Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Год науки

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 23 декбря 2016 года подписал указ "Об объявлении 2017 года Годом науки".

Основной целью данного решения является повышение роли науки в выполнении задач социально-экономического развития страны, создание благоприятных условий для сохранения и развития научного потенциала, формирование международного имиджа Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального и человеческого капитала.

12-13 декабря в Минске прошел II Съезд ученых Беларуси.

Алексей Гайдашов

Лаборатории, дизель-электростанция и гараж для снегоходов - какой будет Белорусская антарктическая станция

Интервью 06.05.2017 | 19:16

Беларусь осваивает и изучает просторы Антарктиды с 2006 года. На ледяном континенте побывало уже девять белорусских экспедиций. Восемь месяцев в году Антарктида отрезана от внешнего мира, потому полярники даже сравнивают себя с космонавтами, а строительство Белорусской антарктической станции - с созданием космической станции на орбите Земли. О строительстве станции, уникальных исследованиях, условиях жизни полярников и антарктических туристах корреспонденту БЕЛТА рассказал руководитель всех белорусских экспедиций Алексей Гайдашов.

- Алексей Александрович, как изменятся условия жизни полярников благодаря собственной станции? Как устроен ваш быт в Антарктиде?

- Все начиналось со старого здания, которое нам предоставили во временное пользование российские коллеги. Мы его переоборудовали, провели косметический ремонт. Жили по три-четыре человека в помещении, отдельно была только кухня. Душа не было, стирали в тазике, для мытья нагревали воду в чайнике. С большим трудом удавалось поддерживать температуру плюс 10-12 градусов в помещениях.

Большинство новых жилых модулей Белорусской антарктической станции будут оснащены отдельным душем, мини-кухней, отдельными жилыми, служебными и лабораторными отсеками. Мы идем к тому, чтобы у каждого полярника было свое небольшое отдельное помещение для проживания и работы. В составе станции будет санитарно-гигиенический блок с сауной, душевыми, умывальниками, стиральными машинами. Будет полноценная кают-компания с кухней, большой столовой, уголком для отдыха, настольных игр, просмотра спутникового телевидения. Постепенно мы создаем современные условия как для быта, так и для эффективной работы: научные лаборатории будут оснащены современными научными приборами и компьютерной техникой.

Первые годы наш рацион питания был достаточно скромным: крупы, макароны, тушенка, чай, кофе, сахар. Сегодня наше питание в Антарктиде достаточно разнообразное. Часть продуктов закупаем в Беларуси, а скоропортящиеся приобретаем по ходу движения корабля - в Германии, Южной Африке. Так что у нас теперь полноценный рацион питания: есть и мясо, и овощи, фрукты. Обязательно покупаем соки, витамины, минеральную воду. Казалось бы, в Антарктиде самая чистая на планете вода, но она дистиллированная, безо всяких микроэлементов, а это не слишком хорошо влияет на организм.

Обязательно применяем защитные средства, кремы, мази, потому что там могут быть и обморожения, и ожоги от солнца. В летний антарктический сезон солнце два раза воздействует на кожу: и сверху, и отражаясь от снежной поверхности. То есть лицо и руки может обгореть до волдырей, шрамов, рубцов. У нас современная экипировка, рассчитанная на работу в полярных условиях, перепады температур, ветер, снег. Этому мы уделяем большое внимание.

- А как вы связываетесь со своими родными, коллегами?

- Лет семь-восемь назад мы оснастили нашу экспедицию станциями спутниковой связи. Они позволяют как проводить телефонные разговоры с Большой землей, так и передавать электронную почту. У нас сегодня достаточно дорогой трафик выхода на разговорную связь, на передачу электронных данных через станцию спутниковой связи, поэтому это приходится лимитировать. К примеру, около 30 минут в месяц выделяется каждому для разговоров с семьей. На самом деле это немного, по сути, раз в неделю позвонить и поговорить пять минут. Но этот минимум мы стараемся соблюдать. А в ближайшие год-два планируем обзавестись современными терминалами спутниковой связи, более скоростными, со значительно более дешевым трафиком спутниковой связи и для производственных целей, и для личных разговоров.

Еще нужно оснастить станцию современными скоростными средствами спутниковой связи - с возможностью выхода в интернет, просмотра хотя бы двух-трех каналов спутникового телевидения. Почти на всех зарубежных зимовочных станциях эти вещи на данный момент организованы. На многих станциях есть круглосуточный безлимитный бесплатный выход в интернет. Это важный вопрос, который касается не только профессиональной деятельности. У современного специалиста, который находится так далеко от Большой земли (а в будущем экспедиции будут длиться не полгода, а год-полтора), должна быть возможность свободного общения с родными и близкими. Нужно передавать и большие объемы научной информации. Без современных средств связи сейчас немыслима организация ни одной серьезной экспедиции.

- Как проходит строительство Белорусской антарктической станции? Когда планируется его завершить?

- Строительство Белорусской антарктической станции - значимый национальный проект, который сравним с созданием космической станции на околоземной орбите. Условия Антарктиды приближены во многом к условиям других планет, не зря многие страны готовят именно там экипажи космических кораблей, испытывают роботов и различные машины, которые планируется отправлять в космос. Вопрос строительства национальной станции в Антарктиде рассматривался еще в 2006-2007 годах, когда начался первый этап госпрограммы по исследованиям полярных районов Земли, но почти пять лет эти планы оставались на бумаге. Российская сторона предоставила нам на первых порах здания в районе горы Вечерняя, оставшиеся там еще с советских времен. Поэтому у нас была крыша над головой, и не надо было начинать освоение Антарктиды со строительства в чистом поле.

К вопросу строительства собственной станции вернулись в 2012-2013 годах, после того, как госпрограмма по исследованию полярных районов Земли была передана в ведение НАН Беларуси. Тогда и произошел прорыв, и были сделаны первые практические шаги: создан первый проект, очерчена концепция, разработан и утвержден план строительства. Этим планом предусмотрено строительство Белорусской антарктической станции в два этапа. Первый этап - это 2015-2020 годы, а второй - 2021-2025 годы.

Первый этап включает в себя комплекс основных зданий и технологических объектов. Мы создаем объекты станции на Большой земле, а затем доставляем их на корабле "Академик Федоров" в Антарктиду и там монтируем. Первый объект - трехсекционный модуль управления связи и навигации - был смонтирован в декабре 2015 года в очень жестких условиях, потому что на практике раньше таким способом строительство в Антарктике не проводилось. Монтаж второго объекта был начат во время 9-й Белорусской антарктической экспедиции. Это восьмисекционный лабораторно-жилой модуль. В декабре 2016 года мы смонтировали большую установочную платформу и установили на ней первую секцию. В ближайшие два года предстоит дополнить этот второй объект еще семью секциями различного назначения: жилые, лабораторные, медицинская, санитарно-гигиеническая.

Помимо этого, в ближайшие три года планируется смонтировать в районе строительства Белорусской антарктической станции нефтебазу для хранения больших запасов топлива и дизельную электростанцию. Это будет частью подготовки к первой зимовке белорусских полярников в Антарктиде в 2019-2020 годах. Модульная нефтебаза и новая дизель-электростанция, включающая в себя как минимум две силовые установки контейнерного типа мощностью 115 кВт каждая, как и остальные сооружения, будут строиться на платформах, регулируемых опорах. Нефтебаза и дизель-электростанция обеспечат энергоснабжение белорусской экспедиции.

- А какие объекты планируется построить на втором этапе?

- Второй этап строительства Белорусской антарктической станции - с 2021 по 2025 год - будет включать монтаж объектов как научного профиля (несколько специализированных лабораторий - биологическая, геофизическая обсерватория), так и объектов экологического назначения. Экологические требования к работе национальных операторов в Антарктике очень жесткие, поэтому необходимы очистные сооружения для бытовых сточных вод, установки для утилизации твердых бытовых отходов и так далее. Те виды отходов, которые не подлежат утилизации в Антарктиде, например, отходы нефтепродуктов, будут вывозиться для утилизации на Большую землю на борту корабля.

В результате будет построен компактный поселок, соответствующий современным требованиям науки, безопасности и быта. При этом по себестоимости он в десятки раз дешевле зарубежных аналогов, потому что мы используем белорусские технологии, материалы, разработки, не ведем капитального строительства. Наши сооружения компактные, да, в них нет простора, но есть все необходимое. Станции, которые строятся с размахом, очень энергозатратные, к тому же, доставка топлива в Антарктиду обходится очень дорого. С точки зрения экономичности наша станция может быть примером для других, и при этом на ней будут те же возможности и те же условия, что и на других современных станциях.

У Белорусской антарктической станции будут три степени энергозащищенности. Если дизельная электростанция выйдет из строя, у нас будет вторая автономная система - печки в каждом модуле, которые смогут обогревать помещение независимо от того, есть электроэнергия или нет. Будет и третья система энергоснабжения - солнечные панели и ветрогенератор. Это значительная экономия топлива, то есть в летний антарктический сезон мы вполне можем обходиться только их использованием и не включать дизель-генераторы.

После завершения первого этапа строительства станции мы сможем остаться на зимовку в Антарктиде в 2019-2020 годах и перейти к формату круглогодичных исследований. Это наиболее эффективный способ работы в Антарктике.

- Какая подготовка нужна для того, чтобы белорусская экспедиция смогла остаться в Антарктиде на зимний период?

- Основное - это снабжение. Нужно завезти значительное количество топлива. Даже при современных дизель-генераторных установках для запланированного состава экспедиции из 12 человек потребуется около 180 т дизельного топлива на год. Поэтому, конечно, нужна нефтебаза, чтобы этот объем топлива безопасно разместить.

Второе - это достаточно большое количество продуктов питания, в том числе и продуктов глубокой заморозки. Для многих это кажется удивительным: зачем в Антарктиде морозильники? Дело в том, что в течение года, особенно в прибрежной зоне Антарктиды, температура нестабильна: она колеблется от нуля до минус 45-60 градусов. А для хранения продуктов глубокой заморозки требуется постоянная температура минус 18 градусов. Поэтому нужно решать проблему доставки и монтажа вместительных рефрижераторных установок.

В ближайшие два-три года мы будем решать также вопрос с гаражными боксами для снегоходной техники. Технику невозможно обслужить или отремонтировать на открытом воздухе, особенно в разгар зимы. Еще нужны отапливаемые склады для хранения экспедиционного снаряжения, научных приборов, запасных элементов, продуктов. Для зимовки требуется достаточно сложная инфраструктура.

- В Беларусь вернулись еще не все участники 9-й Белорусской антарктической экспедиции. Когда планируется их возвращение?

- В Беларусь вернулись уже все участники экспедиции, кроме инженера-радиометриста Вадима Свидинского. Он сейчас на борту корабля "Академик Федоров", который следует из Южной Америки в Санкт-Петербург. По ходу движения корабля он проводит научные исследования по измерению общего содержания озона от южной полярной области до северной. Такие непрерывные измерения мы проводим впервые, и наши наблюдения интересуют ученых не только в Беларуси, но и за рубежом. Озоновые дыры сейчас волнуют всех, потому что истончение или отсутствие озонового слоя губительно влияет на все живые организмы, в том числе на организм человека.

Корабль вернется в Санкт-Петербург в конце мая, и оттуда Вадим приедет в Минск. Придут наши грузы - научные материалы, образцы. Все это будет передано в исследовательские лаборатории и институты НАН Беларуси для изучения. Научные открытия непосредственно в Антарктиде не делаются. Там набирается материал, набираются результаты измерений и исследований, которые впоследствии обрабатываются на Большой земле. Только после этого мы можем говорить об открытиях. Первые результаты планируем получить к августу-сентябрю.

- Что планируется сделать во время следующей антарктической экспедиции?

- Пока еще не известно, когда мы отправимся в следующую экспедицию. Планируем пораньше, не в декабре, а в ноябре, чтобы продлить наблюдения, но для этого нужно дорабатывать логистические схемы и обеспечить необходимое финансирование. Мы зависим в транспортном отношении от других государств, потому что у нас нет своих средств доставки в Антарктиду - ни кораблей ледового класса, ни самолетов, способных совершать посадки на антарктическом континенте. Поэтому логистику мы строим в увязке с другими крупными антарктическими операторами, в первую очередь, с Россией. Но у нас есть контакты и с другими странами - с Китаем, Индией. Мы пользуемся транспортными возможностями этих экспедиций - судами, самолетами. В июне-июле мы займемся решение вопроса доставки следующей экспедиции в Антарктиду.

- Сможет ли Беларусь в будущем принимать на своей станции туристов?

- Туризм в Антарктиде существует, но он весьма ограничен. Есть только два основных места, куда есть реальная возможность доставить туристов. Во-первых, это северная оконечность антарктического полуострова. Здесь благоприятнее климатические условия, богаче природа, это фактически зона субантарктики. В этом месте Антарктиду с Южной Америкой разделяет только пролив. За летний антарктический сезон туристические суда перевозят за сезон до 30-40 тыс. туристов. Это бизнес, причем дорогостоящий. Эти туры стоят $8-50 тыс. за 9-12 дней. Есть еще один вариант - это район станции Новолазаревская. Туда на снежно-ледовый аэродром из Кейптауна самолет Ил-76 доставляет туристические группы. Еще есть редкие экспедиции - раз в год-два - по покорению Южного полюса на наземном и воздушном транспорте. Они обычно организуются на деньги спонсоров.

Нельзя сказать, что туризм в районе Белорусской антарктической станции невозможен. Более того, в советские времена в этом районе имелась снежно-ледовая полоса, на которую с Большой земли прилетали самолеты Ил-76, привозили грузы и полярников, так как неподалеку находится бывшая столица советской антарктической экспедиции - станция Молодежная. То есть, теоретически, восстановить воздушное сообщение с этим регионом Антарктиды и наладить перевозку туристов можно было бы. Но государство в это деньги вкладывать не будет, а белорусский частный бизнес вряд ли к этому готов. Хотя как вариант на перспективу такой вопрос вполне может быть рассмотрен, если найдутся те, кто готов вложить в это очень большие деньги. Приведу пример. Мы узнавали у одной белорусской авиакомпании, сколько будет стоить перевозка на самолете Ил-76 нашей экспедиции в Антарктиду. Так вот - около $1 млн. Тем не менее, фирмы, которые занимаются антарктическим туризмом, существуют, поэтому в перспективе это возможно и для нас. Но деятельность Белорусской антарктической экспедиции с туризмом связывать не стоит. Наша задача - обустроиться в Антарктиде, проводить научные исследования и зарабатывать деньги для нашей страны благодаря их результатам.

- Какой вклад антарктические исследования могут внести в экономику страны? Как их можно коммерциализировать?

- Современная ситуация ставит перед белорусской наукой и НАН Беларуси конкретные задачи. От общих исследований мы перешли к специализированным, углубленным, которые в ближайшие годы могут дать реальную отдачу как в микробиологии, так и в климатологии, геологии, геофизике, физике атмосферы. Ведется работа в интересах национальной космической программы. Зимовка в Антарктиде позволит нам проводить непрерывные наблюдения по многим научным дисциплинам. Чтобы сделать прорывные открытия, требуются длительные, даже многолетние наблюдения. В числе прочего, мы проводим так называемые подспутниковые наблюдения во время пролета над Антарктидой БКА и некоторых российских спутников, в частности, «Канопуса-В». Наземные наблюдения параллельно со съемкой из космоса позволяют проводить корректировку работы бортовых спутниковых оптических инструментов. Это почти как в кино - баланс белого и черного. А снежно-ледовая поверхность и атмосфера Антарктиды - почти идеальный полигон для подобных исследований.

Мы проводим работы по оценке морских биологических ресурсов - имея эти материалы и оформив заявку, мы сможем подать ее в морскую комиссию ООН для получения квот на вылов определенных видов морепродуктов. Для этого нам не надо организовывать свой рыболовный флот, мы просто можем эти квоты продавать другим государствам, у которых флот есть. Это одна из практических выгод.

Во время девятой экспедиции мы впервые с помощью подводного робота изучали глубины океана и пресноводные водоемы Антарктиды. Этот аппарат позволяет видеть, что происходит в толще воды на глубине до 150 м и извлекать растения и животных со дна. Мы исследуем уникальные свойства антарктических микроорганизмов. Это позволит разрабатывать новые биотехнологии для применения в фармацевтике и медицине, косметологии.

Беларусь является климатозависимой зоной. У нас бывают ураганы, засухи, избыточные осадки. Чтобы понять и изучить эти закономерности, делать заранее долговременные прогнозы - в интересах и сельского хозяйства, и промышленности, и транспорта - мы проводим климатические исследования.


Топ-новости
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.417 BYN 2.414 BYN 2.423 BYN
USD
2.112 BYN 2.108 BYN 2.114 BYN
RUB
3.2096 BYN 3.206 BYN 3.219 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Планируем выходные с Белгидрометом

Инфографика

Акция "Чистый лес" Принять участие в акции могут все желающие. Для этого необходимо обратиться в лесничество и заявить о своем желании помочь в наведении порядка в лесу.