ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +14°C
Все новости
Все новости
Регионы
03 апреля 2023, 19:08

Берутся за ножницы, утюг и лопату: как школьники в Полоцке зарабатывают деньги, помогая городу

Личный бюджет: что это такое, как его планировать, а главное - зарабатывать. Некоторые ученики средней школы №10 имени В.М.Азина Полоцка ответят не задумываясь. А для желающих сверстников еще и проведут мастер-классы, где в подробностях опишут варианты официального трудоустройства. В самой СШ подростки могут подработать на ремонте мебели, учебников, шитье пододеяльников и полотенец. Этой весной здесь опробовали новый вариант - ЖКХ и районный комитет БРСМ помогли устроить несколько человек на благоустройство территорий. Юные работники рассказали корреспонденту БЕЛТА, каким образом объединяющий труд еще и прибавляет мудрости и почему после работы у них еще больше желания учиться.

Рукодельницы из старших классов около двух недель кропотливо готовили партию полотенец. Садились за машинку в перерывах между уроками и факультативами, после всех занятий, в день отдавая швейному делу до двух часов. Девушки вложились в график - и вот уже на столах красуются 330 полотенец.

Незатейливая задача пришлась по душе девятикласснице Веронике Орел. Мало того, что она показывает успехи в математике и языках, хорошо знает литературу, выступает на разных международных конференциях и пишет научные работы, девушка давно перешла на "ты" и с трудовым обучением. Школьница откликнулась на предложение подработать, о котором рассказала замдиректора по хозяйственной работе школы Галина Ходасевич. Она же, а также учитель труда курировали процесс.

Вероника Орел
Вероника Орел

"Шить не так уж и тяжело, но нужно уметь заправлять машинку, иногда и по несколько раз - она барахлит немножко. Сначала нам, конечно, объяснили правила безопасности во время работы, - охотно поясняет тонкости дела ученица 9 Б. - Шьем мы обязательно в косынках, следим за тем, чтобы не было длинных ногтей. Нам дают не обшитые полотенца, мы загибаем края и прошиваем на машинке - получается практически готовое к использованию полотенце".

Девушка поясняет, что в час может сделать восемь штук, а за все время работы из-под ее руки вышло 41 полотенце. "Это хорошая возможность получить небольшой заработок. В прошлый раз в ноябре, например, - около Br100 за чуть больше недели. Потратила их на новые вещи в школу. Мне нравится, что здесь можно и закрепить какие-то свои навыки. А еще мы помогаем людям - это важнее", - скромно говорит Вероника Орел.

Дело в том, что сшитые ученицами полотенца предназначены для постояльцев психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов. Часть изделий приготовлена для городской больницы. Зная, что они выполняют доброе дело, школьницы трудились с большим усердием.

Одновременно в кабинете можно использовать четыре швейные машинки, потому работали школьницы (а на этот раз их было 15) посменно. Выбор пал на тех, кто демонстрировал лучшие результаты на трудах. "Прошлым летом детям также организовывали вторичную трудовую занятость. Им это понравилось, и теперь пять человек решили поработать. Благодаря этому дети стали лучше рассчитывать время своего трудового дня, что им обязательно пригодится во взрослой жизни. Будущим хозяйкам такие знания и дома помогут", - пояснила классный руководитель 9 Б Галина Баранова.

Саша Жук
Саша Жук

Юные мастерицы получают задание, заготовки и четко разделяют обязанности. "Допустим, одна гладит, другая режет, третья строчит, четвертая что-то убирает. Все получается компактно, быстро и качественно", - размышляет Саша Жук из 9 А. Она пришла сюда уже подготовленной: дома у мамы в арсенале две швейные машинки, на которых для школьницы делались десятки нарядов. Потому, как к ним подступиться, девушке пояснять не пришлось. Она и сама может поведать о продуктивном диалоге с ножницами, иголкой и швейным оборудованием.

"Мы сдружились тут. На самом деле это очень увлекательное место и занятие. Здорово совместно работать, друг другу помогаем во всем, - делится девятиклассница. - Во-первых, ты уже со школьных лет сам зарабатываешь деньги и понимаешь, каким это трудом достается. Сколько ты работаешь и сделаешь - за качество и количество - столько тебе и заплатят. Ты почти можешь не зависеть от родителей, купить им подарки, себя порадовать чем-нибудь и близких".

Месяц работы от 45 минут до 2 часов в день оценивали и почти в Br300. "Фактически у девочек почти есть профессия, - поясняет замдиректора по хозяйственной работе Галина Ходасевич. - Особенно это ощутимо для тех, кто берется за работу уже не первый год. И трудовые получают, страховые выплаты. Все официально, и это тоже для них много значит - почувствовать свою копейку".

Подростки получили особый стимул учиться во время работ по благоустройству территорий. Всего ЖКХ города и райком БРСМ организовали десять рабочих мест, половину вакансий заняли старшеклассники СШ №10 Полоцка. Ребята приступали к уборке улиц, вооружившись метлами, но уже на следующий день город засыпал снег - пришлось браться за лопаты. "Подходят на днях мальчишки и говорят, мол, почувствовали себя дворниками и поняли, что не хотим ими быть, потому что они мало зарабатывают и рано встают, - улыбаясь, делится доводами учеников директор школы Лариса Суханова. - Это тоже значимо, для них дополнительная причина учиться".

Егор Черниенко
Егор Черниенко

Сами школьники уточнили, что ничего не имеют против ремесла дворника. "Мы за это время осознали: любая работа важна. И без тех же дворников мы бы все жили в помойке", - приводит пример десятиклассник Егор Черниенко.

Его коллега по цеху подхватывает тему. "Дворник - это очень важная и полезная профессия. Просто в будущем каждый хочет для себя что-то уютное и комфортное. Эта наша работа дает небольшой толчок для того, чтобы учиться еще усерднее, - рассказывает Римма Левановская из 11 А. - Я хотела бы поступить на инженерное в ПГУ. Ведь инженер - профессия многогранная, смогу в будущем устроиться практически на все работы, где есть приставка инженер. Если вдруг не пройду, то у меня есть ступеньки, на которые могу опереться, например, пойти на медбрата".

Римма Левановская
Римма Левановская

Ребята отмечают, что за пару дней работы с 8.00 до 16.00 почти очистили от снега центральный парк Полоцка. Они сами вызвались помогать городу, навели красоту рядом с памятниками Симеона Полоцкого, Франциска Скорины, Отечественной войны 1812 года. И никакая погода не стала помехой. Здесь правила просты: в метель и холод либо мерзнешь, либо работаешь - физический труд согревает.

"Школьникам стоит обратить внимание на вторичную занятость, как на каникулах, так и в учебное время. Для себя каждому стоит осознать, какого это: зарабатывать деньги, и насколько тяжелый это труд", - размышляет Егор Черниенко. Старшеклассник успевает совмещать с работами по благоустройству подготовку к репетиционному тестированию и тренировки по киокушинкай карате-до, где ему скоро предстоят республиканские соревнования.

По словам директора школы, с прошлого лета возможности для учащихся подростков в районе расширились. Летом была организована вторичная занятость на ремонтных работах в Полоцком кадетском училище, некоторые ученики отправились на прополку сельскохозяйственных культур и сбор ягод в "Весна-энерго", другие - в местное лесничество.

"Управление по образованию, БРСМ, ЖКХ, КДН подключаются. Все структуры города заинтересованы в организации рабочих мест для школьников-подростков. Ведь нередко дети ищут заработок где попало, в интернете, мессенджерах, берутся за какую-то непроверенную работу и в итоге это приводит к испорченной биографии. А здесь - официальное трудоустройство под присмотром. В первую очередь решаются вопросы с местом трудоустройства. Сначала предлагаем ребят из опекунских, приемных, многодетных семей и детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа", - поясняет Лариса Суханова.

В прошлом году только в школе вторичную занятость организовали пять раз. Подростки шили пододеяльники, полотенца, ремонтировали учебники и школьную мебель. Если лет пять назад заинтересовать молодежь работой было сложно, то теперь даже есть небольшой конкурс на место. "Пошив курирует управление по труду, занятости и социальной защите, они выделяют средства. Благодаря им мы оказываем помощь, приучаем детей к труду, - продолжает директор учреждения образования. - Ученики выполняют работу и получают деньги, а школа - обновленную мебель, что сейчас также очень важно. В целом за прошлый календарный год было создано около 60 рабочих мест. Конечно, были ребята, которые старались участвовать несколько раз. Детям удалось и подзаработать, и принести пользу. Очень приятно, что дети это понимают, стараются, добросовестно подходят к труду, и это еще один повод для гордости".

Летом вариантов по работе для учащейся молодежи станет больше. Как рассказали в Витебском областном комитете по труду, занятости и соцзащите, за счет средств государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения в регионе планируют трудоустроить от 4,5 тыс. учеников и студентов. Причем подавляющее большинство из них составят несовершеннолетние. Более 1,3 тыс. ребят получат временную работу за счет средств нанимателей. Сохранится у детей и возможность подработать на дополнительно созданных местах в школах и колледжах. Подросткам доверят благоустройство и озеленение территорий, тот же ремонт мебели, восстановление книг, изготовление швейных изделий, сувениров и не только. Ученикам останется лишь выбрать, что из этого списка больше по душе.

Евгения АРХИПОВА,

фото автора,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси