Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Владимир Мальцев

Платформа устойчивости для евразийского бизнеса

Интервью 02.11.2016 | 13:02
Владимир Мальцев Владимир Мальцев Советник члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК

В Евразийском экономическом союзе появился новый инструмент для развития межгосударственной кооперации - евразийские технологические платформы. Совет Евразийской экономической комиссии уже утвердил 11 приоритетных техплатформ по 8 направлениям: космос, медицина, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, добыча природных ресурсов, экология, сельское хозяйство и промышленные технологии. Как отмечают авторы идеи, эти платформы призваны обеспечить системную работу по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического прогресса и мобилизации научного потенциала стран союза. Они будут использованы для решения прикладных задач по разработке инновационных продуктов и технологий и их внедрения в промышленное производство. О том, как эта идея будет реализовываться на практике, корреспондент БЕЛТА попросил рассказать советника члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Владимира Мальцева.

- Владимир Валерьевич, почему определен именно такой формат, как технологические платформы?

- Если посмотреть историю создания интеграционных цепочек на постсоветском пространстве, то самыми известными являются такие проекты в рамках Союзного государства. Но все они инициировались не снизу, не по инициативе бизнеса. Фактически эти проекты были придуманы в кабинетах чиновников. И поскольку получилось, что экономическая составляющая была не до конца продумана, все такие проекты несколько пробуксовывают. Мы же в ЕАЭС пошли другим путем. Такой механизм, как технологические платформы, - не новый, мы ничего не изобрели, он начал применяться в России еще в 2008 году. А сама идея была скопирована у Европейского союза: она возникла тогда, когда в ЕС присутствовали границы, союза еще как такового не было, но уже развивались кооперационные цепочки. Самой известной из них является самолетный концерн Airbus, комплектующие для которого делались в разных странах, где законодательно закреплены различные меры поддержки. В связи с чем возник вопрос: раз делается общий продукт, то для всех партнеров, хоть они и находятся в разных государствах, должны применяться меры господдержки. По сути вот что такое технологическая платформа.

- То есть, если кратко, то технологическая платформа - это традиционная кооперационная цепочка с одинаковыми мерами государственной поддержки?

- Не с одинаковыми, а с мерами поддержки. Пока интеграция в ЕАЭС не достигла такой степени, чтобы унифицировать уровень господдержки. Но преимущества наших технологических платформ все равно существенны: если ты входишь в эту кооперационную цепочку, тогда тебе в твоем государстве в приоритетном порядке должны предоставляться какие-то преференции. Причем технологическая платформа может охватывать процесс от производства сырья до создания конечного продукта. К примеру, возьмем белорусское предприятие "Камволь", работающее на рынке с очень высокой конкуренцией. Для него есть технологическая платформа по легкой промышленности, и можно посмотреть эту цепочку от создания производства шерсти до пошива готового изделия и войти в нее.

Почему еще на постсоветском пространстве многие проекты не идут? Потому что мы пытаемся между собой создать совместные предприятия, где конкуренция очень сильно развита, причем за счет бюджетных средств. Но у каждого государства есть протекционистские меры поддержки, например, МАЗ и КамАЗ, они конкурируют на внутреннем рынке. То есть они могут скооперироваться, но только для работы на экспорт.

- Насколько я понял, бизнес сам должен решать, входить ему в евразийскую платформу или не входить?

- Да. У нас сейчас девять платформ конкретно в промышленности. Мы их сформировали, причем сразу оговорились: это кооперация, направленная на инноватику. Не просто должна создаваться кооперационная цепочка, ее результатом в конечном итоге должен быть инновационный конкурентоспособный продукт.

- Какие конкретные преференции может получить бизнес, войдя в технологическую платформу?

- Я уже говорил, что в каждом государстве будут введены свои меры поддержки участников технологических платформ. Помимо этого, у ЕЭК есть наднациональные функции, они позволяют принимать меры как тарифного, так и нетарифного регулирования. Например, кто-то производит комплектующие для конечного продукта в рамках технологической платформы, но какие-то компоненты для них или сырье завозит из-за границы ЕАЭС. И страна производителя выходит в ЕЭК с предложением: давайте обнулим ввозные пошлины на эти компоненты или сырье. Мы сразу смотрим: а входит ли эта продукция в технологическую платформу? Если да, то комиссия подтверждает, что этот продукт нужен, он инновационный, кооперационный. И мы даем преференцию по пошлинам.

Могут быть и другие меры, например, за счет технического регулирования. Кроме того, у ЕЭК сейчас появятся полномочия по добровольному согласованию странами - участницами ЕАЭС субсидий. То есть добавится еще и субсидиарный механизм.

Не надо забывать и о механизме финансирования через Евразийский банк развития. Мы договорились, что он будет финансировать проекты с кооперационным участием, и эта позиция была подтверждена на Евразийском межправительственном совете на уровне премьер-министров. Теперь в ЕЭК будет создана специальная рабочая группа во главе с членом Коллегии (министром) по промышленности и агропромышленному комплексу Сергеем Сидорским, которая займется отбором таких проектов. В дальнейшем планируем поставить вопрос о создании какого-то совместного фонда по финансированию кооперационных проектов. Может быть договоримся о субсидировании кредитной ставки, чтобы она была не на коммерческих условиях, такой механизм мы тоже рассматриваем.

- Евразийские технологические платформы будут нацелены прежде всего на выпуск экспортно ориентированной продукции?

- Весь опыт создания таможенных союзов говорит о том, что прежде всего мы должны увеличить поставки продукции на внутренний рынок. И для этого снять барьеры во взаимной торговле. Только после этого начинают появляться конкурентоспособные товары. А развивая конкуренцию, мы сможем создавать такую продукцию, которая пойдет на экспорт. Если же мы сразу будем заявлять о том, что давайте создавать продукцию экспортно оринтированную, то ведь без конкуренции мы ее не сможем выпустить на внешний рынок, она там никому не нужна будет.

Хотя, конечно же, у нас стороны самостоятельно выпускают конкурентоспособную продукцию. Тот же МАЗ, КамАЗ, "Гомсельмаш", другие предприятия. Мы много чего выпускаем конкурентоспособного, но делает это каждая страна самостоятельно. А мы говорим о создании кооперационных цепочек.

Здесь я хотел вот еще о чем сказать. Мы находимся в экономически сложных условиях, когда введены санкции против России, которые косвенно затрагивают всех участников ЕАЭС. Потому что у нас единое экономическое пространство. Поэтому прежде всего Россия, как мне кажется, должна предложить какие-то интеграционные вещи, чтобы сгладить эффект от санкций, которые влияют на другие страны. Так как интеграция не может быть без каких-то уступок друг другу. И президент Российской Федерации предложил такой механизм, пригласив все государства ЕАЭС к участию в программе импортозамещения в России. Комиссия сейчас активно этот вопрос отрабатывает с профильными министерствами сторон.

- Когда можно ожидать, что эти технологические платформы дадут первый эффект?

- Технологические платформы - это не просто механизм, а уже конкретные предприятия и конкретные проекты. И те технологические платформы, о создании которых мы объявили, - они все с конкретными участниками, сами предприятия подписывают между собой соглашения. То есть конкретные участники сказали: мы входим в эту технологическую платформу и готовы создавать такой-то продукт. Надеемся, что к середине 2017 года уже появятся какие-то проекты, которые могут финансироваться в том числе Евразийским банком развития и поддерживаться на национальном уровне.

Эдуард ПИВОВАР,

БЕЛТА.-0-


Теги
ЕАЭС, ЕЭК
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4078 BYN 2.405 BYN 2.414 BYN
USD
2.0999 BYN 2.099 BYN 2.104 BYN
RUB
3.215 BYN 3.208 BYN 3.22 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Безбагажные билеты на рейсы "Белавиа" могут появиться в течение полугода

Инфографика

I Форум регионов Беларуси и Украины I Форум регионов Беларуси и Украины пройдет 25-26 октября в Гомеле.
Пресс-конференция Анатолий Котов,
Сергей Шаблыко,
Надежда Анисовец,
Максим Кошкалда
6 ноября, 11:00 Европейские игры – 2019: подготовка спортивной инфраструктуры, билетные программы, работа с волонтерами
Пресс-конференция Анатолий Сивак,
Александр Головнев,
Сергей Дубина,
Артем Сикорский
23 октября Развитие транспортной инфраструктуры в Беларуси: предварительные итоги 2018 года и планы до 2020 года
Пресс-конференция Анастасия Сорокина,
Владислав Ковалев,
Ланита Стецко
11 октября Беларусь примет 45-ю Всемирную шахматную олимпиаду
Пресс-конференция Ольга Прудникова,
Михаил Малашенко,
Ия Малкина,
Сергей Щербаков,
Григорий Бондарев
4 октября Цели устойчивого развития Республики Беларусь: энергетика, экология, энергоэффективность
Пресс-конференция Владимир Улахович 26 сентября "Школа экспорта" - проект БелТПП для бизнеса