Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Последние новости
Все новости

В Беларуси уже создан современный и эффективный инструментарий для оказания электронных услуг

Интервью 18.03.2015 | 19:55

Получить справку о доходах, записаться на прием к врачу и даже подать заявление в ЗАГС - и все в режиме онлайн, даже не выходя из дома. "Мечта", - скажете вы. "Дело ближайших лет", - опровергнет ваш скептический настрой директор Национального центра электронных услуг Андрей Ильин. Эта организация была создана в 2012 году, но за такой короткий срок сотрудники центра уже успели добиться неплохих результатов. Какие планы у НЦЭУ на 2015 год, для чего белорусам сайт portal.gov.by и когда мы сможем получать нужные справки одним кликом, в преддверии дня рождения НЦЭУ Андрей Ильин рассказал корреспонденту БЕЛТА.

- Андрей Анатольевич, в начале марта был запущен после модернизации portal.gov.by. Расскажите, что это за ресурс и какие изменения он претерпел в последнее время?

- В Беларуси существует Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), предназначенная для оказания электронных услуг организациям и гражданам. Там собраны электронные услуги, оказываемые государственными органами - владельцами государственных информационных ресурсов. А portal.gov.by - это точка входа в эту систему. Если же говорить о модернизации портала, то стоит отметить несколько важных моментов: во-первых, мы создали там услугу "личного кабинета", во-вторых, оплачивать услуги ОАИС теперь можно через ЕРИП, в-третьих, мы добавили новые услуги для физлиц. И наконец, изменился дизайн самого портала, что тоже немаловажно.

- А какие конкретно услуги можно получить на вашем портале? И на кого они рассчитаны?

- Следует признать, что состояние дел с электронными услугами у нас сейчас неидеально, но зато можно с уверенностью утверждать, что инструментарий для их оказания уже создан - современный и эффективный. Сейчас идет активное вовлечение органов госуправления в этот процесс. Ведь мы - НЦЭУ - непосредственно услуги не оказываем, мы - оператор, предоставляющий площадку. А вот наши государственные органы должны сформировать те электронные услуги, которые будут востребованы потребителями и размещены на нашем портале. И им предстоит весьма непростой этап перевода не всех, но значительной части административных процедур, которые выполняются сегодня, в электронный вид. В идеале надо обеспечить возможность нашим гражданам минимизировать походы в органы госуправления. Бесконечные справки в ГАИ, банки, поликлиники - вот ближайшие перспективные направления этой работы.

Сегодня реальных услуг ОАИС не так много, как хотелось бы, - около полусотни. И они в основном рассчитаны на юридических лиц, поэтому находятся на закрытом портале. Обычным гражданам, которые работают с открытым порталом, мы пока можем предоставить лишь несколько услуг.

- Получается, я могу зайти на открытый портал и сразу получить необходимую услугу? При условии, что она предоставляется, конечно.

- В идеале - да, правда, пока ситуация обстоит немного иначе. Наш портал - это отчасти набор ссылок на сайты министерств и ведомств, где оказываются электронные услуги. Но в будущем мы планируем, чтобы с нашего ресурса люди получали уже законченные услуги. В чем преимущество такого подхода? Во-первых, мы экономим деньги на построении общей инфраструктуры. Министерствам и ведомствам не нужно будет тратить средства на системно-техническую часть, серверы, персонал, каналы связи, программное обеспечение. От них будет требоваться только оказание услуги, а мы предоставим площадку. Во-вторых, при наличии такой схемы мы будем в состоянии реализовывать сложные услуги, когда для предоставления запрашиваемой информации необходимо участие нескольких органов госуправления. Сейчас это задача практически нереальная.

- Вы сказали, что после модернизации на портале появятся новые услуги для физических лиц. Расскажите подробнее, что это будет?

- В этом году мы действительно расширим перечень услуг для физических лиц. У нас, к примеру, уже есть договоренность с Фондом социальной защиты населения, который будет предоставлять подтверждение факта работы застрахованного лица, а также сведения о датах приема и увольнения застрахованных лиц и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы, в электронном виде. Активнее стало развиваться сотрудничество с Минтруда и соцзащиты. Теперь информацию о размере получаемого пособия, государственной адресной социальной помощи и размере получаемой пенсии тоже можно будет получить онлайн. Кроме того, мы активно работаем с Государственным таможенным комитетом, Министерством по налогам и сборам, Министерством торговли.

- А как получение этих услуг  будет реализовываться на практике?

- Здесь предусмотрены два варианта. Первый - это система информационных посредников. Этот механизм уже создан, но пока не насыщен электронными услугами. Пользоваться им могут все без исключения, даже те люди, которые понятия не имеют об интернете и электронных услугах. В настоящее время функции таких посредников выполняют "Белпочта" и "Белтелеком". В Беларуси сейчас существует уже около 250 точек, куда люди могут прийти и, действуя через оператора, получить электронную услугу.

- То есть я прихожу на почту, говорю, какая мне нужна услуга, оператор заходит на ваш портал, распечатываем нужный документ и все?

- Сегодня это не совсем так. Да и услуг через информационных посредников оказывается явно недостаточно. Пока человек может получить только информацию из Реестра задолженностей Национального банка, а также некоторые услуги Национального кадастрового агентства. Но сам механизм весьма интересен и не требует никакой квалификации со стороны потребителя этих услуг. Кстати, часть из тех услуг, которые мы планируем добавить в 2015 году, будут как раз доступны через информационных посредников. ФСЗН, к примеру, уже подтвердил, что его услуги будут доступны в таком формате.

- Получается, что на почте мне могут распечатать, к примеру, справку о размере пособия, и она будет иметь юридическую силу?

- К сожалению, здесь тоже не все гладко. Та информация, которую гражданин получает от информационных посредников, не обладает статусом официального документа. Потребуется еще ряд изменений в нормативно-правовой базе, чтобы подобные документы стали считаться официальными. Сейчас эта информация просто предоставляется людям для личного пользования. Но проблема очерчена верно, и мы тоже очень хотим, чтобы эту информацию стали считать официальной. Движение в сторону электронных услуг ускорится, если придать определенный статус нашей системе ОАИС, который позволит считать эту систему доверенной средой для органов госуправления.

- Вы сказали, что система информационных посредников - это первый вариант получения электронной услуги. А какой второй?

- Если не использовать услуги информационных посредников, то можно действовать самостоятельно через интернет. Мы заходим на portal.gov.by, идентифицируем себя посредством электронно-цифровой подписи либо логина и пароля и получаем те услуги, которые доступны. Кстати, оплачивать их теперь можно будет через систему ЕРИП.

- Во время своего недавнего визита в Беларусь министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров рассказывал, что у них в некоторых регионах даже заявление в ЗАГС можно подать через интернет. Когда белорусы смогут поступать так же?

- Техническая возможность и у нас уже есть. Но для этого органы ЗАГСа должны научиться принимать такие заявления в электронном виде. А для этого им, по всей видимости, надо будет внести изменения в нормативные документы, регулирующие их деятельность.

Важен еще один момент: обычные граждане, чтобы использовать определенные электронные услуги, требующие строгой идентификации пользователя, должны будут иметь и уметь пользоваться своим средством электронной цифровой подписи. Свой открытый ключ проверки ЭЦП должен быть зарегистрирован в Государственной системе управления открытыми ключами - ГосСУОК. Правительство в этом году приняло определенные решения, благодаря которым в течение 2015 года самые крупные государственные системы должны быть автоматизированы таким образом, чтобы они воспринимали ключи ГосСУОК. Мы надеемся, что в этом году начнется массовое выделение этих ключей, массовое использование их в госсистемах.

- С 1 января физические лица тоже могут регистрировать в ГосСУОК свой открытый ключ проверки ЭЦП. Как вы думаете, эта услуга будет пользовать популярностью?

- Когда органы госуправления начнут общаться с людьми в электронном виде активно, когда это станет понятно, эффективно и интересно, тогда и обычные люди начнут покупать и применять средства ЭЦП. Думаю, что это дело ближайших лет, и уже в 2016 году этот процесс значительно ускорится.

Светлана МИХОВИЧ

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.0764 BYN 2.075 BYN 2.075 BYN
USD
1.9506 BYN 1.95 BYN 1.954 BYN
RUB
3.2815 BYN 3.277 BYN 3.28 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко и Омар аль-Башир провели официальные переговоры в Хартуме

Инфографика

Динамика изменения ставки рефинансирования Решением Национального банка ставка рефинансирования в Беларуси с 18 января будет снижена на 1 процентный пункт до 17% годовых.
Круглый стол Ирина Наркевич,
Анжела Скуранович,
Андрей Колтович,
Александр Мороз,
Ольга Шаройко,
Константин Хрусталев
27 декабря Сфера общественного питания в Беларуси: либерализация рынка и перспективы развития
Круглый стол Александр Валиев,
Геннадий Даниленко,
Михаил Плиско,
Константин Голомидов,
Виктор Острога
19 декабря Минская региональная таможня: диалог в преддверии 95-летнего юбилея
Круглый стол Игорь Чернявский,
Инна Лавринович,
Елена Климович,
Алла Сташкевич,
Ольга Попко,
Татьяна Орлова,
Владимир Счастный
13 декабря Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении национального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Иван Троцкий,
Андриан Давидеску
12 декабря Партнерство и инновации: отечественный производитель занимает трендовую нишу на рынке, замещая импорт белорусским товаром
Круглый стол Игорь Чернявский,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Армен Сардаров,
Вадим Глинник,
Иван Сацукевич
8 ноября Будущее старых кварталов Минска на примере Осмоловки: сохранить или...?