ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +14°C
Все новости
Все новости
Культура
13 августа 2023, 09:11

К 110-летию со дня рождения народного артиста Беларуси Анатолия Богатырева

Анатолий Богатырев. Фото из архива БЕЛТА
Анатолий Богатырев. Фото из архива БЕЛТА

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста Беларуси Анатолия Богатырева.

В белорусской музыкальной культуре имя Анатолия Васильевича Богатырева символизирует целую эпоху. За плечами мастера, старейшины национальной композиторской школы, почти семьдесят лет творчества, плодотворной работы над операми и симфониями, кантатами и инструментальными концертами, многочисленными произведениями камерных жанров.

Родился Анатолий Богатырев 13 августа 1913 года в Витебске. Отец композитора окончил Витебскую духовную семинарию и Санкт-Петербургский университет. Преподавал русскую литературу и латынь сначала в Витебской гимназии, а затем в Витебском пединституте. Мать Анатолия Васильевича пела в церковном хоре.

Анатолий Богатырев начал заниматься музыкой с восьми лет. Поступил в музыкальную школу, где играл произведения Сергея Прокофьева - на то время малоизвестного композитора. Дальнейшее образование Анатолия Васильевича продолжалось в Государственном музыкальном техникуме (ныне - Минский государственный музыкальный колледж им.М.Глинки). Юноша проучился в техникуме всего два года, совмещая занятия на отделении фортепиано и композиции с концертмейстерской работой в Белорусской студии оперы и балета, а в 1932 году поступил в только что созданную Белорусскую государственную консерваторию.

На собственный путь в большом искусстве Анатолий Богатырев вышел рано, еще в студенческие годы, когда написал кантату "Сказ о Медведихе" на стихотворение Александра Пушкина - произведение, которое и на сегодняшний день украшает репертуар многих хоровых коллективов. Исполнение кантаты было первой встречей 24-летнего композитора с большой аудиторией. А через два года появилась опера Богатырева "В пущах Полесья" по повести "Дрыгва" Якуба Коласа, которая была поставлена на сцене Государственного театра оперы и балета БССР в 1939 году и показана в Большом театре СССР во время Первой декады белорусского искусства и литературы в Москве в 1940 году. Критика дала высокую оценку этому произведению. В печати отмечалось, что самой сильной чертой молодого композитора является мелодический талант. Именно в мелодии вся своеобразность, оригинальность его музыки и вместе с тем органическая связь с искусством белорусского народа.

Эти первые крупные произведения Анатолию Богатыреву принесли признание и широкую известность. В 1941 году композитору за оперу "В пущах Полесья" была присвоена Государственная премия СССР. Богатырев стал первым в то время лауреатом среди композиторов страны.

Развитие таланта Анатолия Богатырева, эволюция его эстетических взглядов и музыкального стиля проходили в сложный период становления Беларуси. Будучи учеником Василия Андреевича Золотарева, который развивал традиции русской классической музыки, Анатолий Богатырев воспитывался в уважении к высокому искусству, принципам его языка и стиля, приемам композиции.

Становление творческого характера композитора совпало с трагическими годами Великой Отечественной войны. Находясь в эвакуации в Свердловске, Богатырев написал кантаты, проникнутые тревогой за судьбу Родины. Сочинения военных лет утверждали благородство человеческого духа и веру в победу. Их немного, но все они значительные по содержанию, актуальные по тематике, волнующие по музыкальному изложению. Среди них - хоры и кантаты "Беларусь", "Ленинградцы", "Белорусским партизанам".

Послевоенные годы стали периодом осуществления творческих замыслов, расцветом композиторской деятельности Анатолия Богатырева. Он писал симфонии, концерты, камерно-инструментальную музыку, вокальные и хоровые жанры. В середине 50-х годов прошедшего столетия им была написана опера "Надежда Дурова", которая отразила тему подвига. К этому времени относится и интенсивная педагогическая деятельность Богатырева. С 1948 года он преподавал в Белорусской академии музыки, около 15 лет был ректором. Он успешно сочетал творческую и педагогическую деятельность. Широкая эрудиция, хорошее знание теоретических и практических основ композиторской техники, симфонического и хорового письма, особенностей музыкальной драматургии являлись неповторимыми чертами педагогики Анатолия Богатырева.

В 1970-1980-е годы Богатырев руководил национальной композиторской школой. Анатолий Васильевич воспитал не одно поколение белорусских композиторов. Среди них такие известные имена, как Юрий Семеняко, Генрих Вагнер, Евгений Глебов, Дмитрий Смольский, Игорь Лученок, Сергей Кортес, Андрей Мдивани, Владимир Солтан и другие. Самое ценное в его учениках то, что все они выбрали свой путь в композиции, выработали особый почерк и нашли свою тему в искусстве.

Анатолий Богатырев - глубоко национальный композитор, чей творческий образ сформировался под непосредственным воздействием белорусского фольклора, под влиянием поэзии Якуба Коласа, Максима Танка, Аркадия Кулешова, Петруся Бровки, Нила Гилевича. В стихотворениях белорусских поэтов Богатырев находил созвучные со своими мысли и чувства. Музыкальное произведение, написанное на поэтический текст, всегда пример "дуэта согласия", где поэт и композитор находятся на одной эмоциональной волне, а слова и музыка создают неразрывное единство, обогащают друг друга.

Анатолий Васильевич работал почти во всех музыкальных жанрах, но в каждый определенный период его творчества главенствовал какой-то один, который на некоторое время увлекал композитора, становился ведущим. И только романс остался спутником всей его творческой жизни. Обращаясь к поэзии Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Уильяма Шекспира, Тараса Шевченко, Анны Ахматовой, композитор смог подчинить традицию своему могучему и чистому таланту. В 2001 году впервые прозвучало прекрасное произведение Богатырева - вокальный цикл на стихи Сергея Есенина.

Анатолий Васильевич Богатырев - человек широкого образования, глубокий знаток литературы и поэзии, театрального искусства. Судьба и обстоятельства сблизили его с рядом всемирно известных деятелей культуры. Среди них - Владимир Немирович-Данченко, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Тихон Хренников и другие. Долгая и теплая дружба связывала композитора с Дмитрием Шостаковичем. В одном из писем к Богатыреву он писал, что "жизнь художника - это жизнь эпохи, жизнь в ее огне, напряженности и лиризме". Так и жил белорусский композитор Анатолий Богатырев - заслуженный деятель искусств Беларуси, народный артист, почетный член Международной Славянской академии наук, образования, искусства и культуры. По ходатайству этой академии Богатырев в 2001 году стал почетным гражданином Витебска.

Личность Анатолия Богатырева - значительная и неповторимая в белорусском искусстве. Его творческая, педагогическая и общественная деятельность является важным вкладом в сокровищницу национальной культуры Беларуси. Искусство Анатолия Васильевича Богатырева, его произведения входят в золотой фонд белорусской музыки, определяют ее достойное место в общеевропейской культуре. За высокие достижения в композиторской и педагогической деятельности композитор был награжден орденом Франциска Скорины, орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами "Знак Почета", Октябрьской Революции, Дружбы народов, а также многими медалями. Ему были присуждены Государственные премии Беларуси и СССР.

Умер талантливый композитор в 2003 году. В целях увековечения памяти народного артиста Беларуси Анатолия Васильевича Богатырева, признания его заслуг в развитии культуры Беларуси Совет Министров Республики Беларусь в 2004 году постановил установить в 2005 году надмогильный памятник на месте захоронения композитора на Восточном кладбище в Минске и мемориальную доску на доме номер 22 на проспекте Франциска Скорины (ныне - проспект Независимости), где жил Анатолий Васильевич Богатырев.-0-

Новости рубрики Культура
Топ-новости
Свежие новости Беларуси