Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Лістапад-2016

XXIII Минский международный кинофестиваль "Лістапад" пройдет с 4 по 11 ноября. Организаторами форума выступают Министерство культуры Беларуси, Минский горисполком при участии Белтелерадиокомпании, Национальной киностудии "Беларусьфильм", Белорусского союза кинематографистов.

Дени Коте

Есть лишь один способ заявить о себе: снимать, снимать и вновь снимать

Интервью 13.11.2016 | 17:20

Нередко для гостей минского кинофестиваля "Лістапад" приезд в столицу Беларуси становится событием. Канадский режиссер, участник и лауреат международных кинофестивалей Дени Коте, возглавивший на нынешнем празднике жюри конкурса дебютных работ "Молодость на марше", из числа тех, кто впервые побывал на фестивале. Своими впечатлениями о кинофоруме, покидая Беларусь, гость поделился с корреспондентом БЕЛТА.

- Дени, как человеку, повидавшему различные фестивали, показался ли вам "Лістапад" отличным от других?

- Конечно, я много путешествовал и побывал на разных фестивалях. Признаюсь, отправляясь в Беларусь, я немного знал и о стране, и о минском кинофоруме. Но я был очень впечатлен высоким профессиональным уровнем организации, подбором фильмов. Очень интересная особенность - представление фильмов зрителям перед показом. Программный директор Игорь Сукманов, давая аннотацию к каждому фильму, помогал зрителям понять, что за работу они будут смотреть. Всегда на фестивалях просто выключают свет и транслируют фильм. Здесь отношение директората к зрителям настолько уважительное, что это невозможно не заметить. И, приехав в свою страну, непременно расскажу о таком опыте.

В любой стране между зрителями и создателями фильма - огромная пропасть. Ведь зачастую жюри оценивает картину как "вау", а зрители не понимают, говорят, что это какая-то ерунда. Пояснения искусствоведа позволяют публике гораздо глубже увидеть фильм. Кроме того, мне понравилась дисциплинированность людей, они приходят вовремя, не говорят в течение просмотра по мобильному телефону, что очень часто я видел в других странах. Здесь люди очень хорошо воспитаны по отношению к кино.

- Могу предположить, что ваши позитивные отзывы расширят представительство киномастеров из Канады на белорусском фестивале уже в будущем году.

- Конечно, я буду советовать приезжать сюда. Для нас Беларусь малоизвестна. Я был в Польше, Албании, Украине, России, но впервые в вашей стране, чему очень доволен, потому что мне с детства была интересна Восточная Европа. Порой я отказываюсь от путешествия в другие страны в пользу приглашения в этот регион. Следующая моя поездка в Любляну. И я очень рад, что количество маршрутов для меня расширилось за счет Беларуси.

- Дени, вы начинали как кинокритик. Это помогает в оценке работ председателю жюри?

- Я думаю, что критик и председатель жюри - это довольно близко, нет огромной разницы. Как глава жюри с большей перспективой оцениваю различные стороны фильма. Образование критика позволяет мне не руководствоваться эмоциями, а оценивать рационально и реалистично.

- Какой вам показалась конкурсная программа?

- Были работы высокого уровня, были слабее. Страна производства не имеет значения. Жюри отдало голоса за оригинальные фильмы. Мы не обращали внимания на наличие наград у каких-то картин, а оценивали по идентичности фильма, по оригинальности.

- Была ли у вас возможность познакомиться с программой национального кино?

- Нет, расписание было столь плотным, что такого случая не представилось. Немного стыдно, что мало знаю о белорусском кино. Слышал, что Элем Климов белорус и Сергей Лозница, я его знаю, но не как белорусского автора. Приезд в Минск во многом стимул для меня больше узнать о вашем кино и стране.

- Дени, часть ваших работ малобюджетные. Можно ли снимать хорошие картины с малым бюджетом?

- Не понимаю, почему мы так много говорим о деньгах, когда разговор идет о фестивале. Чем более мы независимы от чьих-то денег, тем более свободны. Я бы хотел, чтобы это понимали. Я всегда работаю сам по себе и никогда не задумываюсь о бюджете. Чувствую себя свободным, когда создаю фильм с бюджетом в $50 тыс. без государственного финансирования. Всегда нужно удовлетворять интересы спонсоров, если они вкладывают средства в твою картину. Следовательно, есть большая ответственность перед ними, дистрибьюторами, перед людьми, которые смотрят фильм. Но непосредственно вещи, которые важны для работы над фильмом - видение мира, сценарий - никак не зависят от количества денег. Есть очень много молодых режиссеров, которые создают свой первый или второй фильм, жалуясь на то, что у них было мало денег. Свои первые две картины я сделал с очень маленьким бюджетом, плюс к этому один фильм был на болгарском языке, которого я даже не понимал. При этом правительство моей страны, увидев результат, задалось вопросом, почему я не обратился за финансовой поддержкой, и высказало готовность помочь. Я всегда даю совет молодым режиссерам, что они должны снимать, снимать и снимать (даже без денег), чтобы их заметили.

- Подытожив, режиссер Дени Коте выступает за свободу.

- Да, художники должны быть свободны и должны избавиться от мысли, что кино зависит только от количества денег. В качестве члена жюри я обращал внимание на те картины, которые сняты оригинально, не обращал внимания на бюджет. Всегда предпочитаю фильмы, имеющие свою собственную историю, и вовсе не обязательно, что они имели большую спонсорскую поддержку. Сегодня можно снять фильм на айфон, и если в нем есть идея, не значит, что он будет хуже.

- Вы работаете на поле эксперимента. В Минске представляли свои фильмы "Вик и Фло увидели медведя" и "Борис без Беатрис". Какой была реакция белорусского зрителя?

- В основном одна и та же во всех странах, где показываю работы. Но все-таки есть одна особенность в реакции у вас и в России. Людей интересует не столько фильм, сколько кто его сделал, личность режиссера. И непосредственно встреча с аудиторией очень личная. Люди не спрашивают о фильме, они задают вопросы о семье, о твоем вероисповедании, им интересно, что творится у тебя в голове. Мой русский друг сказал, что это нормально.

- Может быть, люди глубже таким образом понимают работу, когда имеют представление о персоне?

- Наверное, нет проблемы сказать, когда я ходил в школу и сколько у меня детей. Ничего особенного. Конечно, создание фильма - что-то очень личное, и, говоря о себе, я делюсь этим так, как и своим фильмом.

- Знаю, что Минск вам понравился.

- Да, ваш город отличается архитектурой, ухоженностью. Хотя я не так много посмотрел, но впечатлен широтой улиц. Отдельных слов заслуживают интеллигентность белорусов, их вкус. У нас внешности, тому, как ты выглядишь, уделяют меньше внимания, поэтому стильность и красота белорусских женщин очень заметна.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4488 BYN 2.448 BYN 2.455 BYN
USD
2.082 BYN 2.083 BYN 2.087 BYN
RUB
3.1507 BYN 3.145 BYN 3.155 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Минспорта о том, что делать пострадавшим от "Натали Турс" людям

Инфографика

Шкала цветовых уровней опасности погоды Цветовая индикация для предупреждения населения о сложных погодных условиях и чрезвычайных ситуациях широко используется в мире.
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Виталий Шилов,
Анатолий Дашко,
Елена Манкевич,
Нина Наумович
12 сентября Что и почему нужно менять в Трудовом кодексе
Круглый стол Ольга Маршалко,
Дмитрий Шевцов,
Дмитрий Чередниченко,
Валерия Сокольчик,
Наталья Поляк,
Дмитрий Гаврукович
30 августа Медицинская этика. Теория и практика
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Какие реформы нужны туристической отрасли
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?