ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 26 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +9°C
Все новости
Все новости
Интервью
20 апреля 2016, 09:44
Денис Мороз

Беларусь без принятия кардинальных мер может остаться на обочине мировой интернет-торговли

Денис Мороз
Денис Мороз

В Беларуси в скором времени появится новое общественное объединение, которое предположительно будет называться Ассоциация интернет-компаний Беларуси. Чем займется ассоциация и для чего понадобилось ее создавать? Об этом корреспондент БЕЛТА попросил рассказать одного из инициаторов ее создания, директора интернет-гипермаркета "Евроопт" Дениса Мороза.

- Денис Викторович, общественную организацию создают, чтобы решить какие-то задачи. Каковы они у вас?

- Основная - помощь белорусским законодателям в разработке новых правил торговли в интернете и оптимизация тех, которые уже действуют.

- А в этом есть потребность?

- Первостепенная. В области интернет-торговли мы отстаем от развитых стран лет на 10. От России - года на три. И отсталость белорусского интернет-рынка как раз обусловлена неразвитостью законодательной базы. Простой пример. Есть такое понятие, как наложенный платеж, когда заказчик товара оплачивает его при получении. Во всем мире он широко используется. Там компания, торгующая через интернет, поручает курьерской фирме забрать деньги за доставленный заказ и перечислить их на счет продавца. При этом служба доставки не обязана иметь кассовый аппарат компании-продавца. Иное дело в Беларуси. У нас многие ломают головы над тем, как получать оплату за доставленный заказ и в каком виде это отразить в бухгалтерском балансе. Наложенный платеж могут использовать только те, кто имеет почтовую лицензию. Спрашивается, зачем? Ведь интернет-продавца интересует только одна функция, и он не собирается оказывать почтовые услуги в полном объеме. На доставленный товар выдается квитанция, сделку легко проконтролировать. Но для того, чтобы убрать эту препону, нужны изменения в законодательстве.

Отсталость доставочного сервиса сегодня серьезно тормозит развитие белорусской интернет-торговли. За рубежом интернет-продавцы не заморачиваются, как мы, созданием собственных систем доставки. Есть специализированные фирмы, которые этим занимаются. Это их бизнес. Они обслуживают сразу несколько компаний, у них выстроены логистические цепочки, что позволяет снизить издержки до приемлемого уровня. Если мы не пойдем этим путем, то останемся на уровне слаборазвитых стран.

- Не сгущаете краски?

- Отнюдь. Сегодня во всем мире стремительно развивается интернет-торговля продуктами питания. В некоторых странах рост составляет 30-50% в год. Но это происходит там, где электронная торговля оперирует полным ассортиментом товаров, включая алкоголь и табак. У нас же само предложение разрешить подобное вызывает суеверный ужас. Хочу спросить: почему практически во всех странах ЕС алкоголь и табак через интернет продавать можно, а в Беларуси нельзя? У нас что, какая-то особая ситуация? Или мы не европейская страна? А вот пример, к чему приводят такие запреты. Всем известно суровое отношение к алкоголю в Финляндии. Здесь действуют строгие ограничения на его продажу, а акциз выше, чем в других странах Европы, в 2-2,5 раза. Существовал здесь и запрет на продажу алкогольной продукции через интернет. И вот его отменяют. Что же произошло? Глобализация сделала запрет неэффективным. Финны стали заказывать алкоголь через интернет в других странах ЕС, в той же Германии, к примеру. Даже с учетом доставки покупка обходилась дешевле, чем в собственной стране. В результате акцизный доход попадал в бюджет не Финляндии, а других стран. Воспрепятствовать этому финские власти не могли - в ЕС единое таможенное пространство. Как и у нас с Россией, к слову.

- Это такой толстый намек?

- Если бы. На рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации уже находится законопроект по отмене запрета на торговлю через интернет табаком и алкоголем. Есть все основания полагать, что его примут, и тогда мы повторим участь Финляндии... Во всех странах с высокоразвитой интернет-торговлей, таких как Китай, США, Великобритания и другие, через интернет изначально разрешили продавать практически весь ассортимент продовольственных товаров. Это стало стимулом развития интернет-торговли. Более того, интернет-продавцы в этих странах на начальном этапе получали различные преференции от государства. Например, широко известную компанию Amazon и другие интернет-сервисы США на несколько лет освободили от уплаты налога на добавленную стоимость. В Китае применялось прямое субсидирование со стороны государства. Из-за этого компании росли, создавали рабочие места и конкурентную среду внутри страны, а затем вышли с национальными товарами на экспорт. Многим в нашей стране известна китайская компания в сфере интернет-коммерции Alibaba и ее интернет-магазин Aliexpress. Это глобальный игрок, который продает товары практически во все страны мира, включая Беларусь. Его негативное влияние на товарооборот нашей страны достигло такой величины, что мы вынуждены были ввести защитные таможенные меры. С Россией такого не получится - мы в едином экономическом пространстве.

- Кстати, недавно российская газета "Коммерсантъ" обнародовала план создания российского варианта Alibaba и Aliexpress.

- Еще в декабре 2015 года президент России Владимир Путин поставил задачу создания в стране глобальной электронной торговой площадки. К этому проекту привлечены частные компании и различные государственные структуры. Минэкономики России подготовлен проект, который называется "Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем и внешних рынках". В этом документе описывается создание единой среды для интернет-торговли. Проще говоря, это будет сайт, с помощью которого любые интернет-игроки могут реализовать свои потребности не только по продажам внутри страны, но и за ее пределами. Интернет-площадка будет оказывать любые услуги: логистические, таможенные, страховые, финансовые, причем все это будет под контролем государства. Это выгодно как стране, так и интернет-игрокам. Они смогут осваивать рынки других стран. У правительства России есть планы работать и на таких глобальных площадках, как Aliexpress, Amazon и других. Все это прописано в проекте Минэкономики. Сейчас идет выбор, на базе какой из существующих российских электронных площадок создавать единый агрегатор. Свое желание стать им уже выразили "Яндекс. Маркет", "Юлмарт", Wikimart. Какую-то из этих площадок возьмут и "докрутят" до нужного состояния. Учитывая, что есть помощь со стороны президента и правительства России, нет оснований сомневаться, что проект удастся и заработает уже в нынешнем году. Сфера действия этой электронной площадки распространится и на территорию Беларуси - у нас с Россией нет таможенной границы. И тогда любой предприниматель России сможет продавать в Беларуси свой товар. А сможем ли это мы в отношении России? Ведь своей подобной площадки у нас нет. Я считаю, что Россия идет правильным путем, и нам не нужно ничего изобретать, а стоит заимствовать их опыт. Мы рассчитываем, что создаваемая нами ассоциация интернет-игроков сможет донести эту мысль до чиновников, ответственных за развитие торговли, и мы начнем двигаться более быстрыми темпами. В противном случае Беларусь останется на обочине мировой торговли.

- Даже так?

- Интернет - это глобальная среда. В нем нет понятия расстояний, есть возможности покупки любых товаров. Если мы этого не поймем, то проиграем в конкурентной борьбе. Ведь международные игроки, использующие глобальные же ресурсы, могут давать совершенно другие цены на свои товары. В итоге конкуренция может стать для нас непосильной. Белорусские участники в каком-то узком сегменте какое-то время будут пытаться конкурировать, но в итоге проиграют. По информации компании Amazon, которая является одним из самых больших держателей ассортимента в мире, 85% товаров помещается в обычную посылку. Значит, 85% этого ассортимента можно прислать в Беларусь из любой точки России, при этом, при удачно выстроенной логистике, цена товара будет ниже, чем аналогичного у белорусского продавца. Надо понять, что предприниматели и производители России заинтересованы в продвижении своих товаров. Это и есть самая большая угроза для белорусских производителей и белорусских ретейлеров.

Глобальный электронный магазин позволяет исключать все промежуточные звенья в торговле, такие как оптовые компании и посредники. Производитель напрямую выходит на эту площадку и представляет свои товары. Готовы ли белорусские предприятия к тому, чтобы продавать продукцию без своих оптовых звеньев? Есть ли у них такая возможность? Не уверен.

В мире сегодня интернет-торговля идет по пути глобализации и укрупнения. Создаются глобальные сервисы, где люди могут купить все. На интернет-площадке любой товар занимает одинаковое место, будь то грузовик МАЗ или коробок спичек. На сайте - всего лишь картинка и описание, остальное - метод доставки и логистика. К тому же и продавцу, и покупателю выгоднее иметь одну площадку. Привычный интерфейс, одни правила заказа, доверие к интернет-продавцу, когда в случае проблем с заказом он ответит своей репутацией и деньгами. Это понимают собственники интернет-ресурсов, поэтому постоянно расширяют ассортимент товаров и спектр услуг. Возьмем, к примеру, российскую компанию Ozon. Она начинала с того, что продавала в интернете книги. Сейчас у нее свыше 3 млн товаров в различных категориях. У Ozon появилось агентство по продаже авиа- и железнодорожных билетов, номеров гостиниц, турпутевок, страховок. Оборот этого агентства уже больше, чем выручка от продажи товаров. Людям это удобно еще и тем, что они получают общие скидки на все: как товары, так и услуги. В перспективе, и об этом недавно заявил председатель правления Сбербанка России Герман Греф, не останется и банков в традиционном понимании. Все перейдет в электронную среду. Многие функции банков станут выполнять глобальные операторы по интернет-торговле: то есть будут предоставлять займы, продавать товар в кредит и т.д.

- А как с торговлей продовольственными товарами? Здесь нас не потеснят?

- После того, как в России разрешат продавать в интернете полный ассортимент товаров, ничто не остановит крупные российские сети от экспансии Беларуси. У них для этого есть все возможности. Так, розничный оборот российской сети "Магнит" больше, чем у всей Беларуси! Представьте, какие у них закупочные цены и какие цены в розницу они могут предложить здесь! Для того, чтобы открыть в Беларуси интернет-магазин по торговле продуктами питания, ничего особенного не нужно. Арендуется большой распределительный центр, оборудуется по всем требованиям белорусского законодательства, привозится товар, причем в большинстве своем российский. Если они имеют возможность дешево закупать в России, зачем делать это в Беларуси? Если и станут закупать здесь, то окажут сильное давление на производителей, чтобы те снизили цены до уровня российских. Для покупателя это выгодно, но что будет с белорусским производителем? Из-за технологической отсталости затратная часть в ряде отраслей производства у нас выше, чем у соседей. Наша продукция станет неконкурентоспособной. Даже наша компания "Е-Доставка", единственная в Беларуси, которая торгует продуктами питания в интернете, в случае прихода "Магнита" либо какой-то иной крупной российской сети не сможет им ничего противопоставить. Такая ситуация может произойти очень быстро, буквально в считанные месяцы. Это глобальная угроза, которую, к сожалению, в Беларуси не видят.

- В связи с этим возникает извечный вопрос: что делать?

- Для начала разрешить продавать в интернете полный ассортимент продуктов. Розничная торговля в интернете должна быть в одном правовом поле со стационарной. Тогда в этот сегмент пойдут другие игроки, которым будет интересно и рентабельно работать. Создав собственные интернет-площадки, в том числе по образцу тех, что имеются в развитых странах мира, мы в определенной степени обезопасим себя от экспансии извне. На запретительные меры здесь рассчитывать трудно: в Таможенном союзе они не сработают. Нам нужно совершенствовать законодательство, снимая препоны на пути развития национальной интернет-торговли. Электронная коммерция - это и один из путей роста экспорта, в чем сегодня так нуждается наша страна. Такой пример: белорусский IT-сектор сегодня находится на передовых позициях в мире. Это получилось благодаря поддержке со стороны государства. Сегодня в ней нуждается электронная торговля. Упустим эту возможность - отстанем навсегда.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси