ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +14°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
28 февраля 2024, 17:58

Почему сценарий для фильма "Катя-Катя" писали фактически 7 лет? Поговорили с режиссером

Российский режиссер Анна Чернакова уже не первый год работает в соавторстве с самим Александром Адабашьяном. Признается, что нередко спорит с ним во время написания сценария, но в результате всегда рождается наилучшее решение, которое помогает сделать фильм интереснее. Очередное детище дуэта Адабашьян - Чернакова в 2023 году получило на XIX Международном кинофестивале "Лістапад" Приз Президента Республики Беларусь "За гуманизм и духовность в кино". Мы спросили у режиссера, почему сценарий для фильма "Катя-Катя" писали фактически семь лет, с какими отрицательными привычками пришлось бороться актрисе, сыгравшей в нем главную роль, и почему снимать кино для детей и подростков сложнее, чем для взрослых.

Подсознательно я держу определенную дистанцию с Адабашьяном

- Приз за лучшую детскую роль конкурса фильмов для детей и юношества "Лістападзік" получила Янина Загорская, сыгравшая главную героиню в вашем фильме "Катя-Катя". Где нашли такую талантливую юную актрису?

- Долго искали девочку на главную роль. Просмотрели много талантливых претенденток, но нужна была та, которая не вызывала бы сомнений в том, что она родом из 1940-х. С Яной все получилось случайно. Несмотря на то что ее мама была актрисой, девочка всерьез занималась спортом - синхронным плаванием, в фильмах не снималась никогда. Меня очень зацепил внутренний стержень Яны, какая-то совершенная особенность ее души. Конечно, утвердив ее на роль, мы пошли на большой риск - актерского опыта у девочки не было даже минимального. Зато присутствовали отрицательные для актера привычки, которые воспитала спортивная школа: тренеры учат не показывать свои чувства, когда тебе больно или плохо, а в кадре, наоборот, нужен "открытый нерв" и эмоции. У Яны был сложный путь вхождения в роль, но в итоге все получилось. Наша съемочная группа ее очень полюбила, девочка стала, как говорят, нашей дочерью полка.

- Вы далеко не впервые работаете вместе с самим Александром Адабашьяном. Если не ошибаюсь, это уже пятый сценарий, написанный в соавторстве. Сложно находить общий язык с классиком?

- За долгие годы мы притерлись друг к другу. Конечно, Александр Артемович - уникальный человек, работать с ним огромное счастье и честь. Хотя подсознательно я держу определенную дистанцию, понимая, что его опыт в кино гораздо больше моего. Мы часто спорим, в чем-то не соглашаемся, а потом приходим к совместному решению, потому что оба движимы единой задачей - рассказать важную для нас историю наиболее правильным образом.

"Стало понятно, что детским кино в России толком никто не занимается"

- Такой жанр, как детские фильмы о войне, на просторах постсоветского пространства почти исчез. Почему вы взялись за этот сценарий? Проще было бы сделать по понятным и простым лекалам взрослый фильм.

- В 2015 году мы создали проект "Студия Первый А", чтобы заниматься фильмами для детей и юношества. Это, как говорят сейчас, наш мандат. После того, как в 2013 году выпустили в свет картину для школьников "Собачий рай", стало понятно, что детским кино в России толком никто не занимается. Юный зритель растет на "легкоусвояемом сухом корме", который производит голливудско-диснеевский конвейер. Безусловно, встречаются там неплохие фильмы и мультфильмы, но они несут свою культуру, традиции и менталитет. А мы верили, что кино для детей должно опираться на духовно-нравственные ценности своей страны. И, слава Богу, так думали не только мы. Ситуация с российским детским кинематографом меняется к лучшему, благодаря вниманию государства, Министерства культуры РФ. Отрасль переживает новый этап развития, который стал возможен в том числе благодаря государственным мерам поддержки.

"В кино для одних важнее всего коммерческий успех, для других - самовыражение. А мой мастер, Марлен Мартынович Хуциев, всегда говорил об огромной мере ответственности режиссера и о том, что кинематограф - это инструмент воспитания душ. Когда снимаешь для детей и подростков, нужно очень хорошо подумать, о чем собираешься с ними говорить. Необыкновенно важно ничего не испортить и служить правде, добру. Кино для детей, как говорил Ролан Быков, нужно делать, как для взрослых, только лучше".

- А как рождался сценарий, что стало отправной его точкой?

- Первый вариант сценария написан еще семь лет назад. Как-то случайно наткнулась на воспоминания тех, кто прошел школу юнг на Соловецких островах. Меня заинтересовала история подростков, которых после нескольких месяцев обучения отправляли на фронт, в действующие части. Ребята воевали наравне со взрослыми, многие погибли, причем героически. Узнала из мемуаров, к примеру, о подвиге мальчишки, который закрыл своим телом пробоину в двигателях на катере. Судно вернулось на берег, а он погиб. В воспоминаниях отмечено, что в школу юнг приходили письма от девочек. Ребята, часто все вместе, писали дамам ответы, начинались романы, рождались надежды… Эти собранные факты и стали отправной точкой для будущего фильма. Правда, первый вариант сценария в итоге нам не понравился, отложили его в сторону. Сняли картину "Про Лелю и Миньку" по всеми любимым детским рассказам Михаила Зощенко. Она с успехом прошла на фестивалях, была в прокате, и только после этого мы вернулись к незаконченной истории о школе юнг. Переписывали, что-то дорабатывали. Постепенно выстроился сюжет, по которому главная героиня, московская школьница Катя, переписывается с незнакомым курсантом военно-морского училища Костей. Окончательно эту историю мы с Александром Адабашьяном смогли закончить во время эпидемии ковида, работая по зуму. Подали сценарий на конкурс Министерства культуры Российской Федерации и были счастливы, узнав, что получили финансирование.

Кому посвящен фильм "Катя-Катя"?

- Наверно, как режиссеру и сценаристу вам дорог каждый свой фильм. Чем ценна для вас "Катя-Катя"?

- Этот фильм дорог мне по ряду причин. Оба моих деда воевали на фронтах Великой Отечественной. Я училась еще во времена Советского Союза, и к нам в школы приходили ветераны, которые рассказывали о войне, а 9 Мая было всегда особым праздником. Потом я стала студенткой ВГИКа. И так случилось, что в соседней мастерской преподавал Петр Ефимович Тодоровский. Он ушел на фронт в 18 лет и закончил воевать в Германии. Это был удивительный человек и режиссер. Он много снимал о войне, но это были всегда истории не про бои, а про людей. Он признавался, что одной из главных тем своих фильмов считает любовь. Наверное, мое внутреннее посвящение военной драмы "Катя-Катя" им - моим дедам, Петру Ефимовичу и всем ветеранам Великой Отечественной войны. И, конечно, тем детям, которые жили в Москве во время войны.

- Слышала, что летом вы закончили съемки новой картины. О чем она?

- Сейчас уже идет монтаж фильма "Судьба барабанщика". Это экранизация одноименной повести Аркадия Гайдара. Сценарий написан также в соавторстве с Александром Адабашьяном. Планируем, что через полтора года картина выйдет в прокат. Белорусский зритель увидит ее, даже не сомневаюсь. Просто надо немного подождать.

"Минск очень понравился. В нем царит атмосфера достоинства и благополучия. Впечатлило бережное отношение к прошлому: сохранены памятники, названия улиц, и это вызывает огромное уважение к белорусам. Дважды побывала в музее истории Великой Отечественной войны, в Храме в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Эти два удивительных места - свидетельства бережного и правильного отношения к минувшему. Осознание себя гражданами страны, особенно для молодых, очень важно. Если подрастающее поколение будет знать свои корни, кто они и откуда родом, то никто и никогда не сможет навесить им лапшу на уши, оболгать подвиг дедов и прадедов".

| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней", фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.
Новости рубрики Калейдоскоп
Топ-новости
Свежие новости Беларуси