакль, подготовленный Александром Бурбисом, в конце свое мастерство продемонстрировала танцевальная труппа Буйницкого. Успех концерта был необыкновенным, что окончательно убедило Игната Терентьевича в необходимости создания профессионального театра.

Уже к лету 1910 года ему удалось сформировать постоянную труппу и начать продолжительные гастроли по Беларуси. Во время многочисленных выступлений коллектив приобрел основные черты профессионального театра с определенными эстетическими, гражданскими, этическими принципами и вошел в историю как Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Это был первый профессиональный театр в Беларуси в XX веке.

Творческий облик труппы проявился и в репертуаре. Его составили пьесы Марка Кропивницкого, Элизы Ожешко, Антона Чехова, Каруся Каганца. Буйницкий осуществлял общее руководство труппой, поддерживал ее материально за счет доходов от своего имения. Был он и первым танцором, выступал также в хоре, участвовал в драматических спектаклях. Как чтец-декламатор Буйницкий не ограничивал себя в выборе жанров произведений. Ему под силу были и стихотворения, и проза на бытовые, социальные и лирические темы. Игра Буйницкого отличалась жизненной и бытовой точностью, глубокой самобытностью и тонким юмором.

Первая белорусская труппа выступала в самых разных местах - в Вильно, небольших местечках Беларуси, Петербурге и Варшаве. Всюду ее выступления проходили с большим успехом. Афиши состояли из пяти отделений: драматический спектакль (как правило из одного действия), выступление хора, сольные песни, белорусские танцы на сцене, танцы в зале со зрителями. Свой восторг труппой и ее руководителем высказал Янка Купала в стихотворении "Ігнату Буйніцкаму": "Калі пусціцца скакаці, ажно сэрца скача; лепшых танцаў і ўвесь Піцер бадай што не бачыў".

Как вспоминал Змитрок Бядуля, "заўсёды пасля спектакляў дэкламавалісь беларускія вершы, у якіх будзілася свядомая беларуская думка. Гэтая думка тады на кожным кроку трывожыла паліцыю, якая чыніла беларускаму тэатру вялікія перашкоды, часам бывала так, што дазволены цэнзурай верш да друку не дазваляўся да дэкламацыі. Жывое бунтарскае слова са сцэны лічылася вельмі небяспечнай штукай".

Летом 1911 года труппа под руководством Буйницкого побывала в Минске. 25-26 июня в минском театральном зале "Париж" показала спектакли "По ревизии" Кропивницкого и "Модный шляхтич" Каганца. Посмотреть их могли местные модники - зажиточные люди, билеты для них продавались по совсем немалой цене. Но этот театр был доступен и бедным студентам - для них билеты стоили значительно дешевле.

Практически труппу содержал Буйницкий на свои личные средства. А средств требовалось немало - и на декорационное оформление спектаклей, и на театральные костюмы, и на дорожные издержки во время гастролей, и на оплату гостиниц и прожиточного минимума актерам. Правда, некоторая часть расходов покрывалась за счет сборов от показов, однако цены на билеты были низкими и доходы от них мизерными. Тем не менее актеры регулярно получали деньги за свою работу. Со временем оплачивать содержание театра Буйницкому становилось все труднее и труднее. Гастроли принесли такие расходы, что ему пришлось продать Полевачи и приостановить выступления.

Труппа просуществовала до 1913 года - из-за политического гнета и материальных трудностей ее прошлось распустить. Надежда создать новый белорусский театр никогда не оставляла Буйницкого. Вновь и вновь он искал возможности наладить театральное дело, но первая мировая война не позволила реализовать намеченные планы. Только после февральской революции 1917 года появились условия для театральной деятельности.

Буйницкого поддерживали прогрессивные деятели белорусской культуры: Янка Купала, Тетка, Тишка Гартный, Змитрок Бядуля и другие. Везде, где бывал этот неутомимый человек, по его инициативе и при его помощи создавались кружки художественной самодеятельности, любительские театры. В некоторых коллективах он задерживался на определенное время: проводил занятия с начинающими артистами, воспитывал руководителя, помогал подобрать репертуар. Благодаря такой деятельности многие коллективы прочно закреплялись в творчестве.

Последняя большая забота Буйницкого - участие в создании Первого товарищества белорусской драмы и комедии. Игнат Буйницкий стал одним из организаторов, а также руководителем Первого товарищества белорусской драмы и комедии, на основе которого в 1920 году был создан Государственный белорусский театр, который носит сейчас имя Янки Купалы. Но увидеть это Игнату Буйницкому уже не довелось. Во время первой мировой войны Игнат Терентьевич в возрасте 56 лет пошел на военную службу на Западный фронт, служил в интендантской роте 10-й армии, которая тогда была размещена в районе Молодечно.

Буйницкий и здесь находил время и возможность организовывать художественную самодеятельность. Это приносило большую радость как самим участникам любительских концертов и их сослуживцам, так и местному населению. Но в скором времени, 22 сентября 1917 года, пришло трагическое известие о внезапной смерти Игната Буйницкого. То ли от паралича сердца, то ли от тифа - конкретно не установлено.

Деятели белорусской культуры с глубоким сожалением встретили весть о смерти Игната Буйницкого. Вся белорусская печать откликнулась на это некрологами и статьями. В одной из них писалось: "Не хочется верить, что перестало биться горячее сердце искреннего сына Матери-Беларуси... Игнат Буйницкий будет долго жить в памяти тех, кому довелось видеть его на сцене".

Первоначально он был похоронен недалеко от деревни Полочаны на Молодеченщине. Позднее останки перевезли в Полевачи, а в 1975 году они были перезахоронены на центральной площади в местечке Прозороки Глубокского района.

Игнат Буйницкий был первым из тех, кто взялся за возрождение белорусского театра, он был пионером, который изучал и других учил белорусским народным танцам, он был первым, кто вывел белорусский народный танец из бедной сермяжной хаты на сцену, поставив белорусскую "Лявоніху" рядом с вальсами и мазурками. Достижения Игната Терентьевича Буйницкого в деле создания белорусского театра послужили той творческой основой, на которой в дальнейшем развивалось наше национальное сценическое искусство.

Игната Буйницкого называют отцом белорусского театра. Долгое время сохранялась свитка, в которой он выступал на сцене. Она передавалась лучшему актеру за роли, которые ранее исполнял сам Буйницкий. Где теперь эта свитка - неизвестно. Быль стала легендой. И в этой легенде увековечено имя Игната Буйницкого. В 1992-2009 годах актерам присуждалась Республиканская театральная премия в области театрального искусства имени Игната Буйницкого.

В августе 2011 года Национальный банк Беларуси ввел в обращение памятные монеты "І.Буйніцкі. 150 гадоў". Это серебряная монета номиналом Br10, пробой сплава 925, массой 16,81 г, диаметром 37 мм и медно-никелевая - номиналом Br1, массой 20 г, диаметром 37 мм.

В Прозорокской средней школе создан музей актера, в котором хранятся стихотворения-посвящения, среди них - "Шляхі Ігната Буйніцкага" Владимира Короткевича:

І гарэць той славе нятленнай шырокай

Да апошніх, бязведамных нашых вякоў,

За адну тваю спробу замест валокі -

Мову людзям вярнуць і зямлю бацькоў.

В 1975 году на родине Буйницкого установлен памятник с надписью "Игнату Буйницкому - основателю современного белорусского театра".-0-

Новости рубрики Культура
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.0967 BYN 2.09 BYN 2.095 BYN
USD
1.9739 BYN 1.966 BYN 1.972 BYN
RUB
3.1207 BYN 3.112 BYN 3.119 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Митинг "Поклонимся Максиму" состоялся у памятника Богдановичу в Минске

Инфографика

СНГ - 25 лет В составе СНГ активно взаимодействуют 11 государств.
Круглый стол Игорь Чернявский,
Ольга Верамей,
Елена Климович,
Алла Сташкевич,
Ольга Попко,
Юлия Авчинникова,
Владимир Счастный
13 декабря, 11:00 Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении национального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Иван Троцкий,
Андриан Давидеску
12 декабря, 15:00 Партнерство и инновации: отечественный производитель занимает трендовую нишу на рынке, замещая импорт белорусским товаром
Круглый стол Игорь Чернявский,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Армен Сардаров,
Вадим Глинник,
Иван Сацукевич
8 ноября Будущее старых кварталов Минска на примере Осмоловки: сохранить или...?
Круглый стол Дмитрий Калечиц,
Александр Заборовский,
Максим Ермолович,
Александр Швец,
Михаил Ковалев,
Александр Чубрик
19 октября Переговоры Беларуси с МВФ: ключевые точки и баланс интересов
Круглый стол Елена Машнина,
Геннадий Мицкевич,
Алексей Тюпанов,
Виктор Доронкевич,
Андрей Довнарович
11 октября Роль экспортно-кредитного страхования в экономике Беларуси
Пресс-конференция Борис Липьяйнен,
Владимир Сиротко,
Инесса Концевая,
Тео Симонс,
Артем Стрельченок
24 ноября Беларусь становится региональным центром компетенций по банковским решениям крупнейшего мирового вендора
Пресс-конференция Александр Строцкий,
Александр Пацеев,
Сергей Осипчик,
Ольга Бартман
16 ноября Здоровье белорусских мужчин: факторы риска и меры профилактики
Пресс-конференция Станислав Соловей,
Сергей Леончик,
Анатолий Жамоздик,
Михаил Свистун,
Михаил Михаловский
9 ноября Меры по обеспечению безопасности дорожного движения в зимний период
Пресс-конференция Татьяна Закжевская,
Сергей Смольский,
Наталья Шаблинская,
Андрей Зубков
20 октября Торговый дисбаланс: тенденции развития розничной торговли в стране и возможные перспективы
Пресс-конференция Леонид Шенец,
Игорь Качановский,
Владимир Комашко,
Анатолий Сильченко,
Владимир Августинский,
Григорий Бондарев
5 октября XXI Белорусский энергетический и экологический форум и V Белорусско-германский энергетический форум в Минске
Круглый стол Игорь Чернявский,
Ольга Верамей,
Елена Климович,
Алла Сташкевич,
Ольга Попко,
Юлия Авчинникова,
Владимир Счастный
13 декабря, 11:00 Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении национального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Иван Троцкий,
Андриан Давидеску
12 декабря, 15:00 Партнерство и инновации: отечественный производитель занимает трендовую нишу на рынке, замещая импорт белорусским товаром
Онлайн-конференция Марина Поболь 7 декабря Практика применения норм декрета №3 "О предупреждении социального иждивенчества" Пресс-конференция Борис Липьяйнен,
Владимир Сиротко,
Инесса Концевая,
Тео Симонс,
Артем Стрельченок
24 ноября Беларусь становится региональным центром компетенций по банковским решениям крупнейшего мирового вендора
Пресс-конференция Александр Строцкий,
Александр Пацеев,
Сергей Осипчик,
Ольга Бартман
16 ноября Здоровье белорусских мужчин: факторы риска и меры профилактики