Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Портрет современника

Творческий проект информационного агентства "БЕЛТА" носит емкое и очень точное название – "Портрет современника". Героев этой рубрики надо знать и гордиться ими нужно нам всем! Ведь их трудом и поступками прославляется наша страна. Они – олицетворение того, чего достигла Беларусь за годы независимого государственного развития. А можно сказать и иначе — они достигли своих высот именно на белорусской земле. Так давайте же присмотримся к портретам наших современников, создающих Историю.

Сергей Бондаренко

Искусство делать ярче жизнь

Интервью 06.07.2016 | 19:16

"Это я автор скульптур возле цирка", - гласит надпись на баннере на главном проспекте Минска. И мое внимание приковывает к себе улыбающееся лицо скульптора. Успешно проявляя свое мастерство в различных жанрах как монументальной, так и станковой пластики, тем не менее Сергей Бондаренко широко известен в Европе и США, странах Ближнего и Дальнего Востока прежде всего как художник-анималист. Скульптор  является членом Белорусского союза художников и Китайского института живописи и искусств, лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь.

- Сергей Афанасьевич, со стороны фасада Дворца Независимости, обращенного к проспекту Победителей, размещена бронзовая скульптура - светло-золотистая фигура юной красавицы, олицетворяющей образ Беларуси. Девушка в длинном струящемся платье радушно встречает гостей резиденции. Ее прекрасное лицо обрамлено венком из любимых белорусами полевых цветов - васильков. В ее руках нежная стайка из семи птиц: шесть из них символизируют области страны, а центральная, седьмая, - столицу, город Минск. Как родился образ этой девушки? В чем черпали вдохновение?

- Статуя "Беларусь гостеприимная" - это собирательный женский образ, я не брал за основу какое-то конкретное лицо. Но у нее есть имя - Алеся, рабочее название, так сказать. Был конкурс среди скульпторов - примерно полтора года продолжался. В нем участвовало 30 проектов, потом отобрали 7 лучших работ, из них две мои. Сначала я склонялся к другому варианту - "Беларусь окрыленная", девушка с поднятыми крыльями аиста. В ней много аллегорий и символов - здесь и солнце, и рушники, и герб. Но в итоге выбрали более жанровую. На изготовление скульптуры, высотой более восьми метров, ушло восемь месяцев. Над ней работал большой коллектив - скульптурно-технические работы выполнял Минский скульптурный комбинат. Кстати, самые сложные детали - руки, голову, птиц - отливал мой сын Матвей. Хорошо, что мы успели все сделать, и скульптуру установили ко Дню Независимости Республики Беларусь. Так как статуя нестандартного размера, ее 5 часов только грузили на платформу машины, а перевозили на длинном трейлере.

- Вы много работаете в очень интересном иппологическом жанре - сложнейшем ответвлении анималистики. Психологи считают, что лошадь - это самый яркий символ свободы. И желание изображать именно этот образ может во многом характеризовать человека. Рисующий лошадь склонен к путешествиям, любит находиться в центре событий... Вы не пробовали подсчитать, сколько скульптур лошадей и конных всадников находится у вас в мастерской?

- Ну, раз вы задаете такой вопрос, предлагаю вам самостоятельно посчитать их в моей галерее. Думаю, их около 100! Некоторых я лепил по фотографии, других - прямо с натуры. Заказчики, как правило, - владельцы лошадей или спортсмены... Есть история, которую пересказывал уже много раз. Я как-то загорелся - хотел лепить арабских скакунов. И вот однажды, это было в 1995 году в Америке, договорился с "Медвестом" - известным центром арабской лошади в Миннесоте. Тренер разрешил мне выбрать в конюшне модель для скульптуры, а там находились довольно известные лошади, но возрастные. А мой взор вдруг пал на молодого Легаси оф Голд. И что вы думаете? Через полгода этот жеребец стал чемпионом США. Я уже столько лет наблюдаю за соревнованиями лошадей с трибуны, что точно знаю, у какого скакуна лучший экстерьер и кто может стать чемпионом породы!

- Вы учились у великого Заира Азгура. Какое впечатление о себе оставил этот человек?

- До знакомства с Азгуром я много раз видел его работы на выставках, вращался в этой среде. Затем вышло постановление о том, что академики имеют право открывать творческие мастерские и быть их руководителями. Я окончил Академию искусств, и у меня было удачное, по тем меркам, распределение на художественный комбинат. Но творчески работать мне было негде. Помню, как я слепил детский портрет, поставил его дома на окно - и жаркое солнце растопило мою работу, пластилин отвалился и упал на пол. А детские лица, так же, как и женские, лепить очень тяжело, потому что у них тонкие черты лица и мягкие переходы, в отличие от мужских, где все более брутально и контрастно. После этой истории я со своим однокурсником пришел к Азгуру.

Вообще, Заир Исаакович был осторожный человек, но он остался доволен, что мы к нему заявились. Дал нам бумаги, и мы отвезли их в Москву, чтобы быстрее открыть мастерскую. Я работал у Азгура не только как ученик, но и как помощник. Он всегда с удовольствием привечал молодых. Заир Исаакович привлекал людей, был интеллигентным по своей природе. Ему трудно было кому-то отказать, а к нему постоянно обращались бедные художники. Даже пьющие соседи денег занять приходили - знали, что он человек небедный! Поэтому он завел себе кошелечек, где лежали потертые три рубля. И когда к нему приходили, он доставал этот кошелек с деньгами и говорил: "Вы же не лишите старика последней тройки на такси доехать?". Так что я научился у него не только каким-то профессиональным моментам, но и житейской мудрости...

Кстати, я ведь наследственный литейщик - у меня отец был инженер-литейщик. Когда я родился, в Беларуси вообще не было литеек с хорошим качеством, мне пришлось это все практически с нуля изобретать. Тем более во времена железного занавеса и научиться зарубежным технологиям невозможно было. Сегодня же могу сказать, что немалая часть специалистов точного литья, которые сейчас есть в нашей стране, - это мои ученики или ученики моих учеников.

- Расскажите о ваших проектах на будущее.

- В пожилом возрасте часто возвращаешься к тому, с чего начал, - к детству. Помню, с детских лет любил рассматривать жуков. Эти насекомые очень скульптурные по форме, и сейчас они просто захватили мое воображение - уникальное построение их тела и разнообразные его оттенки. К счастью, сейчас, чтобы сделать эскиз, не нужны специальные фотоальбомы - залез в интернет и распечатал картинку. Новая серия жуков будет из пластика, покрытого тонким слоем настоящего серебра, меди и т.д. Еще один проект, который мне интересен, - скульптура Менеска. Одна из версий, что Минск произошел от героя Менеска, мельника, который держит в руках колесо - коло. Здесь просматривается древний священный и главный славянский символ солнца - коловорот.  Мне кажется, нам не хватает исторических образов, скульптур общественных деятелей, которые создавали летопись города. Жизнь столицы благодаря таким харизматичным скульптурам, безусловно, будет более яркой и удивительной. 

- Говорят, у скульпторов особое, очень крепкое, рукопожатие. Можете пожать мою руку?

- Ну что вы! Думаете, я вас не пощажу?

Диана ШИБКОВСКАЯ.


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4584 BYN 2.45 BYN 2.46 BYN
USD
2.1028 BYN 2.096 BYN 2.104 BYN
RUB
3.1371 BYN 3.131 BYN 3.15 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Кого можно купить в минском зоопарке

Инфографика

ВВП в Беларуси Валовой внутренний продукт в январе-августе 2018 года составил Br77,4 млрд (103,7% к аналогичному периоду 2017 года).
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Виталий Шилов,
Анатолий Дашко,
Елена Манкевич,
Нина Наумович
12 сентября Что и почему нужно менять в Трудовом кодексе
Круглый стол Ольга Маршалко,
Дмитрий Шевцов,
Дмитрий Чередниченко,
Валерия Сокольчик,
Наталья Поляк,
Дмитрий Гаврукович
30 августа Медицинская этика. Теория и практика
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Какие реформы нужны туристической отрасли
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?