ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 27 апреля 2024
Минск Переменная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Регионы
28 февраля 2023, 13:25

Кредиты, долги и слезы. Как игра в "верю не верю" с мошенниками сказалась на жителях Витебской области

Фото из архива
Фото из архива

Они и сами не знали, что станут участниками довольно популярной в свое время игры "Верю не верю". Только не карточной, а виртуальной или телефонной. С начала года уже 90 человек в Витебской области попались на абсолютно разные уловки мошенников. А 75 из этих случаев пришлось на интернет-площадки и кредиты. Здесь и покупки вещей по "скидкам", и слепая бдительность после предложения участвовать в "спецоперации", которая невероятным образом приводила за деньгами в банк. Да и другие эпизоды, развитие которых даже не заставило людей усомниться, что общаются они с псевдопродавцами, лжесотрудниками милиции и СК и переходят по вишинговым ссылкам.

Примерно такие же мысли - доверие без тени сомнения, - роились в голове 56-летней жительницы Полоцка. О случае еще не писали СМИ. Женщине 10 февраля позвонил человек по Viber, представился сотрудником милиции и сообщил, что на ее карт-счете замечена подозрительная активность. Незнакомец для правдоподобности отправил фото якобы своего удостоверения в мессенджере, а затем предложил ей поучаствовать в специальной операции по поимке мошенников. Разумеется, для этого требовалось перечислить деньги на указанный счет. Поскольку у рабочей местного предприятия не было нужной суммы, она пошла за кредитом в банк. Там ей удалось быть настолько же убедительной, насколько был ее собеседник по телефону, когда пришлось с уверенностью сказать, мол, средства нужны на потребительские нужды. Ведь злоумышленники заранее проинструктировали: на лишние вопросы не отвечать, о звонке никому не говорить. Так полочанка перевела кому-то кредитные Br19,5 тыс., которые теперь ей самой придется выплачивать.

Иван Бурко
Иван Бурко
На другого рода крючок мошенников попался 25-летний Иван Бурко из Полоцка. Молодой человек решил обновить к весне гардероб и 5 февраля по всплывающей рекламе в Instagram перешел в аккаунт интернет-магазина по продаже обуви. Это был аккаунт bandana.kross. Выбрав подходящую пару кроссовок по неплохой скидке, он поинтересовался условиями покупки. Оказалось, нужно внести предоплату - всего Br20.

"Я бы не сказал, что цены были слишком снижены, не в два раза ниже реальных. Все выглядело вполне правдоподобно. Если брать стандартную цену в интернет-магазине этих же кроссовок, они стоят Br100-120, здесь их продавали за Br70. Немного дешевле. И не весь товар был на скидках, только определенные модели спортивной обуви. Многие были по стоимости, которая соответствуют другим магазинам Instagram-платформы. Все было настолько реалистично и правдоподобно. Я на многие магазины подписан, периодически заказывал вещи, надеюсь, все остальные настоящие", - размышляет полочанин.

Молодой человек поясняет, что не обратил внимания на способ расчета. Обычно при заказе в Instagram товар оплачивался по факту наложенным платежом через "Европочту". Здесь же от магазина пришла ссылка на сайт, где нужно было провести операцию. Набор веб-страниц выглядел точь-в-точь как сайт "Белпочты". Для удобства пользователя в специальном окошке даже виднелась сумма предоплаты. Оставалось ввести номер карты, срок ее действия и трехзначный код на обороте, что пользователь и сделал.

"Я подумал, что это стандартная процедура. Во многих случаях так происходит в интернет-магазинах того же Wildberries и других площадок", - аргументирует он.

Через несколько минут Ивану Бурко пришло сообщение о списании всех денег, которые в тот момент были на карте - Br260. "В этом СМС также была ссылка на какой-то сайт денежных переводов непонятный. В банке о нем никто не знал. Конечно, я сразу понял, что, скорее всего, это мошенники, но была надежда на ошибку сотрудников банка. После моего обращения 6 февраля в банк стало понятно, что это злоумышленники, - говорит собеседник. - Банк направил меня в страховую компанию, так как моя карта была застрахована. А дальше - в Следственный комитет".

Сайт-клон, куда покупателя направили мошенники, оказался вишинговым. В доменном имени были еле заметные отличия от оригинальной платформы. Как говорит молодой человек, он успел сделать скриншоты сразу после списания. А чуть позже обнаружил: вход на страницу злосчастного магазина в Instagram ему запрещен.

"Проще прийти в магазин". Как одна встреча с преступниками лишает желания делать заказы в сети

Старую карту жителя Полоцка банк аннулировал и заблокировал, выпустив новую. Ивану пришлось собирать пакеты документов для банка и страховой компании. Одну бумагу он ждет из местного РОВД, чтобы прояснить, смогут ли в страховой фирме ему вернуть похищенные деньги. Тут шансы 50 на 50, поскольку держатель карт-счета сам передал данные, а средства были похищены путем мошенничества. Если бы списание произошло без его участия, то возвратить честно заработанные было бы проще. "Надежда все еще есть", - делится Иван Бурко.

Он уже рассказал о несостоявшейся покупке всем знакомым и родным. Говорит, может, хотя бы их минует его участь. "Конечно, обидно было и очень неприятно. Вроде, каждый день слышишь о мошенниках, видишь информацию по телевизору, везде социальная реклама, баннеры. И все равно получилось, что не учел всех факторов, - разводит руками молодой человек. - Думаешь, ну как я могу попасть в такую ситуацию?! Я же молодой, более продвинут в IT-сфере, чем, например, пожилые бабушки и дедушки, которых обманывают на крупные суммы. А сам вот, видите, вроде 25 лет, а все равно недосмотрел и попался в их капкан".

Такая виртуальная встреча со злоумышленниками заставила Ивана пересмотреть приоритеты. Если раньше он предпочитал экономить время на походы в магазины, то теперь готов тратить на них даже целый выходной. "Я для себя вообще решил: есть выходные и возможность выехать в Минск. Если найду какой-то магазин - лучше его посетить. Так буду уверен на 100%, что не обманут. Заказывать в интернет-магазинах Instagram больше не планирую. Я изменил свое мнение на этот счет. Проще прийти в магазин лично", - заключает он.

Даже цветы к 8 Марта. Что предлагают фейковые интернет-магазины

Распознать неладное пользователи могут по нескольким признакам. Лжепродавцы требуют перевести предоплату (без нее даже переписываться порой отказываются), а цену на товары существенно снижают. Еще можно оценить длительность "жизни" магазина, поинтересоваться отзывами о нем у знакомых. А если настойчивый продавец отправляет ссылку на какой-то сайт, вежливо с ним распрощаться.

"Молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет", - рисует портрет среднестатистической жертвы мошенников из интернет-магазинов старший оперуполномоченный управления уголовного розыска криминальной милиции УВД Витебского облисполкома Кирилл Климентьев.

По его словам, такие площадки могут предлагать любые товары, но чаще в ход идут одежда, обувь и техника. Обязательно появляются и сезонные странички - с широким ассортиментом мебели для сада летом и искусственных елей ближе к Новому году. А вот к Международному женскому дню появилась еще одна тема - стали запускать "акции" на продажу цветов вроде такой: "Букет из 100 роз за Br50".

Старший оперуполномоченный УУР криминальной милиции УВД Витебского облисполкома Кирилл Климентьев
Старший оперуполномоченный УУР криминальной милиции УВД Витебского облисполкома Кирилл Климентьев

Карты Канады и Армении. Куда ведет электронный след злоумышленников

Оперативники уже наладили работу с белорусскими банками, и те при необходимости передают им данные о владельцах подозрительных карт-счетов. Сейчас этот процесс стараются ускорить. "Налаживаем контакты и с банковскими учреждениями, - говорит Кирилл Климентьев. - Как правило, с одной карты деньги сразу уходят еще на три-четыре. Это потом достаточно сложно отследить, процесс трудоемкий".

К тому же злоумышленники предоставляют своим потенциальным жертвам номера карт разных банков. Некоторые финансовые институты находятся в Беларуси, другие - за рубежом. Вот тут уровень сложности задачи зашкаливает. "Кроме белорусских, могут быть российские и виртуальные банковские карты других стран. Тут уже встречались карты Канады, Армении, Азербайджана - география широка", - поясняет старший оперуполномоченный.

В теории владельцев карты установить можно, но когда речь идет о банке Азербайджана или Канады, шансы установить владельцев невысоки. "В рамках международного поручения документы направляются, стараемся отслеживать", - добавляет он.

Звонки о ДТП, покупка авто, аренда жилья: другие приемы из методички мошенников

Нашумевшие в прошлом году случаи телефонного мошенничества пока сошли на нет. Речь об эпизодах, когда жителям какого-либо крупного города Витебской области в один день поступали звонки о якобы попавших и виновных в ДТП родных. Незнакомцы представлялись сотрудниками правоохранительных органов. Они сообщали, что могут решить проблему, только нужна определенная сумма. Для уверенности просили собрать чашки, ложки и постельные принадлежности в больницу. Доверчивые люди отдавали сбережения курьерам, которые уже через пару минут после звонка ожидали у их порога. Адресатами таких сообщений становились пожилые и одиноко проживающие люди.

"В качестве курьеров злоумышленники выбирали как местных жителей, так и граждан России и Латвии. Люди находили подработку, им обещали легкие деньги, фигурировали большие суммы, - рассказывает Кирилл Климентьев. - Они все предпринимали меры защиты: маска, очки, шапка, капюшон и перчатки, чтобы их тяжело было идентифицировать. Это были люди от 18 до 30 лет, а самому старшему было около 60 (мужчина из Витебска). С пожилыми гражданами им запрещено было общаться".

Жертву, как и в случае с ложным участием в операции по поимке преступников, постоянно держали "на проводе" - так человек не мог связаться с родными. Если он быстро понимал природу звонивших и сообщал обо всем в милицию, то курьера могли задержать по горячим следам. Поэтому в некоторых случаях сбережения уцелели. Телефонным "атакам" со звонками о ДТП, которых не было, подвергались жители Орши, Полоцка и самого областного центра.

Пенсионерка из Витебска чуть было не стала жертвой мошенников повторно. На сайте знакомств она переписывалась с "американским врачом", находящимся на спецоперации в Сирии. Ему доверчивая женщина перевела крупную сумму, а спустя время пошла за кредитом в банк, чтобы перечислить деньги уже военному. К счастью для витебчанки, ее успели отговорить от идеи сами сотрудники банка.

"Встречаются и такие единичные случаи: человек играет на криптобирже, решается купить автомобиль за детскую цену. И все сводится к тому, что нужно перевести предоплату, - перечисляет схемы мошенничества старший оперуполномоченный. - Также люди на "Куфаре" подыскивали себе жилье в аренду. Для убедительности "арендодатель" предоставлял паспортные данные жителя Беларуси. Говорил, что находится за рубежом, квартира пустует, а показать ее может родственник. Но чтобы владелец был уверен, что человек будет заселяться, от него требовали перевести предоплату".

В итоге потенциальный квартиросъемщик пришел, а у дверей стояли еще несколько потерпевших. Они также переписывались с владельцем, решили посмотреть арендованную жилплощадь. Затем все вместе собрались и пришли в милицию. Оказалось, переписывались обманутые граждане с одним и тем же пользователем. "Мы активно прорабатывали тему и выяснили, что люди, которые этим занимались, находятся на территории Польши", - дополняет Кирилл Климентьев.

Сотрудник милиции отмечает, что по всем фактам мошенничества ведется тщательная проверка, сайты блокируют либо ограничивают к ним доступ, звонки "пробивают". А распространение мошеннического "вируса" проще предупредить, чем лечить от него. Потому и на жителей области у правоохранителей особая надежда, точнее, на их бдительность.

Евгения Архипова,

фото УВД Витебского облисполкома,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси