ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 19 мая 2024
Минск +15°C
Все новости
Все новости
Интервью
07 мая 2024, 17:13
Андрей Король

"Вопрос ученика - главный". Король о современном человеке, его ценностях и эвристическом обучении

Андрей Король
Андрей Король
Ректор Белорусского государственного университета
Происходящие в мире события показывают, что идет борьба не столько за доминирование и влияние, сколько ведется охота на самого человека: его ценности, мировоззрение и само существование. Открытое противоборство Запада со славянскими идеями, поток будоражащих сознание событий, наступление эры искусственного интеллекта и генной инженерии, социальных сетей и виртуальной жизни, когнитивное воздействие, манипулирование и подчинение человека указывает на его уязвимость и безвластие над самим собой. Это ведет к потере смыслов и самой человеческой природы. Как не потеряться в этом мире, куда может привести технологическая эволюция, о национальной идентичности и как через образование выиграть борьбу за человека, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал эксперт в области педагогики, философии и методологии образования, постоянный автор журналов "Вопросы философии", "Педагогика" - доктор педагогических наук, профессор, иностранный член Российской академии образования, один из самых цитируемых ученых-гуманитариев Беларуси, по данным Российского индекса научного цитирования и Google Scholar, ректор БГУ Андрей Король.

- Андрей Дмитриевич, мы переживаем историческое время, его осмысление войдет в учебники, возможно, даже по мировой истории. Сегодня очевидно, что противоборство Запада - это события не пятилетней давности, а нескольких десятилетий. Многие современные философы, западные в том числе, отмечают, что идет вытеснение смыслов событиями. Насколько вы согласны с этим мнением, что происходит в мировой системе ценностей и к чему приведет потеря смыслов?

- Я бы сказал, что противоборство Запада и Востока идет не десятилетиями, а тысячелетиями, как только человек переступил порог рая. Я имею ввиду не реальное столкновение, а противодействие на мировоззренческом, ментальном уровне. Суть конфликта глубоко исторична и многое для ее понимания заложено в западной и восточной философии, в нее уходят корни решения тех событий, которые сегодня наблюдает весь мир. У двух фундаментальных цивилизаций культурного типа совершенно противоречий взгляд на базовую систему ценностей и разная структура мышления. История западной цивилизации имеет в своей основе атомистичность, дискретность сознания и поведения человека, а восточная - восходит к волновой природе и идет от принципа непрерывности и взаимосвязи. Или как в свое время говорил японский философ Нисида Китаро, в основе европейской культуры и системы знаний лежит идея Бытия и Формы, а в основе восточной - идея Небытия и Бесформенности, или отсутствия Формы.

- Что это значит? Как на уровне мышления проявляется разность мировоззренческой природы?

- Мышление, поведение и все западное наследие, основанные на атомизме, по сути, заточены на расширение внешних границ и улучшение жизни за счет отрицания всего предшествующего. Это напоминает отдаление атомов друг от друга и увеличение между ними расстояния. Простейший пример: древние греки считали, что весь мир - это хаос, и нужно двигаться от него к гармонии, постоянно преодолевая преграду внешнего и расширяя свое присутствие вовне. Это привело к внешней материализованной истории. Восточное мышление с точностью до наоборот восходит к тому, что изначально миром правит порядок и важно двигаться по принципу приращения и расширения внутреннего мира человека. Нет необходимости тратить усилия на преображение внешнего, которое включает и свою противоположность. Например, у черного всегда по ту сторону - белое, у легкого - тяжесть, и таких примеров масса. В фокусе внимания восточного мышления находится внутренняя борьба в хорошем смысле этого слова, которая ведет к изменениям человека, к невмешательству в жизнь других, поскольку человек занят своим совершенством. Для Востока материальное второстепенно, внешняя история неактуальна. Это принципиальная его позиция. Если хочешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением. Такой подход положил начало внутренней истории человечества.

Вспомним мифы Древней Греции, где люди были уподоблены богам, многие мифические персонажи богов-олимпийцев были максимально очеловечены. Сегодня мы видим такое же перевоплощение людей, они стремятся стать богами с помощью материальных благ, стремятся возвеличиться над человечеством за счет искусственного интеллекта, нано-, био-, информационно-коммуникативных технологий. Мы видим, как трансформируется в современность западное мышление. За всю историю сотни миллионов колонизированных людей - это продукт расширения западной цивилизации с момента ее возникновения. Сегодня мы видим, что Запад оторвался от своих базовых христианских корней религии, в основе которых всегда был диалог.

Элитам западного мира не нужны общечеловеческие ценности, они являются угрозой для их атомистического фундамента и сознания. Идет отрыв рационального от психоэмоционального начала. Свет божественного рассудка Фомы Аквинского оказался далеко впереди того, что составляет теплоту человеческих отношений. Эта гиперрациональность, которая в какой-то мере входит в противоречие с совестью человека, легла в основу современного массового образования, где важно передать суммы информации, ошибочно приравниваемые к достижениям человечества в ущерб ценностям. Нельзя передать опыт эмоционально ценностного отношения к миру и сам процесс творческой деятельности. Это большая проблема, в которой скрыты вопросы воспитания и патриотизма. С позиции педагогики важно дать, его нужно прожить. Сегодня в образовании доминирует передача или монолог, когда не требуется от ученика выхода за свои пределы, взгляда на себя со стороны, нет процесса самооткрывания, потребности в определении своей миссии и самореализации. Отсюда в мире доминирует постправда, когда достаточно лишь успеть сказать первому и эти слова будут истиной. И сегодня мы, как никогда, отчетливо понимаем, что главная ценность современного мира - это человек.

- Что происходит с потерей этой главной ценности?

- Я далек от мысли, что Запад обречен в том понимании, в котором возникали и умирали целые народы. Но закат Европы или Запада, который был провозглашен много десятков лет назад в философском труде "Закат Европы" немецкого публициста Освальда Шпенглера, сегодня проявляет все признаки стремительного скатывания вниз по пути удовольствий. Это не только моя точка зрения, об этом говорят многие политологи, философы.

- Почему именно удовольствий?

- Когда человек закрывает дорогу к своей уникальности и внутренним смыслам, которые являются главной трудностью, он становится одинаковым. Ему открываются колоссальные объемы удовольствий, которые он обманчиво воспринимает за ценность. И это же мы видим на примере образования, когда в готовом виде преподносится информация, расфасованная по большему количеству учебных дисциплин. Бесспорно, нужно потратить время на их усвоение, но вместе с тем теряется ценность и целостность картины мира, поскольку нет личностного проживания и ее понимания.

Система ценностей заменяется системой скоростей. Эта принципиальная антагонистичная проблема сопряжена с утрачиванием человеком самого себя. Что это значит? Человек с момента, как зародилась мировая история и появилось движение, объединяясь с другими, усиливал коммуникацию и ускорял саму жизнь. Зарождались крупные города-государства, появлялись цивилизации, свершались промышленные революции. Научно-технологический прогресс по своей сути расширяет внешние пределы человека. Он может одновременно быть в разных местах, беседовать одновременно с разными людьми. Однако вопрос в другом.

Развивая познавательные способности, человек в системе масс-скоростей, масс-медиа разгоняя развитие самого разума, забывает про ценностные ориентации. Поэтому сегодня на Западе мы наблюдаем постправду, одним из элементов которой являются двойные стандарты: слова порой расходятся с действиями, обещания заполняются иллюзиями и ложью, на черное говорится белое. Закон о регистрации иностранных агентов принят в США в 1938 году. Он защищает страну от влияния информационно-когнитивных, психологических технологий, так называемой раскачки. Но когда любая суверенная страна пытается защитить себя подобным же образом, как в Грузии, тут же официальные власти Вашингтона называют это недемократичным. Либо принятие на федеральном уровне в США закона об отказе в финансировании вузов за поддержку палестинцев. Если бы такое было в России или у нас в Беларуси - это был бы скандал мирового значения. Или ситуация с высылкой из Европы призывного возраста украинцев. Однако им можно, другим нельзя. Что это? Потеря человека.

Почему Китай сегодня лидирует в промышленности, экономике, является образцом сохранности фундаментальных своих истин? Он не разорвал связь со своим прошлым, культурой, религией, которые активно поддерживаются государством. В Китае мировоззрение основано не на ценности знаков, а на том, что между ними, на пустоте - в молчании. В данном случае молчание рассматривается не в значении, когда сказать нечего, а как созидание, колоссальное творческое усилие, как компонент дидактики, который воплощен в Китае в огромные достижения промышленности. Этот глубокий, философский принцип находит отражение даже на уровне физиологических реакций китайских студентов. Например, длительность их паузы между словами, предложениями значительно больше, чем у их сверстников из западноевропейских стран. Я этот феномен анализировал в своей монографии "Эвристическая педагогика: диалог и молчание", которая дважды была переиздана в Китае и вошла в список рекомендуемых книг китайской образовательной "Платформы для укрепления страны".

Вместе с тем скорости увеличивают количество слов, и тогда наступает стадия молчания, когда человеку именно своего сказать нечего. Речь идет об утрате человеком своего "я". За потоком слов утрачиваются ценности. Мы уже живем во время западноевропейской цивилизации говорения, которая ускоренным темпом превращается в цивилизацию лжи и манипуляций. В их основе лежат такие процессы, как копирование, подражание, то, что ускоряет мировую историю и уничтожает смыслы. И как следствие - потеря человека, смена его диалогической природы на монологичную. Между этими двумя точками огромный тысячелетний путь всего того, что закрывает человеку путь к себе, делает его одинаковым, лишает возможности самопознания и самораскрытия. Здесь кроются механизмы превращения говорения в ложь. Человек за большими объемами удовольствий попадает в мир иллюзий и самообмана, думая, что это и есть настоящее благо.

Кто породил цивилизацию говорения, очевидно. Западная ментальность ускорила превращение диалога в монолог, упростила внутреннее пространство человека, развила его атомизацию, шаблонность, одномерность в поведении, мышлении, общении. Ведь что такое ложь? Ложь это и есть одна большая иллюзия, обман и одновременно акт агрессии, когда человек не может внутренне развиваться и реализовывать свою миссию и обращает все свои силы к разрушению, осуществляет забег по ту сторону социальности.

Ложь имеет еще и сугубо физиологическое проявление. Из психологии известно, у обманывающего всегда напряжено лицо. Говорящий правду всегда расслаблен. Недвижимость мышц - это и есть отражение категории "иметь", а не постоянного изменения "быть". Обратимся к наследию человечества и вспомним китайского мыслителя и поэта Чэнь Цзижу. Он писал, что сердце того, кто всегда утверждает, что он прав, зачерствело, а дух размягчился. Черствое сердце - это отдаление людей друг от друга, это тоже характеристика сегодняшнего массового человека.

Если подытожить под общий знаменатель, то корень сегодняшних аналогичных проблем массового или одинакового человека - это потеря себя, своей диалоговой природы. Это имеет две стороны медали: иллюзию и агрессию, то, что сегодня полностью соответствует структуре невротической личности массового человека. Об этом в своей работе "Эго, голод, агрессия" писал еще в 40-е годы прошлого века немецкий психоаналитик Фредерик Перлз.

- В своих научных, художественных, публицистических книгах вы много пишите о монологичном человеке. Исследуя его природу, ту сторону, которая порой скрыта от него самого, нашли ли ответ, в чем его особенность и нашего современника?

- Это одинаковый или массовый человек. Речь идет об утрате человеком своего внутреннего пространства смыслов и о воспроизводстве, копировании чужого контента. Одинаковый или массовый человек - это человек подражающий и говорящий чужие слова, а значит молчащий. Он не имеет возможности сравнить себя с другими по причине одинаковости и познать самого себя, свою миссию, цели, уникальность.

Чем больше подражающих в мире людей, тем больше конфликтов, войн, неустойчивости. Быстрее крутится мировая карусель. Представьте, что вы сидите на одном аттракционе, движущегося вокруг некоего центра. Скорость все время увеличивается. Согласно физическому закону, сидящих напротив друг друга людей прижимает к сидению. Расстояние между ними, несмотря, что они в одной карусели, фактически увеличивается. То же самое происходит сегодня и в социуме: люди отдаляются и пространство между ними заполняется иллюзией и пустотой. Это и есть поляризация, когда человек становится все более одинаковым, массовым, теряя внутреннее пространство.

Мировые корпорации внимательно изучают предпочтения людей и незримо удовлетворяют их запросы. Идет оцифровка бессознательного. Пока люди исповедуются платформам, система прислушивается к их желаниям. В результате идет управление желаниями и предлагается тот контент, который будет приносить прибыль. Это сверх прибыли, которые критично мыслящий, не массовый человек не смог бы принести. Сегодня наша реальность - это расширение потребностей человека. Поэтому глобализация так ценна для мировой элиты. Если раньше главными источниками были природные ресурсы, то сегодня главное - желание и потребности человека.

А суть человека - это самоизменение, реализация миссии, функция строителя. Когда человек теряет эти навыки, он приобретает легкость, которая связана с отрывом от своих корней. Ценности и смыслы внутри человека. Если человек закрыт, не может получить сиюминутное удовольствие, естественно, он испытывает состояние потери, фрустрации. И это выражается в агрессии, радикальных настроениях, хейте, буллинге. Поэтому проблема потери смыслов отражается на росте количества суицидов в современном мире, особенно в развитых капиталистических странах. Это говорит о закрытости от своих смыслов и потере своей инаковости.

Поэтому сегодня идет война не между Востоком и Западом в разрезе фундаментальных противоречивых механизмов мышления, сознания, взгляда на мир. Идет война обретения смыслов, а значит борьба за самого человека. Потому что чем больше потерян человек, тем выше материальные ценности у тех заказчиков, которые образуют так называемое глубинное государство. Оно является заказчиком на обезличивание, а значит на большую управляемость и прибыль.

- А одним словом можно назвать, кто он - наш современник?

- Наш современник - это потерянный человек.

- Возможен ли баланс между Западом и Востоком, между внешним и внутренним?

- Баланса нет, есть постоянное противостояние. Это будет вечная поляризация с определенной паузой затухания и обострения.

- По какой ценностной системе координат развивается белорусское общество и как противостоять чуждым идеям, пропагандируемым извне?

- Беларусь всегда находится между Востоком и Западом, а это значит, что на пересечении разных областей знаний. Это отдельный, очень интересный и глубокий аспект. В этом фазовом переходе рождаются новые смыслы. Смысл не может появиться в однородной среде, он всегда там, где есть границы. После их преодоления идет обращение к своей сущности и развитию. На любом пересечении, как и на стыке разных наук, возможно появление нового знания и вместе с этим - новых смыслов.

Беларусь как раз-таки в силу своего уникального геоположения исторически обращена на рождение новых смыслов и решений, выстраивание своего пути на основе диалога, диалога культуры и слышимости себя и мнений других. Наш Президент многократно об этот говорит, что мы открыты к общению и диалогу с разными странами. Такой подход эффективен и в отношении других уровней. Например, образование, которое должно тоже быть ориентировано на поиски человека.

- Это заложено в вашей авторской системе эвристического обучения на основе диалога?

- По своей сути она направлена не на усвоение правильной, готовой информации, а на активную деятельность, на открытие человеком себя через разработку своего образовательного продукта. Ведь в этом продукте и есть часть изменившегося ученика, его креативность, познавательность, способность правильно ставить вопросы. Мы должны создавать условия для раскрытия личности в личности, не укреплять шаблонизацию мышления через одинаковый подход в обучении совершено разных детей. А позволить самим ученикам разобраться в своем предназначении, понять свою значимость для страны и семьи. Для этого важно перейти с уровня потребителя информации на уровень воспроизводства и созидания. Ведь в созидании человек открывает себя. Нельзя открыть себя, ничего не делая.

- А запрос на креативность есть?

- Здесь можно говорить языком статистики. Есть данные о количестве внедренных разработок преподавателей, прошедших семинары, учебная литература, практикумы. Это десятки учебников, это более чем 80% учебных программ, которые содержат компоненты открытия человека.

Высокий уровень цитирования работ по креативному обучению - тоже важный критерий востребованности. Вовлеченным в свою работу людям интересны эффективные методики работы с учениками и студентами. Эти технологии не нуждаются в рекламе. Тот, кто мотивирован, видит, находит и реализует ее. К тому же это обучение не для массового внедрения. Это эффективное дополнение к тому, что есть, своеобразная форма диалога. Потому что нельзя заставлять менять и забывать традиционные подходы.

В БГУ достаточно сделано для укрепления и развития технологий инновационного обучения. Например, широкая линейка профильной литературы, начиная с дошкольного и заканчивая вузовским уровнем, образовательные семинары, образовательный портал.

- Что вы могли бы сказать про современную молодежь? Ее часто ругают, а молодежь думает, что ее не понимают.

- Общаясь с молодежью, вижу позитивную тенденцию - появление пытливости, желания узнать как можно больше, а главное - понять, кто я есть в этом мире. Именно теперь, здесь и сейчас важно не упустить этот момент: встречаться, объяснять, рассказывать, вместе создавать свою национальную идентичность, говорить о том, в чем миссия белорусского народа, нации, показывать на различных примерах истории. Не только информировать, указывать, что хорошо, а что плохо, но и давать возможность самим через содержание учебных программ, дисциплин выстраивать процесс самопознания и самоидентификации.

Видно, что прошла смена эпох и идет смена поколений. Президент на это часто указывает и отмечает важность поиска компромисса между поколениями. В ближайшем времени нынешней молодежи придется управлять страной, и будущее зависит от того, какое это будет поколение. Его нужно к этому подготовить, обучить. А для этого как минимум нужен диалог и общение.

Как выработать компетенции и вести диалог? Надо на занятиях не учителям, а ученикам давать больше возможности задавать вопросы, чтобы они смогли созидать, развивать мировоззрение, создавать свою картину мира. То есть в обучении сделать главным вопрос ученика, а не педагога. Когда общение будет строиться на таких основах, тогда будет раскрываться миссия каждого ученика и повышаться его слышимость того, что ему говорят. А давать ответы - это всего лишь воспроизведение усвоенной чужой информации.

Наша национальная идентичность заключается в диалогичности. Там, где любой народ живет между двумя противоположными полюсами, он обречен на выстраивание диалога по всем полюсам и векторам.

- Современная молодежь - это отражение нашего времени, его технологических достижений, которые порой сильнее по воздействию, чем живое слово. Каким вы видите будущее с учетом последних достижений в области искусственного интеллекта и генной инженерии?

- Это опять вопрос массового и единичного. Это одна из фундаментальных проблем человечества - понять, каким будет будущее. Проблема в том, что большинство одинаковых людей отрицают индивидуальное и вытесняют человека из него самого, а значит умножают объемы информации, удовольствий, иллюзий, агрессивности. Вот о чем идет речь. Понятие удовольствия вмещает в себя все современные технические новинки, включая искусственный интеллект, хотим мы этого или нет.

Сегодня искусственный интеллект упрощает жизнь человека, является своеобразным приспособлением в быту. Он освобождает колоссальный объем времени. Но это порождает и новые скорости, а значит и отрицание смыслов и инаковости. Ведь искусственный интеллект основан на самом рациональном, ему не нужны чьи-то мнения, он дает единственно правильный ответ. В этом опасность, особенно в системе образования. Происходит не только ускорение, но и увеличение объемов одинакового. Ученик не имеет возможности видеть разные точки зрения.

- Так все же, помогает или вредит искусственной интеллект современному образованию? Или это одна из инновационных и необходимых форм подготовки специалистов?

- Искусственный интеллект - это венец копирования и скоростей, расширитель возможностей ученика и учителя. Может ли система рукотворного интеллекта выступать не столько "давателем" готовых решений, информации, сколько помощником в выращивании внутреннего - выявлении, раскрытии и реализации потенциала ученика, определении его миссии? В облегчении выполняемых за человека видов деятельности происходит атрофия "мускулов", экономия времени, человек экономит на своем собственном развитии. Уже сегодня в век информатизации многие специалисты говорят о снижении когнитивных, креативных качеств личности. Атрофирование интеллекта способствует деградации человека, в то же время машина учится у другой машины и совершенствуется. Искусственный интеллект - ускоритель времени и устранитель любых препятствий в жизни человека. Мир идет по ликвидации всяческих, в том числе и эмоциональных преград: в любой сфере, включая образование. Но преграда - это главное условие для рождения новых смыслов. Преодолевая границы, мы обращаемся к своему "я". Именно поэтому скорость вкупе с удовольствием и информацией, устраняя преграды, обезличивают человека.

Основная проблема использования искусственного интеллекта в обучении - это проблема времени, а оно главный фактор в развитии и становлении индивидуальности. Взращивание себя изнутри требует усилий и времени. В ограничении и во времени рождается самость, дающая ключ к пониманию своей миссии и образованности. Не зря Анатоль Франс писал, что образование - это путешествие.

Массовое образование не может быть нелегким. Получить информацию - не значит стать образованным, получить извне легче, чем вырастить изнутри. У каждого ученика свое уникальное знание. Передача ученику достижений человечества в виде суммы информации закрывает его внутреннее пространство смыслов. А значит обедняет знания, добытые самим учеником в диалоге с окружающим миром. Искусственный интеллект, помогая педагогу решать повседневные задачи, тем самым лишает возможности к самоизменению, предоставляя очередную порцию удовольствия в виде готового решения, которое дается ему извне, а потому оставляет без изменения его внутренние "мускулы". Пребывая в удовольствиях и будучи лишенным способности посмотреть на себя со стороны, человек атомизируется.

Приведем образный пример. Представьте, что вы взбираетесь в гору. Фуникулер - ваш помощник, который скрадывает время и расстояние, помогая вам взобраться без затраты усилий. Искусственный интеллект - это тот же помощник, фуникулер. Образование сегодня стремится убрать все трудности и построить путь из одних фуникулеров, устранить время и пространство, подарить второй рай, основанный на недеянии.

Искусственный интеллект устраняет инаковость. Добросовестный ученик сам пишет, например, сочинение, выражает оригинальные мысли, а получает 9 баллов. Его сосед обращается к услугам GPT-чата и получает 10. Почему? Потому что GPT-чат дает идеально правильный результат. Но самая большая проблема - он разучивает человека думать и способствует засилью одинакового, превращаясь в мощный элемент манипуляций людьми. У них снижается критичность мышления и порождается тотальная зависимость от этого инструмента. Человек опять вступает на тропу легкости, потери себя и скатывания от удовольствий. Сегодня идет тотальное оглупление массового человека, ему опять дают все готовое. А это прямая угроза фундаментальности нашего образования, поскольку даже супергениального специалиста искусственный интеллект из-за предоставления ему легкости лишает возможности создать полноценную мировоззренческую картину мира.

Умеет ли искусственный интеллект молчать? Молчать в смысле созидающей деятельности. Конечно же, нет. Потому что созидать - это прежде всего смыслы. У искусственного интеллекта этого нет. Есть огромная скорость, которая позволяет, согласно заданным алгоритмам, комбинировать, компоновать ту или иную реальность. А сам искусственный интеллект основан на законах дискретного, на перемешивании, но не на том, что непрерывно.

Образование человека и образование робота отличаются. В человеке есть смысл - он порождает новые значения в отличие от искусственного интеллекта. Есть, конечно же, и плюсы от использования рукотворного ума. При диалогичном образовании он служит помощником для определения своей миссии и движения к уникальности. Но в этом случае для работы с системами искусственного интеллекта важно учить вопрошанию как источнику новых смыслов. Вопрос, а ответ должен выступать главным методологическим и методическим компонентом системы образования, преодолевающей монологичность как предтечу скоростей и копирования.

- Но пока наша молодежь учится пользоваться всеми техногенными достижениями, как все-таки сохранить их философичность, развивать мировоззренческий потенциал?

- Это знание истории, философии, педагогики, основ цивилизации Востока и Запада. Например, педагогика - это не просто методика, это наука, которая является синтезом других наук, прежде всего философии, психологии. То есть создать систему обучения невозможно без мировоззрения и философского базиса. Есть хорошая фраза: "Трудно разбудить человека, который притворяется, что спит". Невозможно научить чему-то, если ученик закрыт. Мы ему можем говорить очень многое, доносить правильные истины, но без его желания открыться сложно будет достучаться до его сути. Бесспорно, грамотный лектор открывает ученика и дает ему возможность посмотреть на вещи с разных сторон. Но все такими преподавателями быть не могут. Увеличить их число можно за счет имплементации, ввода в систему образования диалоговых технологий. Вот тогда мы дадим возможность расширить поле диалога и возможность посмотреть на изучаемое с разных сторон. Если мы хотим системно и массово научить созидать и создавать свое, нужно научить преодолевать легкость, которой заполонен весь мир. Стать олимпийским чемпионом по книжкам невозможно, требуются определенные усилия, через которые человек приближается к победе, открытию себя и окружающего мира.  

Сегодня очень важно, чтобы не всех детей возили в едином школьном автобусе по маршруту учителя, чтобы каждый из них учился быть водителем. И ехал бы по маршруту, который определяет учитель, но он сам стал бы водителем своего жизненного, а потом и профессионального пути. А это совершенно другая компетенция.

БЕЛТА.-0-
Теги
Беларусь
Топ-новости
Свежие новости Беларуси